logo
От Рисина Конференции / Конференция - Воронеж-Курск - часть 1

Инновационно-стратегическое развитие региона

В настоящее время наша страна переживает стра­тегический бум. О стратегиях гово­рят повсюду. Стратегии стали разрабатывать все: малые компании и крупные кор­порации, государство и регионы, го­рода и сёла. Поиск стратегичес­ких целей и ориентиров, т.е. таких, кото­рые прочно видны и не поз­воляют отклонится от цели, становится задачей при­оритетной. Без решения этой задачи браться за другие нет смысла т.к. они ни на что не нацелены.

Стратегии множатся и проявляют себя в виде тех или иных идеоло­гий или проектов, а их развитие требует измене­ния устоявшихся стереотипов, по­явления новых управленцев, по­иска ранее не использовавшихся ресурсов и решений. Стратегии сталкива­ются между собой, происходит замена одних стратегий другими. Но лишь в этой стратегической борьбе возможно развитие.

Субъекты Российской Федерации вынуждены разрабатывать собственные стратегии с одной стороны в связи с условием, пос­тавленным Федеральным Прави­тельством, а с другой — в силу не­обходимости позиционировать себя в качестве субъектов, прово­дящих самостоятельную конку­рентную социально-экономическую политику, которая основывается на собственных кадрах, ресурсах и технологиях. Политика эта долж­на не только обеспечить конку­рентоспособность экономики и социальную стабильность, но и способствовать удержанию на определенном уровне множест­ва показателей, рег­ламентированных федеральными органами власти. Предполагается, что эффек­тивность деятельности органов исполнительной власти субъек­тов РФ будет оцениваться на ос­нове ежегодного доклада высше­го должностного лица региона о достигнутых значениях показате­лей и их планируемых значени­ях на трехлетний период. При помощи этих пара­метров можно понять, выдержи­вает регион общегосударствен­ный стратегический план или нет, и сделать корректировку приоритетов.

Процесс разработки страте­гии может дать еще один очень важный результат - фор­мирование сообщества создателей этих самых стратегий. Тех, кто стратегию способен разработать и осуществить. Лишь в стратегическом пространстве мышления и деятельности могут быть разработаны и запущены стратегические проекты в виде среднесрочных программ или планов, которые способны обес­печить устойчивую динамику раз­вития и благосостояние региона. Но все не так прос­то, как хотелось бы.

Реальных разработ­чиков стратегий в регионах, ко­торые никогда ранее стратеги­ческими субъектами не являлись, просто нет. Ни универ­ситетские профессора, ни специалисты областных администраций с этой задачей справится не в состоянии. В их работе выявились две ос­новные тенденции: либо голое те­оретизирование, либо разработка оперативных проектов, лоббирующих интересы бизнеса. Поэтому разработчиков страте­гий в стране не так много. Основным является Институт эко­номических стратегий и несколько подобных институтов. Столь узкий круг разра­ботчиков вполне способен соот­ветствовать стандарту стратегии, заданному Федеральным Прави­тельством, но обучить стратеги­ческому проектированию людей «на местах» у них не получит­ся и из-за недостатка времени, и по причине отсутствия методик. Как следствие однажды отработанный прием стратегического проектирования будет растиражирован по мно­гим регионам и городам, не учитывая их специфику.

Кроме того, стандарты Федераль­ного Правительства не учитывают такой аспект, как идео­логия. Иными словами, ценнос­тная составляющая стратегии — именно тот ее фактор, руководс­твуясь которым в стратегию могут поверить значительные массы людей. Это можно исправить разработкой федеральной идеологии, но и она пока не разработана. Поэто­му понимание значимости стра­тегических направлений разви­тия может прийти в первую оче­редь через веру в них. Косвенно — через доверие тем, кто стратегию разрабатывает и намерен осу­ществлять.

Поверить могут только в то, что реально действует и дает отдачу. Именно поэто­му идеология стратегии неизбеж­но должна оперировать успеш­ными примерами проектов, ру­ководствуясь которыми, можно побудить людей к конкретным действиям.

Основа идеологии развития – формирование в общественном сознании новых смыслов, которые, будучи убедительно осознанными, становятся главным побудительным мотивом долгосрочного персонального и коллективного действия в определенном направлении развития. В основе каждой идеологии должна лежать философия, - устойчивая система ценностей и приоритетов. Очевидно, для нашей идеологии основополагающей является философия развития, основные ценности которой – ответственный подход к собственному будущему, приоритет квалификации над статусом, системный подход в управлении. С помощью идеологии могут быть сформированы новые параметры патриотизма; утверждена новая культура собственности, культура управления собственностью, культура общежития и наследования; переоценены запросы к образованию, предпринимательской деятельности, общественному самоуправлению, сохранению и приумножению ограниченных ресурсов развития; утверждены в общественном сознании новые образы, общественных позиций; сформирована корпоративная элита, которая будет способна удержать заданный вектор развития.

Очевидно, что существующие административные структуры потребуется существенно переформатировать, для осуществления поставленных целей, внести в них новые функции, реорганизовать их взаимодействие с бизнесом, субъектами гражданского общества. Часть полномочий административному аппарату предстоит передать как органам местного самоуправления, так и вновь создаваемым структурам управления развитием – главным образом речь идет о перераспределении функций, ресурсов и полномочий.

Организация тесного и продуктивного взаимодействия этих управленческих систем становится важнейшей функциональной задачей стратегического масштаба.

Стратегии разработаны уже в большинстве субъектов Российской Федерации. Повышение конкурен­тоспособности региона предполагается обес­печить за счет развития инфра­структуры. Особое внимание уде­ляется формированию иннова­ционной экономики, в частнос­ти укреплению инновационной инфраструктуры.

Важную роль играет необходимость форми­рования благоприятной бизнес-среды. Речь идет о повышении качества корпора­тивной и управленческой культу­ры предприятий региона, разви­тии нормативной правовой базы и сокращении издержек бизнеса на преодоле­ние административных барьеров. Задачу повышения инвестици­онной привлекательности пред­полагается решать посредством разработки программы территориального развития, создания индустриальных площадок и пар­ков, налого­вого стимулирования и развития информационной среды. Орга­низационным механизмом этого процесса следует считать созда­ние в каждом субъекте РФ Службы регионального развития. Она берет на себя следующие стратегические задачи:

1. Формирование образа будущего территории и социума, целеполагание, выработка критериев приоритетности задач и функций.

2. Учет и накопление необходимых ресурсов, и перевод их в резерв оперативного действия.

3. Принятие решений в рамках стратегического менеджмента, направленных на реализацию стратегии в долгосрочном периоде.

4. Разработка стратегических моделей, выборы вариантов стратегического действия, оценка альтернатив избранным вариантам стратегий.

5. Экспертная оценка осуществления стратегических функций различными субъектами стратегического управления.

6. Осуществление всей деятельности, связанной с идеологическим обеспечением стратегии развития. 

7. Выработка критериев оценки успешности реализуемой стратегии, отслеживание точек роста, мобилизация всех ресурсов управления для решения важнейших задач стратегического уровня.

8. Формирование сетевой структуры с корпоративными органами стратегического управления других субъектов Федерации, Центра, соседних территорий.

9. Выступает заказчиком формирования инвестиционно привлекательной бизнес-среды и деятельных социальных сообществ гражданского общества.

Естественно, вся эта работа потребует значительного изменения существующего законодательства, изменения форм и климата взаимоотношений власти, общества и бизнеса, подготовку значительного числа управленцев, причем управленцев, способных работать в формате нескольких проектов одновременно.

Создание органа стратегического управления предполагает выделение стратегического менеджмента в отдельную сферу управленческой деятельности, при этом его полномочия и функции должны отображать в том числе и задачи государственной стратегии, элементом которой становится стратегия региональная. Наиболее сложной задачей этого органа на первом этапе реализации стратегии будет формирование необходимого объема ресурсов для осуществления поставленных задач: формирование специального фонда стратегического развития, созданного по образцу и подобию «Стабилизационного фонда» потребует сосредоточения средств из многих источников, включая федеральные.

Управление стратегией развития Воронежской области будет тем действеннее и эффективнее, чем большее число субъектов стратегического уровня удастся объединить и чем больше субъектов оперативного уровня удастся вывести в стратегическое пространство.

Капитализацию человеческих ре­сурсов, обеспечат сбалансиро­ванный рынок труда, приведение системы образования в соответс­твие с запросами рынка труда, увеличение мобильности населе­ния и повышение качества среды обитания.

Если рассматривать систему ад­министративного управления субъектом РФ, то здесь, как пра­вило, предусматривается внед­рение системы стратегического планирования, бюджетирования, ориентированного на результат, и управления по результатам, раз­витие механизмов государствен­но-частного партнерства, повы­шение эффективности взаимо­действия региональных органов власти и местного самоуправле­ния, а важным условием успеха этих мероприятий является нали­чие квалифицированного персо­нала, эффективной организаци­онной структуры.

Стратегия — действие коллектив­ное, и предполагает без­условное участие множества лиц, чья персональная стратегия совпадает с общим вектором развития. Но ситуация может сложиться таким образом, что ориентиры развития чужой территории окажутся более при­влекательными, чем своей собс­твенной. И именно они подчи­нят себе самый ценный стратеги­ческий капитал — человеческий. Очевидно, что преодолеть эту си­туацию можно будет лишь с раз­работкой стратегий межрегио­нальных, например, стратегии Цен­трального Черноземья, в которой были бы объединены стратегии Липецкой, Белгородс­кой, Воронежской, Курской и Там­бовской областей. Ре­сурсы оптимизируются, устой­чивость такой стратегии сущест­венно выше, орган стратегического управления (коллегиальный) превращается в действующую структуру.

Однако здесь важно сделать пра­вильный выбор субъектов, разви­тие которых со временем обеспе­чит развитие реги­онов. Согласование приоритетов между регионами и организация на этой основе стратегических альянсов, формирование макро­регионов, способных стать рав­ноправными партнерами в сис­теме глобальных связей — все это вполне может обеспечить страте­гический прорыв региона и поставить его на инновационный путь развития.

Борисов В.Б.