22.Кружки качества.
Кружок качества состоит из группы рабочих, которые добровольно, примерно час в неделю или в месяц, обсуждают проблемы качества на предприятии. Если найдены причины возникновения проблем, то разрабатываются предложения по их решению. Таким образом, рабочие на производстве могут проявить творческий и инновационный стиль мышления.
В кружках качества должны по возможности комплексно рассматриваться и анализироваться проблемы и причины их возникновения. Если этого не происходит, группа может сильно колебаться при выборе подхода к решению. В таком случае часто возникают совершенно бесполезные предложения.
Работа кружка качества не может ограничиваться только дискуссией за круглым столом. Следует собирать информацию. Кроме того, необходимо провести переговоры с заинтересованными лицами на местах. Практические эксперименты или создание образцов, а также серии тестовых проверок могут способствовать лучшему пониманию сути возникающих проблем. Таким образом, скорее будут найдены подходы к решению. Подобная деятельность стимулирует сотрудников в группе.
Для каждого кружка качества должен быть определен ведущий, который координирует работу. Ведущий может также распределять задания внутри своей группы. Для решения особых проблем формируется дополнительная рабочая группа.
Таким образом, цели кружков качества заключаются в следующем:
1) улучшение мотивации;
2) улучшение качества посредством осознания его значения;
3) рост производительности труда;
4) увеличение экономической выгоды;
5) улучшение отношения сотрудников к работе;
6) ответственное коллективное мышление сотрудников;
7) стимулирование самостоятельного мышления при решении проблем;
8) представление конструктивных предложений;
9) осознание сотрудниками категории стоимости;
10) повышение ответственности сотрудников;
11) повышение гибкости руководства предприятия;
12) улучшение отношения к начальству;
13) увеличение добровольной активности сотрудников;
14) усиление ориентации на клиентов;
15) снижение затрат за счет сокращения брака;
16) снижение затрат за счет уменьшения количества рекламаций;
17) уменьшение простоев за счет лучшего обучения персонала;
18) увеличение производительности за счет более быстрого распознавания дефектов; *
19) устранение слабых мест за счет собственных предложений по рационализации;
20) улучшение психологического климата на предприятии посредством интенсивной совместной работы.
Следующий ход мысли всегда прослеживается при обсужде¬нии вопросов в кружках качества:
Более высокая степень автоматизации –> Лучшее качество продукта -> Довольные клиенты -> Сильные позиции на рынке -> Надежное рабочее место
Этапы: Внедрение -> Формирование групп -> Выбор темы
Принципиально можно рекомендовать введение кружков качества. Этот процесс должен быть, конечно, системно запланирован. Руководство предприятия должно полностью поддерживать идею создания кружков качества. Успешное их введение оказывает непосредственное воздействие на сотрудников, которые в таком случае больше гордятся своей работой
На некоторые основные правила при введении на предприятии кружков качества следует обратить внимание, чтобы обеспечить быстрый успех этой идеи.
а) Развитие персонала.
Руководство предприятия должно принять четкое решение, содействовать ли развитию персонала на предприятии. В кружках качества могут проявиться не находящие применения способности одних сотрудников и обнаруживаться неиспользованные резервы других.
б) Постановка целей.
Цели следует точно определить. Причем основополагающее значение наряду с улучшением мотивации имеют повышение стандартов качества и уменьшение издержек.
в) Добровольность.
Кружки качества только тогда представляют интерес для сотрудников, когда эта работа проводится на добровольной основе. Трудно добиться успеха, если руководство предприятия определяет, кто должен сотрудничать в кружках качества.
г) Рабочие встречи.
Все рабочие встречи членов кружков качества должны проводиться каждые 2 или 3 недели. Группы состоят из 5-10 сотрудников
д) Работа в группе.
Кружки качества предполагают групповую работу, следовательно, это не форум для выступлений борцов-индивидуалистов. Каждый участник группы должен иметь равные шансы для сотрудничества.
е) Успех работы группы.
Общий результат имеет решающее значение. Речь идет не о вкладе отдельных членов группы. Их инициатива должна в целом поддерживаться и отстаиваться другими участниками.
ж) Близость к практике.
В кружках качества должны рассматриваться проблемы собственного предприятия. Члены группы являются настоящими экспертами только в своих областях.
з) Руководство предприятия.
Руководство предприятия и менеджеры должны знать и поддерживать концепцию кружков качества. Только руководство предприятия решает, реализовывать ли и как отдельные предложения, разработанные в кружках качества.
и) Производственный совет.
С самого начала производственный совет предприятия должен быть проинформирован о целях кружков качества. Перед введением кружков качества производственный совет должен одобрить эту новую идею.
к) Тренинг.
Ведущие кружков качества должны систематически обучаться. Они ответственны за то, чтобы все члены группы могли получить специальные знания и необходимую информацию.
л) Координатор.
За конструктивность работы отдельных кружков качества должен отвечать координатор. Его задачи следует четко определить и довести до сведения всех участников.
м) Испытательный этап.
В первую очередь необходимо условиться о пробном "пуске" кружка качества. Как только этот испытательный этап закончится, все участники должны перепроверить качественные и количественные результаты своей работы. Затем следует установить, необходимо ли кружку качества продолжать работу. Группа также может решить, нужно ли расширять кружок качества или приводить его в соответствие с изменившимися условиями.
н) Презентация.
Каждая группа должна представить предложения по решению проблем руководству предприятия. Конечно, работа кружков качества не заканчивается на презентации. Группа должна показать пути контроля за достижением успеха.
о) Контроль.
Группа должна проверять, воплощены ли ее предложения в практику и достигнуты ли ожидаемые успехи. Если успехи не соответствуют ожиданиям или полностью отсутствуют, группа должна еще раз заняться этими предложениями. Так выявляются достоинства и недостатки проведенных мероприятий, достигаются постоянные улучшения в технической и организационной областях.
п) Успех.
Кружки качества могут успешно действовать на предприятии, если они полностью поддерживаются руководством. Благодаря этому сотрудники начинают отождествлять себя с предприятием. Интерес к работе постоянно растет за счет активной совместной деятельности по внедрению предложений на рабочих местах и устранению нарушений. Тесное взаимодействие с руководством приводит также к устранению недоразумений на предприятии. Сотрудников, участвующих в работе кружков качества, легче "закрепить" на предприятии, поскольку они полностью отождествляют себя с ним.
При работе кружков качества могут возникать различные проблемы. Сначала нужно искать причины и анализировать их Подходы к решению и правила поведения должны учитываться руководством предприятия и всеми сотрудниками в кружках качества
- 1. Определение контроллинга. Сущность контроллинга. Основные составляющие контроллинга.
- 2. Цели, задачи и функции контроллинга.
- 16. Метод расчета сумм покрытия.
- 17. Анализ возникающих на предприятии узких мест.
- 18. Методы расчета инвестиций.
- 19.Расчет производственного результата на краткосрочный период.
- 21. Комиссионное вознаграждение торговых представителей на базе сумм покрытия.
- 22.Кружки качества.
- 23. Анализ скидок.
- 24. Анализ областей сбыта.
- 25. Функционально-стоимостной анализ.
- 26. Xyz-анализ.
- 27. Собственное производство - поставки со стороны.
- 28. Кривая опыта.
- 29. Анализ конкуренции.
- 30. Логистика.
- 31. Портфельный анализ.
- 33. Кривая жизненного цикла продукта.
- 34. Анализ сильных и слабых сторон предприятия.
- 36. Разработка сценариев.
- 37. Последовательность этапов проектирования процесса контроллинга в организации.
- 38. Организационная и эксплуатационная фазы проектирования процесса контроллинга.
- 40. Социально-психологические факторы сопротивления новой концепции управления на предприятии: групповое сопротивление.
- 41. Задачи контроллера на предприятии.
- 42. Требования к профессиональным и личностным свойствам контроллеров.
- 43. Примеры основных функциональных ролей контроллера.
- 46. Основные виды организации контроллинга.
- 47. Варианты позиционирования службы контроллинга.
- 48. Предпосылки организации службы контроллинга на предприятии.
- 49. Централизованный и децентрализованный контроллинг.
- 50. Роль и задачи главного контроллера на предприятии.
- 51. Концепции контроллинга в отношении задач учета.
- 52. Место (роль и задачи) децентрализованных контроллеров в структуре предприятия.
- 53. Преимущества и недостатки создания самостоятельной службы контроллинга в организации.
- 54. Конфликт контроллера и руководителя: сущность и виды конфликта.
- 55. Функциональный подход к сбору информации для принятия управленческих решений: недостатки и достоинства.
- 56. Автоматизация обработки информации при внедрении концепции контроллинга.
- Автоматизация.
- 58. Единое информационное пространство: сущность, необходимость создания (условия), возможности.
- 59. Интегрированная управленческо-информационная система как инструмент управления на базе эвм. Основные блоки уис и их функции.
- 61. Eis: назначение, основные характеристики.
- 62. Ошибочные предпосылки при проектировании уис.
- 63. Информационный реинжиниринг: сущность, основные этапы.
- 65. Общеэкономический и конкретно-управленческий смысл планирования деятельности фирмы.