1.6. Типы кадровой политики
Анализируя существующие в конкретных организациях кадровые политики, можно выделить два основания для их группировки.
Первое основание может быть связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий и, связанным с этим уровнем, непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации. По данному основанию можно выделить следующие типы кадровой политики:
- пассивная;
- реактивная;
- превентивная;
- активная.
Пассивная кадровая политика. Само представление о пассивной политике кажется алогичным. Однако мы можем встретиться с ситуацией, в которой руководство организации не имеет выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом. Руководство в ситуации подобной кадровой политики работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую без попыток понять причины и возможные последствия.
Реактивная кадровая политика. В русле этой политики руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения стоящих задач, отсутствие мотивации к высокопродуктивному труду. Руководство предприятия предпринимает меры по локализации кризиса, ориентировано на понимание причин, которые привели к возникновению кадровых проблем. Кадровые службы таких предприятий, как правило, располагают средствами диагностики существующей ситуации и адекватной экстренной помощи. Хотя в программах развития предприятия кадровые проблемы выделяются и рассматриваются специально, основные трудности возникают при среднесрочном прогнозировании.
Превентивная кадровая политика. В подлинном смысле слова политика возникает лишь тогда, когда руководство фирмы (предприятия) имеет обоснованные прогнозы развития ситуации. Однако организация, характеризующаяся наличием превентивной кадровой политики, не имеет средств для влияния на нее. Кадровая служба подобных предприятий располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, как качественный, так и количественный, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема таких организаций — разработка целевых кадровых программ.
Активная кадровая политика. Если руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуацией, то мы можем говорить о подлинно активной политике.
Но механизмы, которыми может пользоваться руководство в анализе ситуации, приводят к тому, что основания для прогноза и программ могут быть как рациональными (осознаваемыми), так и нерациональными (мало поддающимися алгоритмизации и описанию).
В соответствии с этим мы можем выделить два подвида активной кадровой политики: рациональную и авантюристическую.
При рациональной кадровой политике руководство предприятия имеет как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации и располагает средствами для влияния на нее. Кадровая служба предприятия располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный и долгосрочный периоды. В программах развития организации содержатся краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы потребности в кадрах (качественной и количественной). Кроме того, составной частью плана является программа кадровой работы с вариантами ее реализации.
При авантюристической кадровой политике руководство предприятия не имеет качественного диагноза, обоснованного прогноза развития ситуации, но стремится влиять на нее. Кадровая служба предприятия, как правило, не располагает средствами прогнозирования кадровой ситуации и диагностики персонала, однако в программы развития предприятия включены планы кадровой работы, зачастую ориентированные на достижение целей, важных для развития предприятия, но не проанализированных с точки зрения изменения ситуации. План работы с персоналом в таком случае строится на достаточно эмоциональном, мало аргументированном, но, может быть, и верном представлении о целях работы с персоналом.
Проблемы при реализации подобной кадровой политики могут возникнуть в том случае, если усилится влияние факторов, которые ранее не включались в рассмотрение, что приведет к резкому изменению ситуации, например, при существенном изменении рынка, появлении нового товара, который может вытеснить имеющийся сейчас у предприятия. С точки зрения кадровой работы необходимо будет провести переобучение персонала, однако быстрая и эффективная переподготовка может быть успешно проведена, например, на предприятии, обладающем скорее молодым персоналом, чем на предприятии, имеющем очень квалифицированный, хорошо специализированный персонал пожилого возраста. Таким образом, понятие “качество персонала” включает еще один параметр, который скорее всего не был учтен при подготовке плана кадровой работы в рамках данного типа кадровой политики.
Вторым основанием для дифференциации кадровых политик может быть принципиальная ориентация на собственный персонал или на внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава. По этому основанию традиционно выделяют два типа кадровой политики — открытую и закрытую.
Открытая кадровая политика характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, можно прийти и начать работать как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства. Организация готова принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией, без учета опыта работы в этой или родственных ей организациях. Таким типом кадровой политики характеризуются современные телекоммуникационные компании или автомобильные концерны, которые готовы “покупать” людей на любые должностные уровни независимо от того, работали ли они ранее в подобных организациях. Такого типа кадровая политика может быть адекватна для новых организаций, ведущих агрессивную политику завоевания рынка, ориентированных на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли.
Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации. Такого типа кадровая политика характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности, а также, возможно, работающих в условиях дефицита кадровых ресурсов.
Сравнение этих двух типов кадровой политики по основным кадровым процессам иллюстрирует табл. 2.
Таблица 2
Сравнительная характеристика двух типов кадровой политики
Кадровый процесс | Тип кадровой политики | |
открытая | закрытая | |
Набор персонала | Ситуация высокой конкуренции на рынке труда | Ситуация дефицита рабочей силы, отсутствие притока новых рабочих рук |
Адаптация персонала | Возможность быстрого включения в конкурентные отношения, внедрение новых для организации подходов, предложенных новичками | Эффективная адаптация за счет института наставников (“опекунов”), высокой сплоченности коллектива, включение в традиционные подходы |
Обучение и развитие персонала | Часто проводится во внешних центрах, способствует заимствованию нового | Часто проводится во внутрикорпоративных центрах, способствует формированию единого взгляда, общих технологий, адаптировано к работе организации |
Продвижение персонала | Затруднена возможность роста, так как преобладает тенденция набора персонала | Предпочтение при назначении на вышестоящие должности всегда отдается сотрудникам компании, проводится планирование карьеры |
Мотивация и стимулирование | Предпочтение отдается вопросам стимулирования (внешней мотивации) | Предпочтение отдается вопросам мотивации (удовлетворение потребности в стабильности, безопасности, социальном принятии) |
Внедрение инноваций | Постоянное инновационное воздействие со стороны новых сотрудников, основной механизм инноваций — контракт, определение ответственности | Необходимость специально инициировать процесс разработки инноваций, высокое чувство причастности, ответственности за изменения за счет осознания общности судьбы человека и предприятия |
- 10.4.Поведенческие теории лидерства___________________________________ 115
- Введение
- Тема 1. Персонал предприятия как объект управления
- История появления дисциплины управление персоналом
- Основные понятия и сущность управления человеческими ресурсами
- И «управление человеческими ресурсами»
- 1.3. Классификация персонала
- 1.4. Производительность труда
- 1.5. Кадровая политика организации
- 1.6. Типы кадровой политики
- Практика
- Тема 2. Методология управления персоналом
- 2.1 Философия управления персоналом
- Характеристика японской, американской и российской философии управления персоналом организации
- 2.2 Концепция управления персоналом
- Концепции управления персоналом
- 2.3. Закономерности управления персоналом
- 2.4. Принципы и методы управления персоналом
- Практика
- Подходы к управлению персоналом в сша и Японии
- Тема 3. Система управления персоналом организации
- 3.1 Понятие и принципы построения системы управления (суп)
- Принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом
- 3.2. Цели и функции суп
- Этапы процесса управления персоналом
- 3.3 Состав подсистем системы суп
- 3.4 Организационная структура суп
- Уровни управления
- 3.5. Функциональная структура системы управления персоналом
- 3.6. Штатная структура системы управления персоналом
- 3.7. Ролевая и социальная структуры системы управления персоналом
- Ролевая структура коллектива
- 3.8. Кадровое, информационное, техническое, правовое, Нормативно-методическое обеспечение суп
- Некоторые понятия, используемые для характеристики персонала
- 5. Рабочее время и его использование
- 6. Поощрения за успехи в работе
- 7. Ответственность за нарушения трудовой дисциплины
- Практика
- Тема 4.Профориентация и подбор
- 4.1. Сущность и формы профессиональной ориентации
- 4.2 Набор Персонала
- Преимущества и недостатки внутренних и внешних источников привлечения персонала
- 4.3. Отбор персонала
- 4.4.Оформление трудовых отношений
- Практика
- 2. Ситуация «Выбор заместителя»
- Тема 5. Адаптации работников
- 5.1. Сущность адаптации
- 5.2. Виды адаптации
- 5.3. Стадии адаптации
- 5.4. Обеспечение комфортной психологической обстановки для работников на производстве
- Практика
- Тема 6. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала
- 6.1. Цели обучения персонала в организации
- 6.2. Профессиональная подготовка. Уровни профессиональной подготовки
- 6.3. Сущность обучения
- 6.4. Виды и методы обучения персонала
- Характеристика видов обучения кадров
- Методы обучения персонала на рабочем месте
- Методы обучения персонала вне рабочего места
- 6.5. Организация обучения менеджеров
- Практика
- Тема 7. Деловая оценка персонала
- 7.1. Сущность оценки человеческих ресурсов
- Система оценки результатов труда персонала
- Перечень показателей оценки результатов труда
- 7.2. Методы оценки персонала
- 1. Анкеты и сравнительные оценки
- 1) Шкала оценки для руководителя (оценивается достижение целей):
- 7.3. Аттестация персонала
- 7.4. Виды и методы аттестации
- 7.5. Основные ошибки деловой оценки
- Практика
- Тема 8. Управление деловой карьерой
- 8.1. Теоретические аспекты карьеры
- 8.2. Виды карьеры
- 8.3. Управление карьерой в организации
- 8.4. Управление служебно-профессиональным продвижением персонала
- 8.5. Работа с кадровым резервом организации
- Тема 9. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности
- 9.1. Мотивы, стимулы, потребности
- 9.2. Теории мотивации
- 9.3. Мотивация труда и факторы мотивации труда
- 9.4. Воздействия на мотивацию
- 9.5. Оплата труда
- 9.6. Тарифная система оплаты труда
- 16. Понятие «валентность вознаграждения» характеризует степень актуальности той потребности, в результате удовлетворения которой вознаграждение достигнуто.
- Тема 10. Руководство и лидерство
- 10.1. Теория личности в управлении персоналом. Харизматический лидер
- Харизматический лидер
- Примеры харизматических личностей
- Развитие харизмы
- 10.2. Лидерство, власть, авторитет в управлении персоналом
- 10.3. Формальный и неформальный лидеры. Общие и отличительные черты
- 10.4.Поведенческие теории лидерства
- 10.5. Автократическое и демократическое руководство
- 10.6. Теории Лидерства – восемь Главных Теорий Лидерства
- 10.7. Адаптивное руководство
- Тема 11. Конфликты в коллективе
- 11.1. Сущность и основные элементы конфликта
- 11.2. Управление конфликтами в организации
- 11.3. Стресс и его роль в управлении персоналом
- Практика
- Тема 12. Оценка результатов деятельности персонала
- 12.1. Подходы к оценке эффективности системы управления Персоналом
- 12.2. Оценка эффективности деятельности службы управления Персоналом
- Практика
- Заключение
- Список литературы