logo search
Ответы к госам по Контроллингу

24. Анализ областей сбыта.

Для предприятий, которые реализуют свою продукцию в раз­личных регионах и странах, рекомендуется проводить анализ об­ластей сбыта (продаж) и таким образом точно исследовать раз­личные суммы покрытия отдельных областей сбыта. Анализ по­казывает различия в структуре областей сбыта, а также значение отдельных областей сбыта для предприятия.

Из отчетов можно выявить, используется ли потенциал всех областей равномерно и не является ли та или иная область слиш­ком большой либо слишком маленькой. Области сбыта могут быть также организованы как центры прибыли. В таком случае руково­дители ответственны за цели, связанные с прибылью, которые ус­танавливаются им при планировании на предприятии.

Все данные необходимо учитывать ежемесячно и представ­лять в кумулятивном виде. Отчет должен содержать плановые и фактические данные, а также данные об отклонениях

Контроллер должен провести анализ отклонений на основе полученных показателей. Результаты до начала их обсуждения следует представить руководителям, чтобы они могли соответ­ствующим образом подготовиться.

Анализ отклонений должен проводиться группой специалис­тов, в состав которой входят следующие руководители: специа­листы по сбыту и маркетингу, менеджер по продукту, менеджер по материально-техническому обеспечению и контроллер. Целе­сообразно, чтобы контроллер координировал работу в группе и, кроме того, взял на себя руководство группой, поскольку между контроллером и функциональными подразделениями предприятия обычно не происходит никаких конфликтов.

Содержание планов мероприятий зависит от результатов ана­лиза отклонений. Сравнение областей сбыта 1 и 2 позволяет хо­рошо видеть их сильные и слабые стороны.

При помощи независимого анализа выручки с оборота, пере­менных и специальных постоянных затрат можно точнее опреде­лить причины возникновения отдельных отклонений. В первую очередь следует разработать, утвердить и реализовать меропри­ятия для узких мест предприятия.

Для устранения узких мест необходимо сформировать рабо­чую группу, в состав которой должны войти руководители основ­ных подразделений предприятия. Некоторые причины отклоне­ний требуется тщательно проверить. Как только наиболее значи­мые причины станут известны, группа должна обсудить и утвер­дить мероприятия с целью их включения в план.

Наряду с разработкой мероприятий необходимо установить, кто из менеджеров будет отвечать за их проведение. Рабочей груп­пе следует также определить, с какой периодичностью нужно осу­ществлять контроль, чтобы удостовериться, дают ли проведен­ные мероприятия ожидаемый эффект.