Государственно-частное партнерство в развитии крупного города
Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в крупных городах России. Однако наиболее актуальным государственно-частное партнерство (ГЧП) стало в последние десятилетия. С одной стороны, ухудшение экономической ситуации затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес для роста объемов производства и продаж заинтересован в новых объектах для инвестирования.
ГЧП как экономическое явление представляет собой совокупность форм объединения материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.). ГЧП как система отношений представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.
Можно сказать, что ГЧП - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и инновационной сфере.
В числе базовых признаков ГЧП можно назвать следующие:
- сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;
- взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;
- взаимодействие сторон имеет равноправный характер;
- ГЧП имеет выраженную публичную, общественную направленность;
- в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;
- финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.
К основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления относятся8:
- государственные контракты;
- арендные отношения;
- финансовая аренда (лизинг);
- государственно-частные предприятия;
- соглашения о разделе продукции (СРП);
- концессионные соглашения.
Основными институтами, используемыми в ГЧП в России в настоящее, время являются: Инвестиционный фонд; Банк развития; государственные корпорации; особые экономические зоны; Российская венчурная компания.
Одним из основных эффектов, достигаемых при помощи государственно-частного партнерства – это реализация долгосрочных инфраструктурных инвестиционно-инновационных проектов. При этом не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов. Частный сектор обязуется проводить работы по разработке, строительству, финансированию и обслуживанию объектов в соответствии с параметрами и стандартами, установленными государством.
ГЧП в социальной инфраструктуре получило широкое распространение в мировой практике (Франции, Китае, Великобритании и др.). На долю отраслей производственной и социальной инфраструктуры, находящейся под контролем государства, которая и является объектом ГЧП, приходится до 30 % валового внутреннего продукта развитых стран. Формы сотрудничества бизнеса и государства могут быть различными – от контрактов на выполнение работ по государственному заказу до концессий. В России до 2008 года наметилась положительная тенденция увеличения доли частных инвестиций в общем объеме финансирования инвестиционных проектов в рамках ГЧП.
Таблица - ГЧП: паритетное финансирование инвестиционных проектов, млн. руб. (в текущих ценах)9
Показатель | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. |
2007 г. прогноз |
Суммарный объем финансирования | 946 | 1607 | 2538 | 2379 | 1207 |
Бюджетные средства | 620 | 842 | 1102 | 1144 | 114 |
Частные инвестиции | 326 | 765 | 1436 | 1235 | 1093 |
Доля внебюджетных источников | 34,5% | 47,6% | 56,6% | 51,9% | 90,5% |
Государственные мероприятия активизации инновационной деятельности в рамках системы ГЧП проводятся в следующем виде:
1) прямое финансирование инновационной деятельности (государственный заказ, целевое кредитование, государственные гарантии по целевым проектам, долевое участие);
2) косвенное финансирование (тарифная и налоговая политика);
3) организационно-институциональная поддержка (стимулирование сотрудничества между экономическими субъектами, создание инфраструктуры инновационного предпринимательства, создание государственных и государственно-частных инвестиционных и инновационных фондов).
В российских регионах формируются экономические условия для организации и развития ГЧП; на муниципальном, региональном и федеральном уровнях реализуются крупные инвестиционные проекты на основе концессий, финансируемых из Инвестиционного фонда, создаются особые экономические зоны и технопарки. ГЧП позволяет привлечь частный бизнес к финансированию региональных инфраструктурных проектов, использовать его управленческий потенциал для повышения качества социальных услуг и эффективности объектов региональной социальной инфраструктуры.
В г. Волгограде особое распространение получили проекты ГЧП в ЖКХ. Этому способствует наличие абсолютно ликвидных активов - платежей населения; постоянный рынок сбыта и фиксированная стоимость услуг, потребление которых не зависит ни от социально-политической ситуации в стране, ни от уровня доходов населения. Возможность предоставлять дополнительные услуги и получать дополнительные доходы делают коммунальную сферу деятельности привлекательной для частного бизнеса. Муниципалитет же из субъекта владеющего и эксплуатирующего объекты ЖКХ превращается в орган административный и контролирующий. Кроме того, в условиях ГЧП муниципалитет делит риски с частным оператором и определяет приоритетные направления привлечения инвестиций в коммунальный сектор для их эффективного освоения.
Другой пример сотрудничества бизнес и администрации города в сфере строительства дорог - строительство новой магистрали «Обход города Волгограда» в период 2007-2011 гг. Ее протяженность составит 98 км. В рамках данного партнерства подписано соглашение с компанией «STRABAG AG» в объеме 40,6 млрд. руб.
В последние годы в Волгоградской области применение различных форм партнерства государства и частного бизнеса стремительно расширяется, бурно развиваются сами формы партнерств и их модификации. Так, если концессионные соглашения первоначально стандартно применялись при сооружении автострад, автостоянок, обеспечении централизованным теплоснабжением, то в настоящее время они получили распространение в таких сферах, как национальная оборона, образование, кабельное телевидение, некоторые виды городского общественного транспорта и др.
Важное значение проекты ГЧП имеют на уровне местного самоуправления. На долю городов и поселков (коммунальное хозяйство) приходится основная нагрузка по реализации множества проектов социального значения: поддержание в надлежащем состоянии дорожного и транспортного хозяйства, социальной инфраструктуры, водного хозяйства и защиты окружающей среды, жилищного строительства, водоочистных сооружений, энерго- и газообеспечения и пр. Основная проблема, с которой при этом сталкиваются коммунальные власти, состоит в недостатке финансовых ресурсов. Поэтому на уровне местного самоуправления привлечение частного капитала к решению насущных социально-экономических задач стало обычной практикой.
Как показывает опыт развитых стран, именно на местном уровне чаще всего возникает дилемма - приватизировать объекты коммунальной собственности или же искать другие пути привлечения материальных и финансовых ресурсов частного сектора.
Создание ГЧП - дело сравнительно новое и требует от государственных и муниципальных служащих, вовлеченных в их создание и осуществление, контроля их деятельности, новых знаний, умений и навыков, которые приобретаются в процессе учебы и участия в реализации конкретных проектов. При этом органы государственной власти и местного самоуправления должны предлагать жизнеспособные проекты и иметь необходимые права.
Частный сектор должен также проявлять инициативу и обладать соответствующим потенциалом. Необходимо наличие профессионально подготовленных, сильных в финансовом отношении, кредитоспособных партнеров.
Наши исследования показали, что важным благоприятным фактором среды развития ГЧП может быть территориальное стратегическое планирование, которое является организационным механизмом, во-первых, обеспечивающим прозрачный и открытый процесс формирования политики местного развития; а во-вторых, процессом, позволяющим учесть и согласовать точки зрения различных групп общества, добиться с их стороны поддержки, а значит, и привлечь дополнительные ресурсы для развития и реализации общественно значимых проектов. Тем самым стратегическое планирование способствует возникновению совместных проектов частного и общественного секторов и успешности их реализации.
В Стратегии социально-экономического развития города Волгограда зафиксированы:
- общие представления о планах в отношении ГЧП, видах услуг, которые будут оказаны, предполагаемых формах партнерства и требованиях к потенциальным партнерам;
- руководящие принципы, например: ГЧП должны снижать государственные расходы на обслуживание; все инициативы ГЧП должны быть открыты и прозрачны; ответственность за определение уровня и качества первоочередных услуг останется за муниципальными властями и т. п.;
- стратегия коммуникаций, обеспечивающая открытые консультации и обсуждения всех аспектов организации ГЧП как внутри органов власти, так и с местным сообществом;
- стратегия в отношении кадров, поскольку в связи с организацией ГЧП муниципалитеты будут подвержены изменениям, требующим соблюдения интересов их сотрудников;
- процесс ГЧП, фиксирующий стандартные процедуры их создания и функционирования.
Рисин И.Е., Рыжкова Л.А.
- Воронежский государственный университет
- Содержание
- Проблемы государственного регулирования отраслей - естественных монополий
- Государственно-частное партнерство в развитии крупного города
- Основные тенденции развития высшей школы страны и регионов
- Мировой кризис и экономики сша, Китая и России
- Публично-частное партнерство как
- Инструмент повышения эффективности
- Государственного управления и
- Местного самоуправления
- Механизм реализации региональной промышленной политики
- Особенности стратегического планирования развития крупных городов
- Теоретические аспекты формирования интегрируемых структур
- Оценка топливно-энергетических ресурсов сахалинской области
- Организация внутрифирменного планирования
- О некоторых основаниях для вертикальной интеграции
- Иностранные инвестиции в контексте отраслевого и территориального развития россии
- Об особенностях развития российской модели корпоративного управления
- Направления и методы поддержки предпринимательской деятельности в сша
- Факторы регионального развития
- Муниципальная стратегия управления контрагентской конкурентоспособностью промышленного комплекса города
- Инновации в малом предпринимательстве: практика поддержки
- Совершенствование механизма обеспечения конкурентоспособности курской области
- ЖизненнЫй цикл организации как объективная основа антикризисного управления
- О возможностях национализации
- Факторы и направления обеспечения устойчивости развития производственных систем
- О причинах цикличности в развитии современных экономических систем
- Использование зарубежного опыта для реорганизации муниципальных образований63
- Факторы стратегического планирования развития территорий64
- Механизм анализа структурной безработицы в регионе
- ИнНовационные направления развития экономической самостоятельности местного самоуправления
- Анализ внутренней и внешней среды предприятия при стратегическом планировании его развития
- Формирование стратегии развития региональной экономики на инновационной основе67
- Кластерный подход к организации взаимодействия малых и крупных предприятий на уровне региона
- Особенности функционирования управляющей компании холдинга
- Влияние инвестиций на инновационную политику региона
- Научно-технический прогресс как фактор цикличного развития экономики инновационного типа
- Количественный анализ развития лизинга в рф
- Использование нейросетевых технологий в адаптивном управлении предприятием74
- Оценка влияния информационного,
- Производственного и трудового потенциалов
- На социально-экономическую эффективность
- Развития региона
- Формирование и выбор адаптивно-рациональных прогнозных траекторий развития районов в условиях пространственной социально-экономической поляризации
- Системная трансформация сущности
- Инновационные подходы к стратификации пространственно-поляризованной территориально-отраслевой структуры регионов и социально-экономическому районированию
- Экономический спад в россии: причины начала кризиса в промышленности и пути выхода из него
- Особенности хаотических колебаний в динамических системах
- Основные направления оптимизации денежных потоков промышленного предприятия в условиях кризиса
- Сетевые отношения экономических субъектов: перспективное направление развития российской экономики
- Особенности адаптации реинжиниринга бизнес-процессов в современных российских условиях
- Оптимизация деятельности органов местного самоуправления: стратегическое направление развития современной российской государственности
- Структурные сдвиги в промышленности: территориальный и отраслевой аспект 90
- Формирование эффективной системы налогообложения муниципальных образований
- Планирование оборотных производственных активов на примере запасов материальных ресурсов 91
- Проблемы и пути развития инновационной деятельности в курской области
- Модернизация системы стратегического программирования развития регионов
- Взаимосвязь динамики ввп и занятости в россии и странах снг
- Повышение эффективности развития и функционирования финансово-кредитных рынков как ресурсной базы стратегического развития регионов
- Анализ опыта использования логистического подхода к формированию и функционированию складской базы
- Регулирование доверительного управления строениями
- Логистика реорганизации региональных фондовых рынков
- Прямые иностранные инвестиции: плюсы и минусы
- Российский опыт муниципального предпринимательства
- Современное состояние рынка труда воронежской области
- О механизме взаимодействия федеральных и территориальных органов исполнительной власти при разработке программ и стратегий комплексного развития регионов
- Этапы развития международного регионального предпринимательства в аспекте разделения труда
- Инновационно-стратегическое развитие региона
- Государственное регулирование рекламной деятельности в регионе
- Совершенствование показателей мониторинга инновационной деятельности в регионе
- Проблемы развития механизма привлечения инвестиций в экономику региона
- Методический алгоритм совершенствования региональной организации жизнедеятельности населения
- Кадры органов местного самоуправления: современное состояние и пути совершествования
- Регион: подсистема социально-экономического комплекса страны и относительно самостоятельная экономическая система
- Эволюция экономического пространства россии
- Территориально-производственные комплексы в ссср и кластеры в современной россии: сравнительная характеристика
- Государственно-частное партнерство как институт развития территорий