logo
От Рисина Конференции / Конференция - Воронеж-Курск - часть 1

Проблемы и пути развития инновационной деятельности в курской области

Инновационное развитие России находится на начальном этапе своего существования. Доля промышленных предприятий осуществляющих разработку и внедрение новых технологий достигло 10 процентов. Но сегодня проблема инновационного развития страны принимает особый характер. В условиях мирового экономического кризиса внешний спрос на сырье первого передела, включая нефть и металлы, упал. При продолжении курса, результатом которого был сырьевой топливно-энергетический крен, мы будем выходить из кризиса, после развитых стран. Таким образом, модернизация всей экономики и развитие конкурентоспособного наукоемкого производства – это неотложная задача, которую необходимо решать государству.

Безусловно, огромную роль при переходе к инновационной экономике играет государственный центр - президент, федеральная законодательная и исполнительная власти. Меры, предпринимаемые государством, должны убедить предпринимательское сообщество в том, что инновации – путь к высоким и устойчивым прибылям. Огромную роль на пути инновационного развития страны отводиться регионам. Следовательно, и решение проблем связанных с развитием инновационной деятельности в регионах должны быть приоритетными для всех уровней власти.

Помимо общих проблем в ведении бизнеса в России (административные барьеры, сложности с доступом к финансовым ресурсам и другие), функционирование субъектов инновационной деятельности осложняется специфическими характеристиками этой сферы: неразвитостью системы проектного и венчурного финансирования, отсутствием собственной исследовательской, опытно-экспериментальной и промышленно-внедренческой базы, острой нехваткой специалистов по инновационному менеджменту. Решение этих проблем обеспечивается усилением регулирующего воздействия органов государственной власти Курской области и органов местного самоуправления на инновационную систему посредством разработки и реализации мер государственной поддержки субъектов инновационной деятельности на основе консолидации финансовых ресурсов областного бюджета и внебюджетных источников.

Курская область, обладает не достаточно высоким научно-техническим потенциалом, и как следствие имеет недостаточный уровень развития инновационной системы, по причинам: отсутствия венчурных организаций, работающих на принципах проектного финансирования и управления инновационными проектами; недостаточной инвестиционной привлекательности инновационной сферы в сравнении с другими отраслями экономики; слабого взаимодействия между наукой и бизнесом; недостаточного уровня развития инфраструктуры региональной инновационной системы, включая финансовое, информационное, консалтинговое, маркетинговое обеспечение; технологической отсталости и, как следствие, низкой конкурентоспособности продукции ряда отраслей промышленности; неразвитости сферы малых инновационных предприятий, обладающих необходимой гибкостью для быстро меняющихся условий рынка.

Для преодоления вышеперечисленных проблем и обеспечения конкурентоспособности инновационного сектора области необходимо, решение следующих задач: консолидация бюджетных и внебюджетных ресурсов, предназначенных для поддержки приоритетных инновационных проектов; формирование новых и повышение эффективности существующих элементов инфраструктуры региональной инновационной системы; развитие технологий и направлений, обеспечивающих значительный межотраслевой эффект от их внедрения (таких, как энерго- и ресурсосбережение); расширение государственно-частного партнерства в сфере развития инновационного сектора, финансирования инфраструктуры инновационной системы, исследований и разработок на основе долевого участия в проектах частного бизнеса.

Решение этих задач позволит создать инновационную систему Курской области, обеспечивающую взаимосогласованное развитие всех ее элементов в целях перевода экономики на инновационный путь развития.

Ориентация экономической политики на поддержку и стимулирование инновационной деятельности позволит обеспечить рост конкурентоспособности отраслей экономики на основе поддержки экспортеров инновационной продукции и стимулирования модернизации промышленности на основе технологий, разработанных в Курской области.

Курская область обладает не достаточно развитой научно-технической базой по сравнению с другими регионами Центрально федерального округа. На территории Курской области, наконец 2007 года 19 организаций осуществляли исследования и разработки из них: 9 научно-исследовательских организаций; 5 Высших учебных заведений; 4 промышленные организации и прочие.

Одним из важных индикаторов, отражающих развитие инновационной деятельности, является динамика инновационной составляющей рейтинга инвестиционной привлекательности. Так, в 2008 году, по оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», Курская область по инновационному потенциалу заняла 13 место среди регионов ЦФО.

Таблица 1 - Динамика показателей оценки эффективности инновационной деятельности в Курской области на 2006 – 2007 годы

№ п/п

Показатели результативности

Ед. изм.

2006 год

2007год

1.

Объем отгруженной инновационной продукции (работ, услуг) по крупным и средним предприятиям

млн. рублей

1772,6

2273,0

2.

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг

%

1,07

1,81

3.

Численность персонала занятого исследованиями и разработками

тыс. человек

3,4

3,3

4.

Затраты на технологические инновации по крупным и средним предприятиям

млн. рублей

1505,1

640,4


Для эффективного формирования инновационной системы Курской необходимо обеспечить:

- совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия научных организаций и вузов с промышленными предприятиями, в целях внедрения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала;

- проведение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирования внебюджетного финансирования, создания институционально-правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты;

- создание и развитие объектов инфраструктуры инновационной  системы (инновационно-технологические центры, технопарки и т.п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействия росту количества субъектов инновационной деятельности, электронных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.

Инновационный процесс возможен только при наличии связей между ключевыми его участниками – научными организациями и вузами, малыми фирмами, крупными промышленными предприятиями.

Важным рычагом продвижения инновационной деятельности, являются финансовые механизмы стимулирования инновационной активности предприятий, которые включают формы, методы и инструменты финансирования инноваций. Целями расширения источников финансирования инноваций в Курской области является:

- получение общественных выгод в виде позитивного развития экономики, обеспечивающего создание новых рабочих мест, новых технологий, имеющих важное стратегическое значение для долгосрочного роста экономики Курской области;

- восполнение нехватки финансовых ресурсов частного сектора, за счет стартового капитала создаваемых компаний;

- коммерциализация имеющихся научных разработок;

- развитие НИОКР в инновационных университетах и других научных учреждениях, приоритетных сферах экономики.

На начальном этапе поддержка приоритетных инновационных проектов должна осуществляться из областного бюджета с постепенным переходом к долевому финансированию в рамках государственно-частного партнерства, что должно обеспечить получение необходимых ресурсов, в том числе из федерального бюджета и от частных компаний. Схема поддержки должна способствовать равномерному финансированию всех стадий инновационного процесса – от прикладных разработок через поддержку НИОКР до выпуска пробной партии инновационной продукции. Комплексность этих процессов способна обеспечить рост налоговых поступлений в областной бюджет и позволить компенсировать его выпадающие расходы за счет расширения налогооблагаемой базы вследствие коммерциализации инновационных разработок.

Реализация инновационной деятельности в регионе невозможна без привлечения инвесторов. Так, для стимулирования инвестиционной деятельности необходимо: оказать поддержку в создании регионального венчурного фонда; разработать механизмы, стимулирующие привлечение средств российских и зарубежных организаций для финансирования инновационных проектов через предоставление льготных кредитных ресурсов и субсидирования части расходов; совершенствовать порядок и механизмы совместного с зарубежными партнерами проектного финансирования; разработать принципы, институциональные основы и инструменты формирования государственно-частного партнерства в сфере финансирования инновационных проектов; стимулировать развитие института венчурного финансирования как системообразующего элемента инновационной инфраструктуры, обеспечивающего управление инновационными проектами и привлечение внебюджетных инвестиций.

Важным ключевым этапом развития и стимулирования инновационной деятельности, является ее оценка эффективности, которую целесообразно производить на основе использования системы целевых индикаторов. Индикаторы должны отражать: сведения о выполнении научных исследований и разработок; сведения о создании и использовании передовых производственных технологий; сведения об инновационной деятельности организаций; сведения об использовании информационных технологий и производстве связанной с ними продукции.

По пути инновационного развития формируется конкурентоспособность региона и в целом рост экономики. Поэтому в современных кризисных условиях обеспечение конкурентоспособности Курской области по средствам формирования инновационной инфраструктуры, становится одной из главных стратегических целей экономического развития регионов и страны в целом.

Любовный В.Я., Садков В.Г., Самостроенко Г.М.