Проблемы и пути развития инновационной деятельности в курской области
Инновационное развитие России находится на начальном этапе своего существования. Доля промышленных предприятий осуществляющих разработку и внедрение новых технологий достигло 10 процентов. Но сегодня проблема инновационного развития страны принимает особый характер. В условиях мирового экономического кризиса внешний спрос на сырье первого передела, включая нефть и металлы, упал. При продолжении курса, результатом которого был сырьевой топливно-энергетический крен, мы будем выходить из кризиса, после развитых стран. Таким образом, модернизация всей экономики и развитие конкурентоспособного наукоемкого производства – это неотложная задача, которую необходимо решать государству.
Безусловно, огромную роль при переходе к инновационной экономике играет государственный центр - президент, федеральная законодательная и исполнительная власти. Меры, предпринимаемые государством, должны убедить предпринимательское сообщество в том, что инновации – путь к высоким и устойчивым прибылям. Огромную роль на пути инновационного развития страны отводиться регионам. Следовательно, и решение проблем связанных с развитием инновационной деятельности в регионах должны быть приоритетными для всех уровней власти.
Помимо общих проблем в ведении бизнеса в России (административные барьеры, сложности с доступом к финансовым ресурсам и другие), функционирование субъектов инновационной деятельности осложняется специфическими характеристиками этой сферы: неразвитостью системы проектного и венчурного финансирования, отсутствием собственной исследовательской, опытно-экспериментальной и промышленно-внедренческой базы, острой нехваткой специалистов по инновационному менеджменту. Решение этих проблем обеспечивается усилением регулирующего воздействия органов государственной власти Курской области и органов местного самоуправления на инновационную систему посредством разработки и реализации мер государственной поддержки субъектов инновационной деятельности на основе консолидации финансовых ресурсов областного бюджета и внебюджетных источников.
Курская область, обладает не достаточно высоким научно-техническим потенциалом, и как следствие имеет недостаточный уровень развития инновационной системы, по причинам: отсутствия венчурных организаций, работающих на принципах проектного финансирования и управления инновационными проектами; недостаточной инвестиционной привлекательности инновационной сферы в сравнении с другими отраслями экономики; слабого взаимодействия между наукой и бизнесом; недостаточного уровня развития инфраструктуры региональной инновационной системы, включая финансовое, информационное, консалтинговое, маркетинговое обеспечение; технологической отсталости и, как следствие, низкой конкурентоспособности продукции ряда отраслей промышленности; неразвитости сферы малых инновационных предприятий, обладающих необходимой гибкостью для быстро меняющихся условий рынка.
Для преодоления вышеперечисленных проблем и обеспечения конкурентоспособности инновационного сектора области необходимо, решение следующих задач: консолидация бюджетных и внебюджетных ресурсов, предназначенных для поддержки приоритетных инновационных проектов; формирование новых и повышение эффективности существующих элементов инфраструктуры региональной инновационной системы; развитие технологий и направлений, обеспечивающих значительный межотраслевой эффект от их внедрения (таких, как энерго- и ресурсосбережение); расширение государственно-частного партнерства в сфере развития инновационного сектора, финансирования инфраструктуры инновационной системы, исследований и разработок на основе долевого участия в проектах частного бизнеса.
Решение этих задач позволит создать инновационную систему Курской области, обеспечивающую взаимосогласованное развитие всех ее элементов в целях перевода экономики на инновационный путь развития.
Ориентация экономической политики на поддержку и стимулирование инновационной деятельности позволит обеспечить рост конкурентоспособности отраслей экономики на основе поддержки экспортеров инновационной продукции и стимулирования модернизации промышленности на основе технологий, разработанных в Курской области.
Курская область обладает не достаточно развитой научно-технической базой по сравнению с другими регионами Центрально федерального округа. На территории Курской области, наконец 2007 года 19 организаций осуществляли исследования и разработки из них: 9 научно-исследовательских организаций; 5 Высших учебных заведений; 4 промышленные организации и прочие.
Одним из важных индикаторов, отражающих развитие инновационной деятельности, является динамика инновационной составляющей рейтинга инвестиционной привлекательности. Так, в 2008 году, по оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», Курская область по инновационному потенциалу заняла 13 место среди регионов ЦФО.
Таблица 1 - Динамика показателей оценки эффективности инновационной деятельности в Курской области на 2006 – 2007 годы
№ п/п | Показатели результативности | Ед. изм. | 2006 год | 2007год |
1. | Объем отгруженной инновационной продукции (работ, услуг) по крупным и средним предприятиям | млн. рублей | 1772,6 | 2273,0 |
2. | Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг | % | 1,07 | 1,81 |
3. | Численность персонала занятого исследованиями и разработками | тыс. человек | 3,4 | 3,3 |
4. | Затраты на технологические инновации по крупным и средним предприятиям | млн. рублей | 1505,1 | 640,4 |
Для эффективного формирования инновационной системы Курской необходимо обеспечить:
- совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия научных организаций и вузов с промышленными предприятиями, в целях внедрения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала;
- проведение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирования внебюджетного финансирования, создания институционально-правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты;
- создание и развитие объектов инфраструктуры инновационной системы (инновационно-технологические центры, технопарки и т.п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействия росту количества субъектов инновационной деятельности, электронных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.
Инновационный процесс возможен только при наличии связей между ключевыми его участниками – научными организациями и вузами, малыми фирмами, крупными промышленными предприятиями.
Важным рычагом продвижения инновационной деятельности, являются финансовые механизмы стимулирования инновационной активности предприятий, которые включают формы, методы и инструменты финансирования инноваций. Целями расширения источников финансирования инноваций в Курской области является:
- получение общественных выгод в виде позитивного развития экономики, обеспечивающего создание новых рабочих мест, новых технологий, имеющих важное стратегическое значение для долгосрочного роста экономики Курской области;
- восполнение нехватки финансовых ресурсов частного сектора, за счет стартового капитала создаваемых компаний;
- коммерциализация имеющихся научных разработок;
- развитие НИОКР в инновационных университетах и других научных учреждениях, приоритетных сферах экономики.
На начальном этапе поддержка приоритетных инновационных проектов должна осуществляться из областного бюджета с постепенным переходом к долевому финансированию в рамках государственно-частного партнерства, что должно обеспечить получение необходимых ресурсов, в том числе из федерального бюджета и от частных компаний. Схема поддержки должна способствовать равномерному финансированию всех стадий инновационного процесса – от прикладных разработок через поддержку НИОКР до выпуска пробной партии инновационной продукции. Комплексность этих процессов способна обеспечить рост налоговых поступлений в областной бюджет и позволить компенсировать его выпадающие расходы за счет расширения налогооблагаемой базы вследствие коммерциализации инновационных разработок.
Реализация инновационной деятельности в регионе невозможна без привлечения инвесторов. Так, для стимулирования инвестиционной деятельности необходимо: оказать поддержку в создании регионального венчурного фонда; разработать механизмы, стимулирующие привлечение средств российских и зарубежных организаций для финансирования инновационных проектов через предоставление льготных кредитных ресурсов и субсидирования части расходов; совершенствовать порядок и механизмы совместного с зарубежными партнерами проектного финансирования; разработать принципы, институциональные основы и инструменты формирования государственно-частного партнерства в сфере финансирования инновационных проектов; стимулировать развитие института венчурного финансирования как системообразующего элемента инновационной инфраструктуры, обеспечивающего управление инновационными проектами и привлечение внебюджетных инвестиций.
Важным ключевым этапом развития и стимулирования инновационной деятельности, является ее оценка эффективности, которую целесообразно производить на основе использования системы целевых индикаторов. Индикаторы должны отражать: сведения о выполнении научных исследований и разработок; сведения о создании и использовании передовых производственных технологий; сведения об инновационной деятельности организаций; сведения об использовании информационных технологий и производстве связанной с ними продукции.
По пути инновационного развития формируется конкурентоспособность региона и в целом рост экономики. Поэтому в современных кризисных условиях обеспечение конкурентоспособности Курской области по средствам формирования инновационной инфраструктуры, становится одной из главных стратегических целей экономического развития регионов и страны в целом.
Любовный В.Я., Садков В.Г., Самостроенко Г.М.
- Воронежский государственный университет
- Содержание
- Проблемы государственного регулирования отраслей - естественных монополий
- Государственно-частное партнерство в развитии крупного города
- Основные тенденции развития высшей школы страны и регионов
- Мировой кризис и экономики сша, Китая и России
- Публично-частное партнерство как
- Инструмент повышения эффективности
- Государственного управления и
- Местного самоуправления
- Механизм реализации региональной промышленной политики
- Особенности стратегического планирования развития крупных городов
- Теоретические аспекты формирования интегрируемых структур
- Оценка топливно-энергетических ресурсов сахалинской области
- Организация внутрифирменного планирования
- О некоторых основаниях для вертикальной интеграции
- Иностранные инвестиции в контексте отраслевого и территориального развития россии
- Об особенностях развития российской модели корпоративного управления
- Направления и методы поддержки предпринимательской деятельности в сша
- Факторы регионального развития
- Муниципальная стратегия управления контрагентской конкурентоспособностью промышленного комплекса города
- Инновации в малом предпринимательстве: практика поддержки
- Совершенствование механизма обеспечения конкурентоспособности курской области
- ЖизненнЫй цикл организации как объективная основа антикризисного управления
- О возможностях национализации
- Факторы и направления обеспечения устойчивости развития производственных систем
- О причинах цикличности в развитии современных экономических систем
- Использование зарубежного опыта для реорганизации муниципальных образований63
- Факторы стратегического планирования развития территорий64
- Механизм анализа структурной безработицы в регионе
- ИнНовационные направления развития экономической самостоятельности местного самоуправления
- Анализ внутренней и внешней среды предприятия при стратегическом планировании его развития
- Формирование стратегии развития региональной экономики на инновационной основе67
- Кластерный подход к организации взаимодействия малых и крупных предприятий на уровне региона
- Особенности функционирования управляющей компании холдинга
- Влияние инвестиций на инновационную политику региона
- Научно-технический прогресс как фактор цикличного развития экономики инновационного типа
- Количественный анализ развития лизинга в рф
- Использование нейросетевых технологий в адаптивном управлении предприятием74
- Оценка влияния информационного,
- Производственного и трудового потенциалов
- На социально-экономическую эффективность
- Развития региона
- Формирование и выбор адаптивно-рациональных прогнозных траекторий развития районов в условиях пространственной социально-экономической поляризации
- Системная трансформация сущности
- Инновационные подходы к стратификации пространственно-поляризованной территориально-отраслевой структуры регионов и социально-экономическому районированию
- Экономический спад в россии: причины начала кризиса в промышленности и пути выхода из него
- Особенности хаотических колебаний в динамических системах
- Основные направления оптимизации денежных потоков промышленного предприятия в условиях кризиса
- Сетевые отношения экономических субъектов: перспективное направление развития российской экономики
- Особенности адаптации реинжиниринга бизнес-процессов в современных российских условиях
- Оптимизация деятельности органов местного самоуправления: стратегическое направление развития современной российской государственности
- Структурные сдвиги в промышленности: территориальный и отраслевой аспект 90
- Формирование эффективной системы налогообложения муниципальных образований
- Планирование оборотных производственных активов на примере запасов материальных ресурсов 91
- Проблемы и пути развития инновационной деятельности в курской области
- Модернизация системы стратегического программирования развития регионов
- Взаимосвязь динамики ввп и занятости в россии и странах снг
- Повышение эффективности развития и функционирования финансово-кредитных рынков как ресурсной базы стратегического развития регионов
- Анализ опыта использования логистического подхода к формированию и функционированию складской базы
- Регулирование доверительного управления строениями
- Логистика реорганизации региональных фондовых рынков
- Прямые иностранные инвестиции: плюсы и минусы
- Российский опыт муниципального предпринимательства
- Современное состояние рынка труда воронежской области
- О механизме взаимодействия федеральных и территориальных органов исполнительной власти при разработке программ и стратегий комплексного развития регионов
- Этапы развития международного регионального предпринимательства в аспекте разделения труда
- Инновационно-стратегическое развитие региона
- Государственное регулирование рекламной деятельности в регионе
- Совершенствование показателей мониторинга инновационной деятельности в регионе
- Проблемы развития механизма привлечения инвестиций в экономику региона
- Методический алгоритм совершенствования региональной организации жизнедеятельности населения
- Кадры органов местного самоуправления: современное состояние и пути совершествования
- Регион: подсистема социально-экономического комплекса страны и относительно самостоятельная экономическая система
- Эволюция экономического пространства россии
- Территориально-производственные комплексы в ссср и кластеры в современной россии: сравнительная характеристика
- Государственно-частное партнерство как институт развития территорий