Инновационно-стратегическое развитие региона
В настоящее время наша страна переживает стратегический бум. О стратегиях говорят повсюду. Стратегии стали разрабатывать все: малые компании и крупные корпорации, государство и регионы, города и сёла. Поиск стратегических целей и ориентиров, т.е. таких, которые прочно видны и не позволяют отклонится от цели, становится задачей приоритетной. Без решения этой задачи браться за другие нет смысла т.к. они ни на что не нацелены.
Стратегии множатся и проявляют себя в виде тех или иных идеологий или проектов, а их развитие требует изменения устоявшихся стереотипов, появления новых управленцев, поиска ранее не использовавшихся ресурсов и решений. Стратегии сталкиваются между собой, происходит замена одних стратегий другими. Но лишь в этой стратегической борьбе возможно развитие.
Субъекты Российской Федерации вынуждены разрабатывать собственные стратегии с одной стороны в связи с условием, поставленным Федеральным Правительством, а с другой — в силу необходимости позиционировать себя в качестве субъектов, проводящих самостоятельную конкурентную социально-экономическую политику, которая основывается на собственных кадрах, ресурсах и технологиях. Политика эта должна не только обеспечить конкурентоспособность экономики и социальную стабильность, но и способствовать удержанию на определенном уровне множества показателей, регламентированных федеральными органами власти. Предполагается, что эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ будет оцениваться на основе ежегодного доклада высшего должностного лица региона о достигнутых значениях показателей и их планируемых значениях на трехлетний период. При помощи этих параметров можно понять, выдерживает регион общегосударственный стратегический план или нет, и сделать корректировку приоритетов.
Процесс разработки стратегии может дать еще один очень важный результат - формирование сообщества создателей этих самых стратегий. Тех, кто стратегию способен разработать и осуществить. Лишь в стратегическом пространстве мышления и деятельности могут быть разработаны и запущены стратегические проекты в виде среднесрочных программ или планов, которые способны обеспечить устойчивую динамику развития и благосостояние региона. Но все не так просто, как хотелось бы.
Реальных разработчиков стратегий в регионах, которые никогда ранее стратегическими субъектами не являлись, просто нет. Ни университетские профессора, ни специалисты областных администраций с этой задачей справится не в состоянии. В их работе выявились две основные тенденции: либо голое теоретизирование, либо разработка оперативных проектов, лоббирующих интересы бизнеса. Поэтому разработчиков стратегий в стране не так много. Основным является Институт экономических стратегий и несколько подобных институтов. Столь узкий круг разработчиков вполне способен соответствовать стандарту стратегии, заданному Федеральным Правительством, но обучить стратегическому проектированию людей «на местах» у них не получится и из-за недостатка времени, и по причине отсутствия методик. Как следствие однажды отработанный прием стратегического проектирования будет растиражирован по многим регионам и городам, не учитывая их специфику.
Кроме того, стандарты Федерального Правительства не учитывают такой аспект, как идеология. Иными словами, ценностная составляющая стратегии — именно тот ее фактор, руководствуясь которым в стратегию могут поверить значительные массы людей. Это можно исправить разработкой федеральной идеологии, но и она пока не разработана. Поэтому понимание значимости стратегических направлений развития может прийти в первую очередь через веру в них. Косвенно — через доверие тем, кто стратегию разрабатывает и намерен осуществлять.
Поверить могут только в то, что реально действует и дает отдачу. Именно поэтому идеология стратегии неизбежно должна оперировать успешными примерами проектов, руководствуясь которыми, можно побудить людей к конкретным действиям.
Основа идеологии развития – формирование в общественном сознании новых смыслов, которые, будучи убедительно осознанными, становятся главным побудительным мотивом долгосрочного персонального и коллективного действия в определенном направлении развития. В основе каждой идеологии должна лежать философия, - устойчивая система ценностей и приоритетов. Очевидно, для нашей идеологии основополагающей является философия развития, основные ценности которой – ответственный подход к собственному будущему, приоритет квалификации над статусом, системный подход в управлении. С помощью идеологии могут быть сформированы новые параметры патриотизма; утверждена новая культура собственности, культура управления собственностью, культура общежития и наследования; переоценены запросы к образованию, предпринимательской деятельности, общественному самоуправлению, сохранению и приумножению ограниченных ресурсов развития; утверждены в общественном сознании новые образы, общественных позиций; сформирована корпоративная элита, которая будет способна удержать заданный вектор развития.
Очевидно, что существующие административные структуры потребуется существенно переформатировать, для осуществления поставленных целей, внести в них новые функции, реорганизовать их взаимодействие с бизнесом, субъектами гражданского общества. Часть полномочий административному аппарату предстоит передать как органам местного самоуправления, так и вновь создаваемым структурам управления развитием – главным образом речь идет о перераспределении функций, ресурсов и полномочий.
Организация тесного и продуктивного взаимодействия этих управленческих систем становится важнейшей функциональной задачей стратегического масштаба.
Стратегии разработаны уже в большинстве субъектов Российской Федерации. Повышение конкурентоспособности региона предполагается обеспечить за счет развития инфраструктуры. Особое внимание уделяется формированию инновационной экономики, в частности укреплению инновационной инфраструктуры.
Важную роль играет необходимость формирования благоприятной бизнес-среды. Речь идет о повышении качества корпоративной и управленческой культуры предприятий региона, развитии нормативной правовой базы и сокращении издержек бизнеса на преодоление административных барьеров. Задачу повышения инвестиционной привлекательности предполагается решать посредством разработки программы территориального развития, создания индустриальных площадок и парков, налогового стимулирования и развития информационной среды. Организационным механизмом этого процесса следует считать создание в каждом субъекте РФ Службы регионального развития. Она берет на себя следующие стратегические задачи:
1. Формирование образа будущего территории и социума, целеполагание, выработка критериев приоритетности задач и функций.
2. Учет и накопление необходимых ресурсов, и перевод их в резерв оперативного действия.
3. Принятие решений в рамках стратегического менеджмента, направленных на реализацию стратегии в долгосрочном периоде.
4. Разработка стратегических моделей, выборы вариантов стратегического действия, оценка альтернатив избранным вариантам стратегий.
5. Экспертная оценка осуществления стратегических функций различными субъектами стратегического управления.
6. Осуществление всей деятельности, связанной с идеологическим обеспечением стратегии развития.
7. Выработка критериев оценки успешности реализуемой стратегии, отслеживание точек роста, мобилизация всех ресурсов управления для решения важнейших задач стратегического уровня.
8. Формирование сетевой структуры с корпоративными органами стратегического управления других субъектов Федерации, Центра, соседних территорий.
9. Выступает заказчиком формирования инвестиционно привлекательной бизнес-среды и деятельных социальных сообществ гражданского общества.
Естественно, вся эта работа потребует значительного изменения существующего законодательства, изменения форм и климата взаимоотношений власти, общества и бизнеса, подготовку значительного числа управленцев, причем управленцев, способных работать в формате нескольких проектов одновременно.
Создание органа стратегического управления предполагает выделение стратегического менеджмента в отдельную сферу управленческой деятельности, при этом его полномочия и функции должны отображать в том числе и задачи государственной стратегии, элементом которой становится стратегия региональная. Наиболее сложной задачей этого органа на первом этапе реализации стратегии будет формирование необходимого объема ресурсов для осуществления поставленных задач: формирование специального фонда стратегического развития, созданного по образцу и подобию «Стабилизационного фонда» потребует сосредоточения средств из многих источников, включая федеральные.
Управление стратегией развития Воронежской области будет тем действеннее и эффективнее, чем большее число субъектов стратегического уровня удастся объединить и чем больше субъектов оперативного уровня удастся вывести в стратегическое пространство.
Капитализацию человеческих ресурсов, обеспечат сбалансированный рынок труда, приведение системы образования в соответствие с запросами рынка труда, увеличение мобильности населения и повышение качества среды обитания.
Если рассматривать систему административного управления субъектом РФ, то здесь, как правило, предусматривается внедрение системы стратегического планирования, бюджетирования, ориентированного на результат, и управления по результатам, развитие механизмов государственно-частного партнерства, повышение эффективности взаимодействия региональных органов власти и местного самоуправления, а важным условием успеха этих мероприятий является наличие квалифицированного персонала, эффективной организационной структуры.
Стратегия — действие коллективное, и предполагает безусловное участие множества лиц, чья персональная стратегия совпадает с общим вектором развития. Но ситуация может сложиться таким образом, что ориентиры развития чужой территории окажутся более привлекательными, чем своей собственной. И именно они подчинят себе самый ценный стратегический капитал — человеческий. Очевидно, что преодолеть эту ситуацию можно будет лишь с разработкой стратегий межрегиональных, например, стратегии Центрального Черноземья, в которой были бы объединены стратегии Липецкой, Белгородской, Воронежской, Курской и Тамбовской областей. Ресурсы оптимизируются, устойчивость такой стратегии существенно выше, орган стратегического управления (коллегиальный) превращается в действующую структуру.
Однако здесь важно сделать правильный выбор субъектов, развитие которых со временем обеспечит развитие регионов. Согласование приоритетов между регионами и организация на этой основе стратегических альянсов, формирование макрорегионов, способных стать равноправными партнерами в системе глобальных связей — все это вполне может обеспечить стратегический прорыв региона и поставить его на инновационный путь развития.
Борисов В.Б.
- Воронежский государственный университет
- Содержание
- Проблемы государственного регулирования отраслей - естественных монополий
- Государственно-частное партнерство в развитии крупного города
- Основные тенденции развития высшей школы страны и регионов
- Мировой кризис и экономики сша, Китая и России
- Публично-частное партнерство как
- Инструмент повышения эффективности
- Государственного управления и
- Местного самоуправления
- Механизм реализации региональной промышленной политики
- Особенности стратегического планирования развития крупных городов
- Теоретические аспекты формирования интегрируемых структур
- Оценка топливно-энергетических ресурсов сахалинской области
- Организация внутрифирменного планирования
- О некоторых основаниях для вертикальной интеграции
- Иностранные инвестиции в контексте отраслевого и территориального развития россии
- Об особенностях развития российской модели корпоративного управления
- Направления и методы поддержки предпринимательской деятельности в сша
- Факторы регионального развития
- Муниципальная стратегия управления контрагентской конкурентоспособностью промышленного комплекса города
- Инновации в малом предпринимательстве: практика поддержки
- Совершенствование механизма обеспечения конкурентоспособности курской области
- ЖизненнЫй цикл организации как объективная основа антикризисного управления
- О возможностях национализации
- Факторы и направления обеспечения устойчивости развития производственных систем
- О причинах цикличности в развитии современных экономических систем
- Использование зарубежного опыта для реорганизации муниципальных образований63
- Факторы стратегического планирования развития территорий64
- Механизм анализа структурной безработицы в регионе
- ИнНовационные направления развития экономической самостоятельности местного самоуправления
- Анализ внутренней и внешней среды предприятия при стратегическом планировании его развития
- Формирование стратегии развития региональной экономики на инновационной основе67
- Кластерный подход к организации взаимодействия малых и крупных предприятий на уровне региона
- Особенности функционирования управляющей компании холдинга
- Влияние инвестиций на инновационную политику региона
- Научно-технический прогресс как фактор цикличного развития экономики инновационного типа
- Количественный анализ развития лизинга в рф
- Использование нейросетевых технологий в адаптивном управлении предприятием74
- Оценка влияния информационного,
- Производственного и трудового потенциалов
- На социально-экономическую эффективность
- Развития региона
- Формирование и выбор адаптивно-рациональных прогнозных траекторий развития районов в условиях пространственной социально-экономической поляризации
- Системная трансформация сущности
- Инновационные подходы к стратификации пространственно-поляризованной территориально-отраслевой структуры регионов и социально-экономическому районированию
- Экономический спад в россии: причины начала кризиса в промышленности и пути выхода из него
- Особенности хаотических колебаний в динамических системах
- Основные направления оптимизации денежных потоков промышленного предприятия в условиях кризиса
- Сетевые отношения экономических субъектов: перспективное направление развития российской экономики
- Особенности адаптации реинжиниринга бизнес-процессов в современных российских условиях
- Оптимизация деятельности органов местного самоуправления: стратегическое направление развития современной российской государственности
- Структурные сдвиги в промышленности: территориальный и отраслевой аспект 90
- Формирование эффективной системы налогообложения муниципальных образований
- Планирование оборотных производственных активов на примере запасов материальных ресурсов 91
- Проблемы и пути развития инновационной деятельности в курской области
- Модернизация системы стратегического программирования развития регионов
- Взаимосвязь динамики ввп и занятости в россии и странах снг
- Повышение эффективности развития и функционирования финансово-кредитных рынков как ресурсной базы стратегического развития регионов
- Анализ опыта использования логистического подхода к формированию и функционированию складской базы
- Регулирование доверительного управления строениями
- Логистика реорганизации региональных фондовых рынков
- Прямые иностранные инвестиции: плюсы и минусы
- Российский опыт муниципального предпринимательства
- Современное состояние рынка труда воронежской области
- О механизме взаимодействия федеральных и территориальных органов исполнительной власти при разработке программ и стратегий комплексного развития регионов
- Этапы развития международного регионального предпринимательства в аспекте разделения труда
- Инновационно-стратегическое развитие региона
- Государственное регулирование рекламной деятельности в регионе
- Совершенствование показателей мониторинга инновационной деятельности в регионе
- Проблемы развития механизма привлечения инвестиций в экономику региона
- Методический алгоритм совершенствования региональной организации жизнедеятельности населения
- Кадры органов местного самоуправления: современное состояние и пути совершествования
- Регион: подсистема социально-экономического комплекса страны и относительно самостоятельная экономическая система
- Эволюция экономического пространства россии
- Территориально-производственные комплексы в ссср и кластеры в современной россии: сравнительная характеристика
- Государственно-частное партнерство как институт развития территорий