52. Место (роль и задачи) децентрализованных контроллеров в структуре предприятия.
При децентрализованном контроллинге на первом плане стоит стремление наилучшим образом воплотить в жизнь цели организа¬ции, по возможности во всех подразделениях организации, а имен¬но: так структурировать всю систему решений и деятельности орга¬низации, чтобы сориентировать ее на результат (прибыль) с учетом взаимовлияния факторов ее внешней и внутренней сред.
В связи с этим особое значение приобретает вопрос определения места де¬централизованных контроллеров в структуре предприятия. Можно рассмотреть следующие возможные варианты.
Вариант 1. При функциональной и административной (дисциплинарной) подчи-ненности главному контроллеру контроллеры подразделений мо¬гут рассматриваться в качестве представителей центрального отдела контроллинга. При этом контроллер соответствующего подразделе¬ния относительно независим. Однако такое организационное реше¬ние таит в себе опасность, что контроллер подразделения будет не¬достаточно интегрирован в головном отделе и будет восприниматься как «инородное тело», а это отрицательный момент, ибо контроллер должен вызывать доверие. На этапе разработки концепции децентра¬лизованного контроллинга такое регулирование отношений подчи¬ненности может, однако, иметь положительные стороны, поскольку здесь главный контроллер приобретает (по меньшей мере, формаль¬но) относительно сильную позицию. Такой вариант рекомендуется в кризисных ситуациях, а также когда подразделения регионально размещены далеко одно от другого и от головного центра.
Вариант 2. Если же контроллер подразделения функционально подчиняется руководителю этого подразделения, а административ¬но — главному контроллеру, то тем самым руководитель подразделе¬ния получает в свое распоряжение экономического советника, кото¬рым он имеет право руководить в рамках соответствующей функции. Это предполагает прежде всего высокую квалификацию контролле¬ра подразделения. Административная подчиненность обеспечивает связь контроллера подразделения с главным контроллером органи¬зации. Контроллер подразделения подвержен сильным конфликтам в том случае, если руководитель подразделения недостаточно компе¬тентен (модель используется компанией «Порше»).
Вариант 3. Функциональная подчиненность главному контролле¬ру при одновременной административной подчиненности руково¬дителю подразделения может привести к конфликтным ситуациям с последним. Такие ситуации возникают обычно тогда, когда руко¬водитель подразделения считает, что «его» контроллер плохо отстаи¬вает интересы своего подразделения. Напряженные взаимоотноше¬ния могут сложиться и с центральным отделом контроллинга, если контроллер подразделения будет ориентироваться только на указа¬ния руководителя этого подразделения. И в этом случае то, что кон¬троллер подразделения имеет двух начальников, может вызвать кон¬фликтные ситуации. В то же время этот вариант имеет определенные преимущества: руководитель подразделения определяет, когда и где использовать контроллера — это оптимально при ярко выраженном сильно децентрализованном управлении подразделениями. Главный же контроллер с соответствующей профессиональной компетенци¬ей определяет, как и что именно из круга проблем нужно.
Вариант 4. Если контроллер подразделения подчинен руководи¬телю этого подразделения как функционально, так и административно, то слишком сильна ориентация на интересы данного под¬разделения. Это благоприятствует созданию децентрализованного и относительно самостоятельного отдела контроллинга, который, однако, при определенных обстоятельствах может занимать одно¬стороннюю позицию и представлять только интересы своего подраз¬деления.
Практика.
По мнению Д. Хана, в зарубежной практике хорошо зарекомен¬довала себя модель функциональной и административной подчи¬ненности контроллера руководителю подразделения (вариант 4), когда одно¬временно главный контроллер имеет право получать всю общую и специальную плановую и контрольную информацию подразделе¬ния (вариант 1). При этом главный контроллер имеет право принимать решения по вопросам системы организации и применения методов контрол¬линга, право участвовать в принятии решений по специальным во¬просам (относящимся к предмету контроллинга), а также подбирать (при необходимости увольнять) контроллеров подразделений.
- 1. Определение контроллинга. Сущность контроллинга. Основные составляющие контроллинга.
- 2. Цели, задачи и функции контроллинга.
- 16. Метод расчета сумм покрытия.
- 17. Анализ возникающих на предприятии узких мест.
- 18. Методы расчета инвестиций.
- 19.Расчет производственного результата на краткосрочный период.
- 21. Комиссионное вознаграждение торговых представителей на базе сумм покрытия.
- 22.Кружки качества.
- 23. Анализ скидок.
- 24. Анализ областей сбыта.
- 25. Функционально-стоимостной анализ.
- 26. Xyz-анализ.
- 27. Собственное производство - поставки со стороны.
- 28. Кривая опыта.
- 29. Анализ конкуренции.
- 30. Логистика.
- 31. Портфельный анализ.
- 33. Кривая жизненного цикла продукта.
- 34. Анализ сильных и слабых сторон предприятия.
- 36. Разработка сценариев.
- 37. Последовательность этапов проектирования процесса контроллинга в организации.
- 38. Организационная и эксплуатационная фазы проектирования процесса контроллинга.
- 40. Социально-психологические факторы сопротивления новой концепции управления на предприятии: групповое сопротивление.
- 41. Задачи контроллера на предприятии.
- 42. Требования к профессиональным и личностным свойствам контроллеров.
- 43. Примеры основных функциональных ролей контроллера.
- 46. Основные виды организации контроллинга.
- 47. Варианты позиционирования службы контроллинга.
- 48. Предпосылки организации службы контроллинга на предприятии.
- 49. Централизованный и децентрализованный контроллинг.
- 50. Роль и задачи главного контроллера на предприятии.
- 51. Концепции контроллинга в отношении задач учета.
- 52. Место (роль и задачи) децентрализованных контроллеров в структуре предприятия.
- 53. Преимущества и недостатки создания самостоятельной службы контроллинга в организации.
- 54. Конфликт контроллера и руководителя: сущность и виды конфликта.
- 55. Функциональный подход к сбору информации для принятия управленческих решений: недостатки и достоинства.
- 56. Автоматизация обработки информации при внедрении концепции контроллинга.
- Автоматизация.
- 58. Единое информационное пространство: сущность, необходимость создания (условия), возможности.
- 59. Интегрированная управленческо-информационная система как инструмент управления на базе эвм. Основные блоки уис и их функции.
- 61. Eis: назначение, основные характеристики.
- 62. Ошибочные предпосылки при проектировании уис.
- 63. Информационный реинжиниринг: сущность, основные этапы.
- 65. Общеэкономический и конкретно-управленческий смысл планирования деятельности фирмы.