logo
конспект управление персоналом

11.3. Стресс и его роль в управлении персоналом

Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, приводят достаточно часто к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами.

Понятие “стресс” было заимствовано из области техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке.

Некоторые специалисты считают, что стресс - это давление в мире, которое приводит к состоянию эмоционального дискомфорта. В целом стресс - явление, часто встречающееся. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны.

Примерами психологических факторов, ведущих к возникновению стрессовых ситуаций у работника, являются следующие:

- недостаточная нагрузка. Нет возможности продемонстрировать свою квалификацию, потенциал;

- недостаточное понимание работника своей роли в коллективе. Вызывается отсутствием ясно очерченных прав, обязанностей специалиста, перспектив роста;

- необходимость выполнения одновременно разнородных заданий, не связанных между собой и одинаково срочных;

- неучастие работников в процессе управления.

Исследования показали, что стрессы непосредственно влияют на эндокринную и сердечно-сосудистую системы, а также на эмоции. Кроме того, стресс оказывает общее разрушающее воздействие на организм в целом.

Обнаружение стресса менеджером у себя и работников осуществляется множеством способов. Хорошо обученный психолог или терапевт может использовать тесты, опросы, историю болезни для изучения данной проблемы. Менеджер должен, прежде всего, отслеживать неожиданные, необъяснимые изменения в настроении, повышенную эмоциональность и напряженность. Очевидно, следует обратить внимание и разобраться, если хороший работник стал допускать брак, пунктуальный – опаздывать. Это слишком серьезное изменение в поведении и сигнал стресса.

Стрессы в жизни неизбежны, поэтому ими надо управлять. Есть два способа приспосабливаться к стрессам. Первый – через изменение в методах, организации, технологии, структуре производства и по необходимости – устранение источника стресса. Второй подход имеет отношение уже непосредственно к стрессам и состоит в том, чтобы попытаться справиться с ними индивидуально.

Существуют также программы по нейтрализации стрессов на уровне всего предприятия. Служба управления персоналом должна играть важнейшую роль в их выполнении.