Проблемы развития механизма привлечения инвестиций в экономику региона
Углубление инвестиционного кризиса в большинстве российских регионов имеет объективные причины. Мировой финансовый кризис привел к резкому оттоку капитала из России. Кроме того, общий экономический спад заставил инвесторов занять выжидательную позицию. Для целого ряда регионов прогрессирующий спад интереса инвесторов к ним вызван также и спецификой экономического и технологического развития данных территорий. Для многих из них рост экономики все последние годы базировался на подходах, характерных для прошедшего, «индустриального» этапа нашей истории, когда инвестиции направлялись на восстановление и развитие крупных производств в промышленной и аграрной сфере, сильно пострадавших в 90- е гг., либо на создание аналогичных новых, причем не на самой передовой технологической основе.
Особенно в драматической ситуации оказались регионы (как, например, Воронежская область), в которых основу экономики составляли высокотехнологичные (по советским стандартам и требованиям) отрасли: станкостроение, авиастроение, радиоэлектроника и т.д. В этих регионах такие предприятия были попросту обречены на ликвидацию, либо на жесткие варианты перепрофилирования (с самыми сложными социальными последствиями). Лишь немногие из них сумели выжить, привлекая инвесторов на создание условий по включению их в качестве младших партнеров в различные формы кооперации с зарубежными коллегами, обладающими более совершенными технологиями (это постигло, например, предприятия электронного комплекса), либо на долгие годы оказались в ситуации поиска модели своего развития в условиях, когда мировые рынки производимой ими продукции оказались давно поделенными между крупнейшими транснациональными корпорациями (это испытали предприятия российского авиапрома).
В настоящее время перед органами власти в регионах встает задача осуществить плавный, но достаточно быстрый переход от концепции восстановления утрачиваемого индустриального потенциала к концепции создания принципиально новой экономической среды, где облик регионов будут определять предприятия сферы самых передовых, высоких технологий. Соответственно, новые требования предъявляются к представлениям местных властей и регионального бизнеса о том, что создает так называемый благоприятный инвестиционный климат региона (подразумевающей согласованную систему мер в законодательной и финансовой сфере).
Создаваемые в регионе новые организационно-экономические механизмы инвестиционной сферы должны предусматривать первоочередное стимулирование вложений в создание конкурентоспособной продукции, а также производств, осуществляющих разработку и внедрение импортозамещающих и ресурсосберегающих технологий, соответствующих самым высоким стандартам качества. Значительные резервы конкурентоспособности находятся в оборонно-промышленном комплексе, где ранее был сосредоточен основной производственный и технологический потенциал конкурентоспособного машиностроения региона. Этот механизм в завершенном виде будет включать следующие элементы: государственные гарантии для инвесторов и убедительные меры по защите инвестиций, меры региональной поддержки высокоэффективных проектов из внебюджетных фондов, возможно, со временем – создание региональных бюджетов развития, новую информационную базу данных рынка инвестиций, эффективные критерии оценки и отбора инвестиционных проектов, систему стимулирования инвестиций в процессе управления новыми проектами, организационное содействие продвижению проектов, налоговые стимулы (предоставление инвестиционных налоговых кредитов и т.д.).
Важным элементом организационного механизма становятся региональные органы по организации торгов и конкурсов по отбору инвестиционных проектов, консультативные структуры, экспертные советы.
Для этого региональные властные структуры должны осуществить ряд действий:
1. Продолжить формирование региональной законодательной базы, благоприятной для инвесторов.
2. Разработать программу инвестирования экономики регионов, содержащую стратегии новых направлений, учитывающие региональные приоритеты.
3. Разработать формы содействия предприятиям в их участии в конкурсах инвестиционных и инновационных проектов за счет финансирования из федерального бюджета.
4. Расширить практику предоставления на конкурсной основе гарантий по инвестиционным проектам за счет бюджета региона.
5. Расширить практику установления успешным субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера.
6. Активизировать практику компенсации процентной ставки при банковском кредитовании инновационных, социально-значимых проектов.
7. Развивать государственное предпринимательство путем покупки акций и долей в высокоэффективных местных компаниях.
8. Развивать базу данных о потенциальных инвесторах.
9. Сформировать региональную систему оценки и экспертизы инвестиционных и инновационных проектов.
Пономарева З.В.
- Воронежский государственный университет
- Содержание
- Проблемы государственного регулирования отраслей - естественных монополий
- Государственно-частное партнерство в развитии крупного города
- Основные тенденции развития высшей школы страны и регионов
- Мировой кризис и экономики сша, Китая и России
- Публично-частное партнерство как
- Инструмент повышения эффективности
- Государственного управления и
- Местного самоуправления
- Механизм реализации региональной промышленной политики
- Особенности стратегического планирования развития крупных городов
- Теоретические аспекты формирования интегрируемых структур
- Оценка топливно-энергетических ресурсов сахалинской области
- Организация внутрифирменного планирования
- О некоторых основаниях для вертикальной интеграции
- Иностранные инвестиции в контексте отраслевого и территориального развития россии
- Об особенностях развития российской модели корпоративного управления
- Направления и методы поддержки предпринимательской деятельности в сша
- Факторы регионального развития
- Муниципальная стратегия управления контрагентской конкурентоспособностью промышленного комплекса города
- Инновации в малом предпринимательстве: практика поддержки
- Совершенствование механизма обеспечения конкурентоспособности курской области
- ЖизненнЫй цикл организации как объективная основа антикризисного управления
- О возможностях национализации
- Факторы и направления обеспечения устойчивости развития производственных систем
- О причинах цикличности в развитии современных экономических систем
- Использование зарубежного опыта для реорганизации муниципальных образований63
- Факторы стратегического планирования развития территорий64
- Механизм анализа структурной безработицы в регионе
- ИнНовационные направления развития экономической самостоятельности местного самоуправления
- Анализ внутренней и внешней среды предприятия при стратегическом планировании его развития
- Формирование стратегии развития региональной экономики на инновационной основе67
- Кластерный подход к организации взаимодействия малых и крупных предприятий на уровне региона
- Особенности функционирования управляющей компании холдинга
- Влияние инвестиций на инновационную политику региона
- Научно-технический прогресс как фактор цикличного развития экономики инновационного типа
- Количественный анализ развития лизинга в рф
- Использование нейросетевых технологий в адаптивном управлении предприятием74
- Оценка влияния информационного,
- Производственного и трудового потенциалов
- На социально-экономическую эффективность
- Развития региона
- Формирование и выбор адаптивно-рациональных прогнозных траекторий развития районов в условиях пространственной социально-экономической поляризации
- Системная трансформация сущности
- Инновационные подходы к стратификации пространственно-поляризованной территориально-отраслевой структуры регионов и социально-экономическому районированию
- Экономический спад в россии: причины начала кризиса в промышленности и пути выхода из него
- Особенности хаотических колебаний в динамических системах
- Основные направления оптимизации денежных потоков промышленного предприятия в условиях кризиса
- Сетевые отношения экономических субъектов: перспективное направление развития российской экономики
- Особенности адаптации реинжиниринга бизнес-процессов в современных российских условиях
- Оптимизация деятельности органов местного самоуправления: стратегическое направление развития современной российской государственности
- Структурные сдвиги в промышленности: территориальный и отраслевой аспект 90
- Формирование эффективной системы налогообложения муниципальных образований
- Планирование оборотных производственных активов на примере запасов материальных ресурсов 91
- Проблемы и пути развития инновационной деятельности в курской области
- Модернизация системы стратегического программирования развития регионов
- Взаимосвязь динамики ввп и занятости в россии и странах снг
- Повышение эффективности развития и функционирования финансово-кредитных рынков как ресурсной базы стратегического развития регионов
- Анализ опыта использования логистического подхода к формированию и функционированию складской базы
- Регулирование доверительного управления строениями
- Логистика реорганизации региональных фондовых рынков
- Прямые иностранные инвестиции: плюсы и минусы
- Российский опыт муниципального предпринимательства
- Современное состояние рынка труда воронежской области
- О механизме взаимодействия федеральных и территориальных органов исполнительной власти при разработке программ и стратегий комплексного развития регионов
- Этапы развития международного регионального предпринимательства в аспекте разделения труда
- Инновационно-стратегическое развитие региона
- Государственное регулирование рекламной деятельности в регионе
- Совершенствование показателей мониторинга инновационной деятельности в регионе
- Проблемы развития механизма привлечения инвестиций в экономику региона
- Методический алгоритм совершенствования региональной организации жизнедеятельности населения
- Кадры органов местного самоуправления: современное состояние и пути совершествования
- Регион: подсистема социально-экономического комплекса страны и относительно самостоятельная экономическая система
- Эволюция экономического пространства россии
- Территориально-производственные комплексы в ссср и кластеры в современной россии: сравнительная характеристика
- Государственно-частное партнерство как институт развития территорий