logo
конспект управление персоналом

9.4. Воздействия на мотивацию

С целью получения эффективных результатов труда от своих подчиненных руководителю необходимо осуществлять целенаправленное мотивирование персонала. Воздействие на мотивацию сотрудников включает следующие действия:

−формирование у сотрудника потребностей и интересов, в которых заинтересован руководитель;

−усиление (поощрение) существующих потребностей и интересов сотрудника, которые соответствуют целям руководителя;

−содействие в реализации конструктивных мотивов;

−блокирование деструктивных мотивов;

−изменение деструктивных мотивов (переход в конструктивные).

Воздействие на мотивацию работника можно осуществить, оказывая влияние на

его систему потребностей. Потребность становится основой поведения индивида только

в том случае, если для ее удовлетворения есть или могут быть созданы условия и средства. Тот, кто предлагает эти условия и средства, а также убедительно объясняет способ и технологию действия по удовлетворению потребности, влияет на выбор данной потребности мотивом действия.

Воздействие на мотивацию можно также осуществить, оказывая влияние на интересы работника. Выделяют доминирующие (актуальные) и вспомогательные (потенциальные) интересы.

Руководители обладают прекрасными возможностями оказывать воздействие на мотивацию своих подчиненных посредством влияния на их стремления. Если ситуация не позволяет удовлетворить определенную потребность, но условия для ее удовлетворения могут быть созданы, то изменяется направленность сознания индивида на создание таких условий. Эта направленность называется стремлением.

Воздействие на мотивацию сотрудника предполагает следующую последовательность действий:

−оценка цели и задач мотивации сотрудника;

−выбор совокупности мотивов, адекватных цели и ситуации;

−моделирование и оценка структуры мотивации сотрудника;

−оценка степени значимости мотивов для сотрудника;

−оценка степени актуальности в конкретной ситуации;

−оценка степени достижимости в конкретной ситуации;

−сравнение цели, индивидуальной особенности мотивационной структуры и ресурсных возможностей;

−выбор средств и методов оказания влияния;

−воздействие;

оценка результатов воздействия и новые действия (изменение направления воздействия, продолжение и прочие).

Говоря о воздействии на трудовую мотивацию сотрудников со стороны работодателя, необходимо отметить, что в современной практике управления персоналом мотивирование сотрудников осуществляется по двум направлениям: материальное и нематериальное стимулирование.

Традиционно к материальному стимулированию относится заработная плата и

всевозможные премии. К нематериальным методам принято относить обеспечение сотрудникам возможности профессионального роста, моральное стимулирование, а также

предоставление сотрудникам разнообразных льгот. Рассмотрим все эти методы более подробно.