Инновации в малом предпринимательстве: практика поддержки
Инновация (нововведение) - это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (продуктовая инновация), или в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (процессная инновация).
Под инновационными малыми предприятиями в широком смысле понимаются предприятия, осуществляющие инновационную деятельность, то есть предприятия, участвующие в процессе, направленном на воплощение результатов научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.
Международная практика поддержки региональных инновационных предприятий выделяет следующий обобщенный перечень инструментария:
- административно-управленческий (к примеру, придание особого статуса территориям);
- финансовое стимулирование компаний (дотации на определенные суммы инвестиций, кредиты, финансовые льготы, субсидии в связи с созданием рабочих мест и т.п.);
- пространственное распределение экономической деятельности государства (в т.ч. за счет предпочтения государственных закупок у поставщиков определенных регионов);
- создание инфраструктур (включая механизмы концессии);
- меры стимулирования развития (создание благоприятной бизнес-среды, поддержка информационных сетей, консалтинговой деятельности, образования, научных исследований и технических разработок).
В России региональная инновационная политика чаще всего реализуется в виде программ. Инновационная программа (инновационный проект) межгосударственного, федерального, межрегионального, регионального, отраслевого уровней – обоснованный интересами рынка комплекс мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления, обеспечивающий эффективную разработку, создание и освоение инновационного продукта»62.
В Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов РФ говорится о формировании региональных модулей Национальной инновационной системы РФ, что предполагает:
- разработку и реализацию программ развития закрытых территориальных образований;
- государственную поддержку наукоградов, число которых достигло в России семи, а также размещение по территории РФ центров трансфера технологий;
- образование исследовательских университетов, проводящих фундаментальные исследования по приоритетным для государства направлениям развития науки и технологии и обеспечивающие интеграцию научной и образовательной деятельности;
- создание на территории РФ особых экономических зон (технико-внедренческих центров, технопарков, бизнес-инкубаторов и т.д.);
- определение параметров федеральной поддержки региональных программ по созданию своих инновационных модулей.
На наш взгляд, государственная поддержка на современном этапе развития российской экономики, с учетом реалий финансового кризиса, была бы более эффективной, если бы имела фокусировку на таких перспективных направлениях, как:
- развитие межотраслевой кооперации и субконтракции;
- развитие частно-государственного партнерства в промышленности, транспорте и инновационной сфере;
- создание благоприятных организационных условий для развития частного инновационного предпринимательства;
- развитие межрегионального и международного сотрудничества в инновационной сфере, углубление интеграционных процессов с пограничными регионами;
- создание и совместное финансирование инновационных региональных проектов (проектов – «локомотивов», «точек роста»);
- развитие самозанятости в инновационной сфере.
С начала 1990-х годов необходимость поддержки становления и развития в стране малого бизнеса, в частности инновационного, широко декларировалась (хотя, возможно, и не осознавалась в полной мере). Стали появляться такие важные элементы инфраструктуры поддержки малого бизнеса, как агентства, учебно-деловые центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и инновационно-технологические центры. Позднее развитие сети подобных центров и парков стало непременным элементов всех программ поддержки малого предпринимательства, как федеральных, так и подавляющего большинства региональных.
Опыт индустриально развитых стран свидетельствует о том, что малый и средний бизнес является тем сектором реальной экономики, который способен существенно стимулировать инновационные процессы в обществе.
России необходима качественно новая государственная поддержка инновационного предпринимательства, условия которой будут понятны всему обществу.
Руденко Д.В.
- Воронежский государственный университет
- Содержание
- Проблемы государственного регулирования отраслей - естественных монополий
- Государственно-частное партнерство в развитии крупного города
- Основные тенденции развития высшей школы страны и регионов
- Мировой кризис и экономики сша, Китая и России
- Публично-частное партнерство как
- Инструмент повышения эффективности
- Государственного управления и
- Местного самоуправления
- Механизм реализации региональной промышленной политики
- Особенности стратегического планирования развития крупных городов
- Теоретические аспекты формирования интегрируемых структур
- Оценка топливно-энергетических ресурсов сахалинской области
- Организация внутрифирменного планирования
- О некоторых основаниях для вертикальной интеграции
- Иностранные инвестиции в контексте отраслевого и территориального развития россии
- Об особенностях развития российской модели корпоративного управления
- Направления и методы поддержки предпринимательской деятельности в сша
- Факторы регионального развития
- Муниципальная стратегия управления контрагентской конкурентоспособностью промышленного комплекса города
- Инновации в малом предпринимательстве: практика поддержки
- Совершенствование механизма обеспечения конкурентоспособности курской области
- ЖизненнЫй цикл организации как объективная основа антикризисного управления
- О возможностях национализации
- Факторы и направления обеспечения устойчивости развития производственных систем
- О причинах цикличности в развитии современных экономических систем
- Использование зарубежного опыта для реорганизации муниципальных образований63
- Факторы стратегического планирования развития территорий64
- Механизм анализа структурной безработицы в регионе
- ИнНовационные направления развития экономической самостоятельности местного самоуправления
- Анализ внутренней и внешней среды предприятия при стратегическом планировании его развития
- Формирование стратегии развития региональной экономики на инновационной основе67
- Кластерный подход к организации взаимодействия малых и крупных предприятий на уровне региона
- Особенности функционирования управляющей компании холдинга
- Влияние инвестиций на инновационную политику региона
- Научно-технический прогресс как фактор цикличного развития экономики инновационного типа
- Количественный анализ развития лизинга в рф
- Использование нейросетевых технологий в адаптивном управлении предприятием74
- Оценка влияния информационного,
- Производственного и трудового потенциалов
- На социально-экономическую эффективность
- Развития региона
- Формирование и выбор адаптивно-рациональных прогнозных траекторий развития районов в условиях пространственной социально-экономической поляризации
- Системная трансформация сущности
- Инновационные подходы к стратификации пространственно-поляризованной территориально-отраслевой структуры регионов и социально-экономическому районированию
- Экономический спад в россии: причины начала кризиса в промышленности и пути выхода из него
- Особенности хаотических колебаний в динамических системах
- Основные направления оптимизации денежных потоков промышленного предприятия в условиях кризиса
- Сетевые отношения экономических субъектов: перспективное направление развития российской экономики
- Особенности адаптации реинжиниринга бизнес-процессов в современных российских условиях
- Оптимизация деятельности органов местного самоуправления: стратегическое направление развития современной российской государственности
- Структурные сдвиги в промышленности: территориальный и отраслевой аспект 90
- Формирование эффективной системы налогообложения муниципальных образований
- Планирование оборотных производственных активов на примере запасов материальных ресурсов 91
- Проблемы и пути развития инновационной деятельности в курской области
- Модернизация системы стратегического программирования развития регионов
- Взаимосвязь динамики ввп и занятости в россии и странах снг
- Повышение эффективности развития и функционирования финансово-кредитных рынков как ресурсной базы стратегического развития регионов
- Анализ опыта использования логистического подхода к формированию и функционированию складской базы
- Регулирование доверительного управления строениями
- Логистика реорганизации региональных фондовых рынков
- Прямые иностранные инвестиции: плюсы и минусы
- Российский опыт муниципального предпринимательства
- Современное состояние рынка труда воронежской области
- О механизме взаимодействия федеральных и территориальных органов исполнительной власти при разработке программ и стратегий комплексного развития регионов
- Этапы развития международного регионального предпринимательства в аспекте разделения труда
- Инновационно-стратегическое развитие региона
- Государственное регулирование рекламной деятельности в регионе
- Совершенствование показателей мониторинга инновационной деятельности в регионе
- Проблемы развития механизма привлечения инвестиций в экономику региона
- Методический алгоритм совершенствования региональной организации жизнедеятельности населения
- Кадры органов местного самоуправления: современное состояние и пути совершествования
- Регион: подсистема социально-экономического комплекса страны и относительно самостоятельная экономическая система
- Эволюция экономического пространства россии
- Территориально-производственные комплексы в ссср и кластеры в современной россии: сравнительная характеристика
- Государственно-частное партнерство как институт развития территорий