logo
От Рисина Конференции / Конференция - Воронеж-Курск - часть 1

Инновации в малом предпринимательстве: практика поддержки

Инновация (нововведение) - это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (продуктовая инновация), или в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (процессная инновация).

Под инновационными малыми предприятиями в широком смысле понимаются предприятия, осуществляющие инновационную деятельность, то есть предприятия, участвующие в процессе, направленном на воплощение результатов научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.

Международная практика поддержки региональных инновационных предприятий выделяет следующий обобщенный перечень инструментария:

- административно-управленческий (к примеру, придание особого статуса территориям);

- финансовое стимулирование компаний (дотации на определенные суммы инвестиций, кредиты, финансовые льготы, субсидии в связи с созданием рабочих мест и т.п.);

- пространственное распределение экономической деятельности государства (в т.ч. за счет предпочтения государственных закупок у поставщиков определенных регионов);

- создание инфраструктур (включая механизмы концессии);

- меры стимулирования развития (создание благоприятной бизнес-среды, поддержка информационных сетей, консалтинговой деятельности, образования, научных исследований и технических разработок).

В России региональная инновационная политика чаще всего реализуется в виде программ. Инновационная программа (инновационный проект) межгосударственного, федерального, межрегионального, регионального, отраслевого уровней – обоснованный интересами рынка комплекс мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления, обеспечивающий эффективную разработку, создание и освоение инновационного продукта»62.

В Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов РФ говорится о формировании региональных модулей Национальной инновационной системы РФ, что предполагает:

- разработку и реализацию программ развития закрытых территориальных образований;

- государственную поддержку наукоградов, число которых достигло в России семи, а также размещение по территории РФ центров трансфера технологий;

- образование исследовательских университетов, проводящих фундаментальные исследования по приоритетным для государства направлениям развития науки и технологии и обеспечивающие интеграцию научной и образовательной деятельности;

- создание на территории РФ особых экономических зон (технико-внедренческих центров, технопарков, бизнес-инкубаторов и т.д.);

- определение параметров федеральной поддержки региональных программ по созданию своих инновационных модулей.

На наш взгляд, государственная поддержка на современном этапе развития российской экономики, с учетом реалий финансового кризиса, была бы более эффективной, если бы имела фокусировку на таких перспективных направлениях, как:

- развитие межотраслевой кооперации и субконтракции;

- развитие частно-государственного партнерства в промышленности, транспорте и инновационной сфере;

- создание благоприятных организационных условий для развития частного инновационного предпринимательства;

- развитие межрегионального и международного сотрудничества в инновационной сфере, углубление интеграционных процессов с пограничными регионами;

- создание и совместное финансирование инновационных региональных проектов (проектов – «локомотивов», «точек роста»);

- развитие самозанятости в инновационной сфере.

С начала 1990-х годов необходимость поддержки становления и развития в стране малого бизнеса, в частности инновационного, широко декларировалась (хотя, возможно, и не осознавалась в полной мере). Стали появляться такие важные элементы инфраструктуры поддержки малого бизнеса, как агентства, учебно-деловые центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и инновационно-технологические центры. Позднее развитие сети подобных центров и парков стало непременным элементов всех программ поддержки малого предпринимательства, как федеральных, так и подавляющего большинства региональных.

Опыт индустриально развитых стран свидетельствует о том, что малый и средний бизнес является тем сектором реальной экономики, который способен существенно стимулировать инновационные процессы в обществе.

России необходима качественно новая государственная поддержка инновационного предпринимательства, условия которой будут понятны всему обществу.

Руденко Д.В.