Практика
1. Создание команды
1. Ситуация: упражнение на самооценку; упражнение-интервью для проверки навыков восприятия информации.
Большая группа делится на подгруппы, по два человека в каждой. Руководитель курса выступает в роли помощника. Упражнение - взаимное интервью:
Шаг 1
Каждый человек интервьюирует другого, сосредотачиваясь на следующих факторах (не академических, не профессиональных, не связанных с опытом работы), а:
- хорошие / плохие качества;
- личные интересы;
- семья, родственные связи.
Шаг 2
Каждый участник обдумывает полученную информацию.
Шаг 3
Отчет малых групп на пленарном заседании. Последующее обсуждение в группе.
Параметры анализа интервью:
- внимательное слушание;
- интерес к сообщению партнера;
- позволение партнеру рассказать его / ее историю;
- уровень терпения;
- формулирование правильных вопросов;
- восприятие и критика;
- наличие уверенности в себе;
- наличие уважения к другому человеку;
- серьезное восприятие другого человека.
2. Ситуация: продолжение ситуации 1
Основываясь на результатах упражнения по самооценке в 1 ситуации, для обсуждения в группе выбираются такие факторы создания команды, как: лидерство, делегирование полномочий, стимулирование доверия, разрешение конфликтов, координация и интеграция со средой.
3. Ситуация: выработка плана работы группы; упражнение "групповое заседание"
Рассказ
Вы дрейфуете на яхте в океане с небольшой международной группой людей. Яхта и оборудование значительно повреждены пожаром. Судно медленно пропускает воду; вы можете устранить повреждение. Ваше местоположение не ясно из-за испорченных навигационных приборов и радио. Вам потребовалось время для того, чтобы потушить пожар. Вы находитесь приблизительно в 1000 навигационных миль на юго-запад от ближайшего острова.
Пятнадцать предметов не пострадали от огня. У вас есть также хорошая резиновая шлюпка с веслами, достаточно большая для всей группы людей, но не для всех предметов, перечисленных в списке. В карманах брюк оставшихся в живых были найдены следующие предметы: пачка сигарет, коробка спичек (влажных) и $ 50 в банкнотах.
Инструкции (индивидуальные)
Ваша задача: оцените 15 предметов согласно их важности, принимая во внимание их ценность для выживания людей, потерпевших кораблекрушение. Поставьте цифру 1 перед наиболее важным и цифру 15 перед наименее важным предметом, и т. д.
Инструкции (для группы)
Это упражнение для решения проблемы в группах. Вы примете нужное решение, используя все знания группы. Ваша группа должна принимать решения на основе консенсуса: каждый член группы должен согласиться о месте каждого предмета в списке.
Руководящие принципы для достижения согласия:
- старайтесь не только спорить о том, почему вы правы, так как быть правым полезно для вашего “Я”. Решайте задачу, основываясь на логических рассуждениях и фактической экспертизе;
- не меняйте своего мнения, чтобы избежать конфликтов и достичь соглашения. Поддерживайте только те решения, с которыми вы в основном согласны;
- избегайте метода решения проблемы большинством голосов;
- рассматривайте различия во мнениях как стимулирование, как повод для углубления вашего понимания этих различий;
- проанализируйте проблемы оставшихся в живых прежде, чем примете решение.
Выполнение упражнения
Группы
Каждая группа состоит из 5 человек, плюс один председатель и два наблюдателя.
Подготовка (10 мин.)
Все члены группы (кроме наблюдателей) знакомятся с ситуацией и инструкциями (индивидуальными). Члены группы ранжируют предметы индивидуально. Наблюдатели обсуждают по отдельности то, что они собираются делать, и согласовывают разделение задач.
Решение проблемы (30 мин.)
Обсуждение возможных решений, основанное на инструкциях для группы. По истечении 10 минут наблюдатели за 5 минут предоставляют членам группы описание того, как они справились с решением проблемы.
Анализ (20 мин.)
Основываясь на ответах к упражнению “Кораблекрушение”, группы анализируют свои результаты. Они могут сравнивать их между собой. Следует также обсудить пути решения проблемы после выступлений наблюдателей.
Это упражнение направлено не на отработку навыка обсуждения, а на способности индивидов формировать группу и вырабатывать общий план действий.
Необходимые роли:
- малая групп(а) (ы);
- руководитель группы;
- недовольный член команды (мужчина / женщина), но пользующийся влиянием в команде, также казначей;
- наблюдатель от команды для анализа и синтеза информации в команде после упражнения;
- независимый преподаватель / руководитель курса.
Вопрос:
Если Вы - руководитель группы, как бы Вы решили проблему на встрече?
Руководящие принципы для наблюдателя
Как подготовлена встреча; план работы?
Понятно ли руководитель группы описывает проблему команде?
Какова роль руководителя группы?
Каковы роли различных членов команды для создания команды?
Какого рода групповые решения были приняты?
Переговоры
Группа делится на подгруппы по 4 человека: 2 играющих и 2 оценивающих.
Внимательно изучите следующий случай
Владимир Иванович Куприянов в марте в агентстве по аренде жилья снял квартиру за 300 долларов. в месяц. В июле, когда он и Борис Степанович Черненко (человек, с которым они вместе снимали квартиру) решили съехать, Куприянов узнал, что велся контроль арендной платы. А максимальная арендная плата по закону составляла 200 долларов в месяц, т.е. на 100 долларов меньше, чем они должны были платить.
Расстроенный тем, что они переплачивали, Куприянов позвонил в агентство. Сначала представитель агентства был настроен неприветливо и даже враждебно. Он претендовал на то, что агентство право, а Куприянов неблагодарен и занимается вымогательством. Однако после нескольких долгих переговоров представитель агентства согласился возместить деньги Куприянову и его соседу по квартире.
Задание
Этот случай должен быть разыгран двумя участниками. До начала игры участники переговоров в каждой микро-группе должны уделить время для определения своей стратегии.
За переговорами наблюдают два человека, оценивающие игру.
Оценивающие игру должны решить, как следует использовать параметры.
Они анализируют то, как используются параметры, атрибуты или качества межличностной гибкости, способности видеть вещи в перспективе, формулировать суждения, анализировать проблемы, творчество и решительность.
3Вы – руководитель. На 8 часов 15 минут вызвали к себе продавца для выяснения причин его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на работу на 15 минут. Подчиненный пришел вовремя.
Как Вы начнете свою беседу:
- независимо от своего опоздания сразу же потребуете его объяснений об опозданиях на работу;
- извинитесь перед подчиненным и начнете беседу;
- поздороваетесь, объясните причину своего опоздания и спросите его: “Как Вы думаете, что можно ожидать от руководителя, который так же часто опаздывает, как и Вы?”;
- в интересах дела отложите беседу и перенесете ее на другое время;
- начнете иначе, как?
4.Между вашими подчиненными возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращается к Вам с просьбой, чтобы Вы поддержали его позицию. Каковы будут Ваши действия:
- я должен пресечь конфликт на работе, но не разрешать конфликтные взаимоотношения;
- попросить разобраться в конфликте представителей общественных организаций;
- попытаться лично разобраться в мотивах и найти приемлемый способ примирения;
- выявить авторитет для членов конфликта и через него воздействовать на конфликтующих;
- Вы поступите как-то иначе.
Объясните, пожалуйста, свои действия.
- 10.4.Поведенческие теории лидерства___________________________________ 115
- Введение
- Тема 1. Персонал предприятия как объект управления
- История появления дисциплины управление персоналом
- Основные понятия и сущность управления человеческими ресурсами
- И «управление человеческими ресурсами»
- 1.3. Классификация персонала
- 1.4. Производительность труда
- 1.5. Кадровая политика организации
- 1.6. Типы кадровой политики
- Практика
- Тема 2. Методология управления персоналом
- 2.1 Философия управления персоналом
- Характеристика японской, американской и российской философии управления персоналом организации
- 2.2 Концепция управления персоналом
- Концепции управления персоналом
- 2.3. Закономерности управления персоналом
- 2.4. Принципы и методы управления персоналом
- Практика
- Подходы к управлению персоналом в сша и Японии
- Тема 3. Система управления персоналом организации
- 3.1 Понятие и принципы построения системы управления (суп)
- Принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом
- 3.2. Цели и функции суп
- Этапы процесса управления персоналом
- 3.3 Состав подсистем системы суп
- 3.4 Организационная структура суп
- Уровни управления
- 3.5. Функциональная структура системы управления персоналом
- 3.6. Штатная структура системы управления персоналом
- 3.7. Ролевая и социальная структуры системы управления персоналом
- Ролевая структура коллектива
- 3.8. Кадровое, информационное, техническое, правовое, Нормативно-методическое обеспечение суп
- Некоторые понятия, используемые для характеристики персонала
- 5. Рабочее время и его использование
- 6. Поощрения за успехи в работе
- 7. Ответственность за нарушения трудовой дисциплины
- Практика
- Тема 4.Профориентация и подбор
- 4.1. Сущность и формы профессиональной ориентации
- 4.2 Набор Персонала
- Преимущества и недостатки внутренних и внешних источников привлечения персонала
- 4.3. Отбор персонала
- 4.4.Оформление трудовых отношений
- Практика
- 2. Ситуация «Выбор заместителя»
- Тема 5. Адаптации работников
- 5.1. Сущность адаптации
- 5.2. Виды адаптации
- 5.3. Стадии адаптации
- 5.4. Обеспечение комфортной психологической обстановки для работников на производстве
- Практика
- Тема 6. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала
- 6.1. Цели обучения персонала в организации
- 6.2. Профессиональная подготовка. Уровни профессиональной подготовки
- 6.3. Сущность обучения
- 6.4. Виды и методы обучения персонала
- Характеристика видов обучения кадров
- Методы обучения персонала на рабочем месте
- Методы обучения персонала вне рабочего места
- 6.5. Организация обучения менеджеров
- Практика
- Тема 7. Деловая оценка персонала
- 7.1. Сущность оценки человеческих ресурсов
- Система оценки результатов труда персонала
- Перечень показателей оценки результатов труда
- 7.2. Методы оценки персонала
- 1. Анкеты и сравнительные оценки
- 1) Шкала оценки для руководителя (оценивается достижение целей):
- 7.3. Аттестация персонала
- 7.4. Виды и методы аттестации
- 7.5. Основные ошибки деловой оценки
- Практика
- Тема 8. Управление деловой карьерой
- 8.1. Теоретические аспекты карьеры
- 8.2. Виды карьеры
- 8.3. Управление карьерой в организации
- 8.4. Управление служебно-профессиональным продвижением персонала
- 8.5. Работа с кадровым резервом организации
- Тема 9. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности
- 9.1. Мотивы, стимулы, потребности
- 9.2. Теории мотивации
- 9.3. Мотивация труда и факторы мотивации труда
- 9.4. Воздействия на мотивацию
- 9.5. Оплата труда
- 9.6. Тарифная система оплаты труда
- 16. Понятие «валентность вознаграждения» характеризует степень актуальности той потребности, в результате удовлетворения которой вознаграждение достигнуто.
- Тема 10. Руководство и лидерство
- 10.1. Теория личности в управлении персоналом. Харизматический лидер
- Харизматический лидер
- Примеры харизматических личностей
- Развитие харизмы
- 10.2. Лидерство, власть, авторитет в управлении персоналом
- 10.3. Формальный и неформальный лидеры. Общие и отличительные черты
- 10.4.Поведенческие теории лидерства
- 10.5. Автократическое и демократическое руководство
- 10.6. Теории Лидерства – восемь Главных Теорий Лидерства
- 10.7. Адаптивное руководство
- Тема 11. Конфликты в коллективе
- 11.1. Сущность и основные элементы конфликта
- 11.2. Управление конфликтами в организации
- 11.3. Стресс и его роль в управлении персоналом
- Практика
- Тема 12. Оценка результатов деятельности персонала
- 12.1. Подходы к оценке эффективности системы управления Персоналом
- 12.2. Оценка эффективности деятельности службы управления Персоналом
- Практика
- Заключение
- Список литературы