logo
От Рисина Конференции / Конференция - Воронеж-Курск - часть 1

О механизме взаимодействия федеральных и территориальных органов исполнительной власти при разработке программ и стратегий комплексного развития регионов

С разрушением плановой экономики и принятием курса на рыночную модель хозяйствования в России одновременно было продекларировано фактически полное отрицание необходимости комплексного регионального планирования. Сегодня можно констатировать, что этот подход себя не оправдал и страна стоит перед острой необходимостью формирования (во многом восстановления) эффективной системы регионального планирования в условиях рыночной экономики.

После принятия в 1995 году Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» процесс разработки различного рода программ регионального развития постепенно набирал силу и к рубежу второго десятилетия рыночных преобразований получил повсеместное признание в качестве инструмента региональной политики на федеральном и региональном уровнях. На сегодня абсолютное большинство субъектов России, крупных городов и таксонов местного самоуправления (по крайней мере, муниципальных районов и городских округов) имеют собственные программы и стратегии долгосрочного комплексного социально-экономического развития.

Однако этот процесс осуществляется спонтанно, носит явные признаки «экономического сепаратизма», строится на тенденциях создания экономического и социального благополучия «в отдельно взятом регионе». Достаточно сопоставить, например программы и стратегии экономического и социального развития субъектов России, входящих в состав Центрального федерального округа Российской федерации, в которых законодательно (на местном региональном уровне) закреплено в качестве целевых установок развития реального сектора экономики строительство более 30 цементных заводов мощностью более 2 млн. тонн каждый, 15 новых сахарных заводов, около 10 аэропортов международного значения, создание десятков изолированных (внутриобластных) кластеров, центров высокотехнологичной медицины. Все эти устремления не коим образом не сбалансированы даже в границах сопредельных областей.

Вместе с тем известно, что базовой целью региональной политики в Российской Федерации является обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Это предполагает, с одной стороны, сокращение различий в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, с другой стороны, обеспечение баланса между предполагаемым наращиванием экономического потенциала в сопредельных регионах и обеспечением комфортной среды обитания для населения. Иными словами, для достижения этой цели применение инструментов региональной политики должно быть направлено на организацию согласованных условий Федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по созданию максимально скоординированных условий для развития реального сектора экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.

Современная практика разработки и реализации региональных (территориальных) программ и стратегий комплексного социально-экономического развития Российской Федерации пока осуществляется вне этих принципов. В концентрированном виде основными негативными факторами, которые снижают эффективность подобного рода документов территориального планирования, по нашему мнению, являются:

- рассогласованность намерений исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления при формировании пакетов инвестиционных проектов стратегий и долгосрочных программ развития;

- отсутствие законодательно закрепленного статуса подобных документов на федеральном уровне. Наличие собственных стратегических документов развития субъектов Российской Федерации и территорий муниципалитетов обязательно в случае их претензий на финансовые ресурсы федерального бюджета, министерств и ведомств, однако не предусмотрено системой государственного планирования регионального развития;

- отсутствие должной координации разработки стратегий и долгосрочных программ развития как на уровне субъектов территориального планирования и муниципалитетов, так и со стороны федеральных органов исполнительной власти. В результате потенциал межрегиональной экономической кооперации практически не используется, вместо экономического взаимодействия наблюдается со стороны сопредельных субъектов настоящее противодействие (противостояние) экономическому развитию друг другу. Вхождение субъектов России своими инвестиционными проектами в федеральные и ведомственные целевые программы, а также в федеральные национальные проекты, претензии на пользование финансовыми ресурсами Федерального фонда финансовой поддержки регионов Российской Федерации, Федерального инвестиционного фонда и венчурной компании осуществляется скорее путем лоббирования, чем за счет взвешенных и скоординированных решений федеральных структур.

Устранение этих и других факторов, затрудняющих, а то и препятствующих эффективному взаимодействию исполнительных органов власти при формировании стратегических документов развития регионов, должно осуществляться в рамках федерального закона «Об организации работ по формированию и реализации государственной региональной политики в Российской Федерации». Именно данный закон должен обеспечить взаимосвязь стратегических документов развития страны с разрабатываемыми на региональном уровне концепциями, стратегиями и программами развития.

Закон должен обязать и федеральный и региональный уровни власти, работать по единым правилам игры, установить в сфере комплексного регионального планирования внятную систему комплексного регионального планирования, адекватную нынешнему этапу развития страны и лучшим мировым образцам. Он должен стать не жесткой схемой централизованного установления определенного порядка для регионов, а целостным комплексом гибких положений организационного, правового, методического и информационного характера, позволяющим обеспечить конструктивное взаимодействие федеральных и региональный органов исполнительной власти, а также хозяйствующих субъектов при разработке и реализации прогнозно-плановых документов, определяющих стратегические перспективы социально-экономического развития страны и регионов.

Разработку (формирование) стратегических документов социально-экономического развития сегодняшних субъектов Российской Федерации целесообразно начинать снизу (естественно с учетом миссии региона в территориальном разделении труда). При этом инвестиционные проекты в реальном секторе экономики, крупные инфраструктурные проекты межрегионального значения должны проходить процесс согласования с исполнительными органами власти сопредельных субъектов России (макрорегионов), получить одобрение в аппаратах полномочных представителей Президента Российской Федерации (соответствующих) Федеральных округов и в Министерстве регионального развития Российской Федерации.

Тарнопольский А.И.