10.2. Лидерство, власть, авторитет в управлении персоналом
Исследователи практики управления (Г. Саймон, Т. Питерс, Р. Уотерман, В. Зигерт, Л. Ланги др.) доказали, что самая трудная задача, стоящая перед руководителями – это управление людьми. Причем сложность этой задачи состоит в том, что руководитель общается не с каждым отдельно взятым подчиненным, а с целыми группами.
Группа – это особый объект управления, поскольку она характеризуется многими параметрами, имеющими сложный системный характер. Группы (в психологии их обычно называют малыми группами) создаются для того, чтобы каждый отдельный работник наилучшим образом выполнял предписанные ему функциональные обязанности. Малая группа – это сложный коллективный объект управления. Основным субъектом ее управления является руководитель, который по отношению к малой группе является формальным лидером.
Как отмечают известные английские исследователи в области практического менеджмента М. Вудкок и Д. Френсис, решающим и уникальным управленческим качеством, определяющим эффективность работы руководителя, является лидерство.
Значение слова «лидер» происходит от английского «leader» – ведущий, руководитель. До 50-х годов считалось, что лидером может быть человек с определенными качествами (например, ораторские способности, целеустремленность и т. Д.). В 50-60-е годы была выдвинута концепция, что лидером может быть человек, который в максимальной степени отвечает социальным ожиданиям членов группы и наиболее последовательно придерживается норм и ценностей группы. В 60-70-е годы развивалась концепция ситуативного подхода, т. Е. считалось, что лидером может стать тот человек, который максимально отвечает требованиям текущей ситуации.
Лидерство в системе межличностных связей в коллективе представляет собой отношение доминирования и подчинения, причем ведомые люди должны идти за лидером добровольно. Лидерство возникает и функционирует в системе неформальных отношений людей, при этом влияние лидера, носящее психологический характер, может принимать разнообразные формы.
Результаты социально-психологических исследований свидетельствуют о том, что эффективное управление организацией возможно только в том случае, когда руководитель коллектива одновременно является и лидером. Необходимо заметить, что наличие руководящей должности не подразумевает автоматически лидерства.
В 80-е годы предметом особого интереса в теории менеджмента стало изучение эффекта «привлекательности» лидера – так называемой харизмы. Этот феномен связан с наделением личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности. Ряд специалистов считают, что некоторые лидеры, такие, как и завоевали успех в большей степени за счет трудноопределяемых личностных качеств (обаяния, притяжения и даже магнетизма).
С точки зрения деятельности коллектива, функции неформального лидера сводятся к двум основным. Во-первых, он устанавливает и поддерживает эталоны приемлемого группового поведения. Во-вторых, неформальный лидер мотивирует поведение каждого члена группы, заставляя его следовать эталонам группового поведения.
Однако с точки зрения групповых целей лидерство может быть как позитивным, так и негативным. Выделяют два полярных типа лидерства – инструментальный и эмоциональный. Иногда позицию эмоционального лидерства называют эпицентром эмоциональных контактов.
В позитивном плане эмоциональный лидер стремится предупредить и сгладить конфликты, разрядить эмоциональное напряжение, тем самым способствует достижению групповых целей и повышению эффективности групповой деятельности.
В негативном плане эмоциональный лидер под влиянием неудач и трудностей может стать эпицентром паники, недовольства, асоциального поведения группы.
Традиционно принято различать три основных стиля лидерства: авторитарный, демократический, либеральный. Кроме того, выделяют стиль работы руководителя. Его слагаемыми являются принципы, формы и методы реализации управленческих задач, личностно-деловые качества менеджера, которые наиболее зримо проявляются в повседневной деятельности.
Авторитет менеджера – важный фактор надежности управления, его признаками являются доверие, согласие, уважение. Доверие подчиненных – это морально-психологическая основа авторитета руководителя. Авторитет выступает как своеобразный вид формальных и неформальных отношений, сложившихся между руководителями и работниками.
Пытаясь осмыслить природу власти человека над человеком, теория управления не хочет отказываться от давно исповедуемого принципа римских императоров: “Разделяй и властвуй”. Научно обосновать этот принцип пытался , его монистическая концепция организации указывает на единственно возможный способ добиться порядка, управляемости и дисциплины: для этого должна быть построена иерархическая структура управления с четким распределением властных отношений.
Х. Дельгадо в своей работе “Мозг и сознание” отмечает, что обезличенность формальных отношений в организации делает поведение людей в экономическом смысле более эффективным. Ролевое поведение обезличивает властные отношения, снимая эффект субъективности.
Иерархия соподчинения между людьми, даже если они объединились добровольно ради общего дела, принципиально неустранима. Поэтому все известные в истории добровольные объединения (секта Ессеев в Вади-Кумране, фаланстеры Ш. Фурье, “Новая Германия” Р. Оуэна, система “ESOP” Олдоса Хаксли), которые поставили перед собой как основную цель освобождение человека от всякой власти над собой, оказались утопиями.
В работе “Бегство от свободы” говорит о различии двух типов власти: иррациональной и рациональной.
Работа любого менеджера связана с властью. Менеджеры по персоналу призваны не только определять рамки своей власти, но и следить за своими коллегами. Человек вообще создает организацию изначально как силовую структуру. Те, кто становятся работодателями, сразу обретают степень власти над работниками.
В 1974 году произвел ряд экспериментов для изучения повиновения и подчинения власти. Работа Милграма продемонстрировала то, что люди имеют склонность повиноваться инструкциям от властных фигур, даже если эти властные лица не хотят этого. Кроме того, он подчеркнул, что вхождение людей в иерархическую систему заставляет личность рассматривать себя действующей как агент, который выполняет пожелания другого человека.
Милграм выделил факторы, влияющие на повиновение власти:
- семья. Отношения в семье и власть в семье, распределение ролей накладывает отпечаток на личность человека, складывая его предрасположенность к повиновению или неповиновению власти:
- институциональная власть. Школа, университеты, стиль обучения создают определенный стереотип у работника. Так, обучение в школе, вузе со строгими правилами, жесткой дисциплиной, сильно развитой властной структурой создают благоприятные предпосылки для подчинения власти на рабочем месте. И наоборот, демократическое учебное учреждение воспитывает у будущего работника нежелание безоговорочно подчиняться власти или властным структурам;
- награды. У работника возникает ассоциация в виде следующей формулы: “Повиновение поощряется, неповиновение наказывается”;
- восприятие власти. На власть в обществе существует различная реакция, что во многом зависит от типа общественного строя и культуры, но обычно власть поддерживается. Большую роль здесь играет общественное мнение;
- вхождение в систему власти. Личность не всегда делает добровольный шаг к власти.
Однако, для реализации власти и лидерства необходимы средства передачи той или иной информации, в том числе и в управлении персоналом.
- 10.4.Поведенческие теории лидерства___________________________________ 115
- Введение
- Тема 1. Персонал предприятия как объект управления
- История появления дисциплины управление персоналом
- Основные понятия и сущность управления человеческими ресурсами
- И «управление человеческими ресурсами»
- 1.3. Классификация персонала
- 1.4. Производительность труда
- 1.5. Кадровая политика организации
- 1.6. Типы кадровой политики
- Практика
- Тема 2. Методология управления персоналом
- 2.1 Философия управления персоналом
- Характеристика японской, американской и российской философии управления персоналом организации
- 2.2 Концепция управления персоналом
- Концепции управления персоналом
- 2.3. Закономерности управления персоналом
- 2.4. Принципы и методы управления персоналом
- Практика
- Подходы к управлению персоналом в сша и Японии
- Тема 3. Система управления персоналом организации
- 3.1 Понятие и принципы построения системы управления (суп)
- Принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом
- 3.2. Цели и функции суп
- Этапы процесса управления персоналом
- 3.3 Состав подсистем системы суп
- 3.4 Организационная структура суп
- Уровни управления
- 3.5. Функциональная структура системы управления персоналом
- 3.6. Штатная структура системы управления персоналом
- 3.7. Ролевая и социальная структуры системы управления персоналом
- Ролевая структура коллектива
- 3.8. Кадровое, информационное, техническое, правовое, Нормативно-методическое обеспечение суп
- Некоторые понятия, используемые для характеристики персонала
- 5. Рабочее время и его использование
- 6. Поощрения за успехи в работе
- 7. Ответственность за нарушения трудовой дисциплины
- Практика
- Тема 4.Профориентация и подбор
- 4.1. Сущность и формы профессиональной ориентации
- 4.2 Набор Персонала
- Преимущества и недостатки внутренних и внешних источников привлечения персонала
- 4.3. Отбор персонала
- 4.4.Оформление трудовых отношений
- Практика
- 2. Ситуация «Выбор заместителя»
- Тема 5. Адаптации работников
- 5.1. Сущность адаптации
- 5.2. Виды адаптации
- 5.3. Стадии адаптации
- 5.4. Обеспечение комфортной психологической обстановки для работников на производстве
- Практика
- Тема 6. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала
- 6.1. Цели обучения персонала в организации
- 6.2. Профессиональная подготовка. Уровни профессиональной подготовки
- 6.3. Сущность обучения
- 6.4. Виды и методы обучения персонала
- Характеристика видов обучения кадров
- Методы обучения персонала на рабочем месте
- Методы обучения персонала вне рабочего места
- 6.5. Организация обучения менеджеров
- Практика
- Тема 7. Деловая оценка персонала
- 7.1. Сущность оценки человеческих ресурсов
- Система оценки результатов труда персонала
- Перечень показателей оценки результатов труда
- 7.2. Методы оценки персонала
- 1. Анкеты и сравнительные оценки
- 1) Шкала оценки для руководителя (оценивается достижение целей):
- 7.3. Аттестация персонала
- 7.4. Виды и методы аттестации
- 7.5. Основные ошибки деловой оценки
- Практика
- Тема 8. Управление деловой карьерой
- 8.1. Теоретические аспекты карьеры
- 8.2. Виды карьеры
- 8.3. Управление карьерой в организации
- 8.4. Управление служебно-профессиональным продвижением персонала
- 8.5. Работа с кадровым резервом организации
- Тема 9. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности
- 9.1. Мотивы, стимулы, потребности
- 9.2. Теории мотивации
- 9.3. Мотивация труда и факторы мотивации труда
- 9.4. Воздействия на мотивацию
- 9.5. Оплата труда
- 9.6. Тарифная система оплаты труда
- 16. Понятие «валентность вознаграждения» характеризует степень актуальности той потребности, в результате удовлетворения которой вознаграждение достигнуто.
- Тема 10. Руководство и лидерство
- 10.1. Теория личности в управлении персоналом. Харизматический лидер
- Харизматический лидер
- Примеры харизматических личностей
- Развитие харизмы
- 10.2. Лидерство, власть, авторитет в управлении персоналом
- 10.3. Формальный и неформальный лидеры. Общие и отличительные черты
- 10.4.Поведенческие теории лидерства
- 10.5. Автократическое и демократическое руководство
- 10.6. Теории Лидерства – восемь Главных Теорий Лидерства
- 10.7. Адаптивное руководство
- Тема 11. Конфликты в коллективе
- 11.1. Сущность и основные элементы конфликта
- 11.2. Управление конфликтами в организации
- 11.3. Стресс и его роль в управлении персоналом
- Практика
- Тема 12. Оценка результатов деятельности персонала
- 12.1. Подходы к оценке эффективности системы управления Персоналом
- 12.2. Оценка эффективности деятельности службы управления Персоналом
- Практика
- Заключение
- Список литературы