7.1. Сущность оценки человеческих ресурсов
Оценка персонала – это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего
места.
Оценка труда персонала направлена на достижение трех целей: административной, информационной, мотивационной.
Административная цель достигается путем принятия обоснованного административного решения (повышение или понижение по службе, перевод на другую работу, направление на обучение, увольнение) на основе результатов оценки деятельности персонала. «…без эффективной оценки результатов работы невозможно принять обоснованное решение»
Информационная цель заключается в том, что и работники, и руководители имеют возможность получить достоверную информацию о деятельности. Такая информация является крайне важной для работника в плане совершенствования своей деятельности, а руководителям дает возможность принять правильное решение.
Мотивационная цель состоит в том, что оценка сама по себе является важнейшим
средством мотивации поведения людей, так как адекватно оцененные затраты труда будут обеспечивать дальнейший рост производительности труда работников, но только в том случае, если труд человека будет оценен соответственно его ожиданиям.
Исходя из целей оценки персонала, можно решить следующие важные задачи:
- оценить потенциал для продвижения и снижения риска выдвижения некомпетентных сотрудников;
- определить затраты на обучение;
- поддерживать у сотрудников чувство справедливости и повышать трудовую мотивацию;
- организовать обратную связь с сотрудниками о качестве их работы;
- разрабатывать программы обучения и развития персонала.
Оценка результатов труда конкретных должностных лиц различается своими задачами, значимостью, показателями, сложностью выявления результатов.
На содержание и конечные результаты труда работников влияют различные факторы, которые обязательно должны учитываться при проведении оценки результатов
труда разных категорий работников в конкретных условиях места и времени, так как повышают степень обоснованности, объективности и достоверности оценки. Классификация таких факторов приведена в таблице 15.
Таблица 15
Классификация факторов, учитываемых при проведении оценки персонала
Факторы | Содержание факторов |
Естественно- биологические | Пол Возраст Состояние здоровья Умственные способности Физические способности Климат Географическая среда Сезонность и др. |
Социально-экономические | Состояние экономики Государственные требования, ограничения и законы в области труда и заработной платы Квалификация работников Мотивация труда Уровень жизни Уровень социальной защищенности и др. |
Технико-организационные | Характер решаемых задач Сложность труда Состояние организации производства и труда Условия труда (санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические и др.) Объем и качество получаемой информации Уровень использования научно-технических достижений и др. |
Социально-психологические | Отношение к труду Психофизиологическое состояние работника Моральный климат в коллективе и др. |
Рыночные | Развитие многоукладной экономики Развитие предпринимательства Уровень и объем приватизации Конкуренция Самостоятельный выбор системы оплаты труда Либерализация цен Акционирование организаций Инфляция Банкротство Безработица и др. |
Оценку результатов труда персонала можно представить как систему – совокупность различных элементов (табл. 16).
Таблица 16
- 10.4.Поведенческие теории лидерства___________________________________ 115
- Введение
- Тема 1. Персонал предприятия как объект управления
- История появления дисциплины управление персоналом
- Основные понятия и сущность управления человеческими ресурсами
- И «управление человеческими ресурсами»
- 1.3. Классификация персонала
- 1.4. Производительность труда
- 1.5. Кадровая политика организации
- 1.6. Типы кадровой политики
- Практика
- Тема 2. Методология управления персоналом
- 2.1 Философия управления персоналом
- Характеристика японской, американской и российской философии управления персоналом организации
- 2.2 Концепция управления персоналом
- Концепции управления персоналом
- 2.3. Закономерности управления персоналом
- 2.4. Принципы и методы управления персоналом
- Практика
- Подходы к управлению персоналом в сша и Японии
- Тема 3. Система управления персоналом организации
- 3.1 Понятие и принципы построения системы управления (суп)
- Принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом
- 3.2. Цели и функции суп
- Этапы процесса управления персоналом
- 3.3 Состав подсистем системы суп
- 3.4 Организационная структура суп
- Уровни управления
- 3.5. Функциональная структура системы управления персоналом
- 3.6. Штатная структура системы управления персоналом
- 3.7. Ролевая и социальная структуры системы управления персоналом
- Ролевая структура коллектива
- 3.8. Кадровое, информационное, техническое, правовое, Нормативно-методическое обеспечение суп
- Некоторые понятия, используемые для характеристики персонала
- 5. Рабочее время и его использование
- 6. Поощрения за успехи в работе
- 7. Ответственность за нарушения трудовой дисциплины
- Практика
- Тема 4.Профориентация и подбор
- 4.1. Сущность и формы профессиональной ориентации
- 4.2 Набор Персонала
- Преимущества и недостатки внутренних и внешних источников привлечения персонала
- 4.3. Отбор персонала
- 4.4.Оформление трудовых отношений
- Практика
- 2. Ситуация «Выбор заместителя»
- Тема 5. Адаптации работников
- 5.1. Сущность адаптации
- 5.2. Виды адаптации
- 5.3. Стадии адаптации
- 5.4. Обеспечение комфортной психологической обстановки для работников на производстве
- Практика
- Тема 6. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала
- 6.1. Цели обучения персонала в организации
- 6.2. Профессиональная подготовка. Уровни профессиональной подготовки
- 6.3. Сущность обучения
- 6.4. Виды и методы обучения персонала
- Характеристика видов обучения кадров
- Методы обучения персонала на рабочем месте
- Методы обучения персонала вне рабочего места
- 6.5. Организация обучения менеджеров
- Практика
- Тема 7. Деловая оценка персонала
- 7.1. Сущность оценки человеческих ресурсов
- Система оценки результатов труда персонала
- Перечень показателей оценки результатов труда
- 7.2. Методы оценки персонала
- 1. Анкеты и сравнительные оценки
- 1) Шкала оценки для руководителя (оценивается достижение целей):
- 7.3. Аттестация персонала
- 7.4. Виды и методы аттестации
- 7.5. Основные ошибки деловой оценки
- Практика
- Тема 8. Управление деловой карьерой
- 8.1. Теоретические аспекты карьеры
- 8.2. Виды карьеры
- 8.3. Управление карьерой в организации
- 8.4. Управление служебно-профессиональным продвижением персонала
- 8.5. Работа с кадровым резервом организации
- Тема 9. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности
- 9.1. Мотивы, стимулы, потребности
- 9.2. Теории мотивации
- 9.3. Мотивация труда и факторы мотивации труда
- 9.4. Воздействия на мотивацию
- 9.5. Оплата труда
- 9.6. Тарифная система оплаты труда
- 16. Понятие «валентность вознаграждения» характеризует степень актуальности той потребности, в результате удовлетворения которой вознаграждение достигнуто.
- Тема 10. Руководство и лидерство
- 10.1. Теория личности в управлении персоналом. Харизматический лидер
- Харизматический лидер
- Примеры харизматических личностей
- Развитие харизмы
- 10.2. Лидерство, власть, авторитет в управлении персоналом
- 10.3. Формальный и неформальный лидеры. Общие и отличительные черты
- 10.4.Поведенческие теории лидерства
- 10.5. Автократическое и демократическое руководство
- 10.6. Теории Лидерства – восемь Главных Теорий Лидерства
- 10.7. Адаптивное руководство
- Тема 11. Конфликты в коллективе
- 11.1. Сущность и основные элементы конфликта
- 11.2. Управление конфликтами в организации
- 11.3. Стресс и его роль в управлении персоналом
- Практика
- Тема 12. Оценка результатов деятельности персонала
- 12.1. Подходы к оценке эффективности системы управления Персоналом
- 12.2. Оценка эффективности деятельности службы управления Персоналом
- Практика
- Заключение
- Список литературы