12.2. Оценка эффективности деятельности службы управления Персоналом
Оценка эффективности деятельности службы управления персоналом организации основывается на определении того, насколько она способствует достижению целей организации и выполнению поставленных перед ней задач.
Результаты оценки выявляют основные проблемы взаимоотношений с персоналом, связанные с качеством выполняемой работы, удовлетворенностью работников, дисциплиной и текучестью персонала.
Осуществление оценки эффективности управления персоналом необходимо основывать на использовании таких принципов, как:
−вовлечение в процесс оценки эффективности всех заинтересованных лиц;
−согласование экономических и социальных показателей оценки принимаемых кадровых решений;
−сопоставление полученных результатов от реализации кадровых решений с оценкой затрат, обусловивших их достижение;
−проведение оценки окупаемости затрат, связанных с реализацией кадровых решений как в ближайшее время, так и в будущем.
Исходя из того, что до настоящего времени не существует единой точки зрения на
проблему оценки эффективности деятельности службы управления персоналом, были
взяты за основу показатели оценки, содержащиеся в трудах Егоршина А.П., Иванцевича Дж. М., Кибанова А.Я.
Все показатели оценки эффективности рассматриваются как единая система оценки
эффективности персонала. В эту систему включают следующие группы показателей:
−показатели экономической эффективности;
−показатели социальной эффективности;
−косвенные показатели эффективности.
Первая группа показателей характеризует экономическую эффективность деятельности служб управления персоналом. Оценка экономической эффективности предполагает обязательное определение затрат, необходимых для реализации кадровой политики организации. При этом следует учитывать не только общие затраты организации на персонал, но и издержки по содержанию самой службы персонала при реализации функций управления.
Экономическая эффективность может рассматриваться с двух сторон:
1) финансовой (окупаемость вложенных средств);
2) производственной (экономические результаты, полученные в ходе реализации мероприятий по кадровой политике).
С финансовой стороны рассчитывают общие показатели экономической эффективности, к которым можно отнести:
−годовой экономический эффект;
−экономическая эффективность мероприятий по научной организации труда.
Годовой экономический эффект (приведенную экономию) можно рассчитать по формуле:
ЭФг = (С1 – С2) Vвып. – Кэ.э. Зе.в.,
где С1 и С2 – стоимость единицы работы до и после внедрения мероприятий по научной
организации труда (трудовые затраты, руб.);
Кэ.э. – нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности
(обратный сроку окупаемости);
Зе.в. – единовременные затраты, связанные с разработкой и внедрением мероприятий.
Порядок определения стоимости единицы работы персонала до и после проведения мероприятий по научной организации труда С1 и С2 следующий.
Вначале необходимо рассчитать методом хронометража затраты времени на выполнение единицы работы и установить среднее время, затрачиваемое на единицу этой
работы (в часах и минутах) до и после внедрения мероприятий. Далее необходимо определить стоимость одного часа работы специалистов, участвующих в работе, до и после внедрения мероприятий. Рассчитывается стоимость часа работы путем деления годового фонда заработной платы работников соответствующей категории (руб.) на годовой фонд рабочего времени (в часах). Стоимость единицы определяют перемножив стоимость часа работы и соответствующего количества часов.
Зе.в. представляют собой капитальные затраты на приобретение оргтехники и
оборудования, необходимых для осуществления мероприятий, а также затраты, связанные с разработкой новых методов работы, оплатой труда исследователей.
Данный метод дает возможность с достаточной степенью точности определить эффективность от внедрения какого-либо одного мероприятия.
Экономическую эффективность мероприятий по научной организации труда определяют по формуле:
Эо. = Эв. + Эд.с. + Эт. – З,1
где Э – общая экономия, достигнутая за счет всех мероприятий по совершенствованию труда, руб.;
Эв. – экономия, достигаемая за счет высвобождения численности, руб.;
Эд.с. – экономия, достигнутая за счет изменений должностной структуры управленческих работников в функциональных и производственных службах, руб.;
Эт.- экономия, полученная за счет более широкого и рационального использования
средств оргтехники, экономии канцелярских и других материалов, руб.;
З – сумма средств, затраченных на осуществление мероприятий по совершенствованию организации труда.
Каждая составляющая экономии – это эффект не одного, а множества мероприятий по научной организации труда.
Экономия, достигаемая за счет высвобождения численности:
Эв. = N высв. З,
где N высв. – численность высвобождаемых работников, чел.;
ЗП – среднегодовая зарплата одного работника с начислениями, руб.
Экономия, достигнутая за счет изменения должностного состава:
Эт. = С −С 1,
где С – стоимость технических средств и канцелярских принадлежностей до проведения мероприятий по их более рациональному использованию или изменению их числа, руб.;
С 1 – то же, после осуществления мероприятий по более рациональному их использованию, руб.
Затраты З на осуществление мероприятий в области кадровой политики в расчете
на год включают затраты: на механизацию труда Зм, на стимулирование работников Зс,
на проведение исследований и прочие затраты Зл.
Расчет прост в применении, основан на использовании имеющейся на предприятии информации и не требует дополнительных исследований.
К производственным показателям экономической эффективности можно от-
нести следующие:
− показатели выпуска и качества продукции;
− показатели фонда оплаты труда, среднюю заработную плату;
− показатели использования материальных ресурсов;
− показатели использования основного и оборотного капитала;
− показатели роста производительности труда;
− уровень нормирования труда и кооперирования труда;
− показатели, характеризующие совершенствование организационной структуры;
− показатели оптимизации численности управленческого персонала;
− показатели, характеризующие улучшение использования ЭВМ и оргтехники;
− экономию за счет численности персонала;
− экономию за счет роста отдачи зарплаты;
− прирост выпуска продукции за счет роста производительности труда и отдачи затрат на персонал.
Определить социальную эффективность системы управления персоналом
можно с помощью следующих показателей:
- показателей структуры персонала по профессиональному, квалификационному
составу, по возрасту и стажу работы;
− образовательного уровня и уровня организации повышения квалификации и переподготовки;
− показателей гуманизации труда (обогащение содержания труда, снижение монотонности и пр.);
− показателей улучшения охраны труда, техники безопасности и санитарногигиенических требований;
− обеспечение соответствия кадровых решений требованиям трудового законодательства;
− повышения обоснованности кадровых решений.
Следует отметить, что среди показателей социальной эффективности есть те, которые поддаются стоимостной оценке и могут быть включены в состав экономических
результатов при расчете эффективности управления персоналом.
Косвенные показатели эффективности включают следующие:
− текучесть персонала;
− сокращение числа конфликтов;
− уровень абсентеизма;
− показатели качества выпускаемой продукции;
− показатели удовлетворенности трудом, коллективом, руководством, системой вознаграждения.
Основными косвенными критериями эффективности деятельности служб управления персоналом являются показатели текучести и абсентеизма. Текучесть является одной из организационных форм подвижности персонала. Правомерно рассматривать текучесть персонала как движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью
рабочим местом – так называемая «активная» текучесть, и неудовлетворенностью организации данным работником – «пассивная» текучесть.
Абсолютные масштабы текучести измеряются количеством увольнений работников по собственному желанию, а также по инициативе администрации (за определенный период).
Относительный показатель текучести – коэффициент текучести персонала – определяется как отношение числа работников, уволившихся по причинам, относимым к
текучести, к среднесписочной численности работников.
При изучении и анализе проблемы текучести персонала важно определить ее мотивы. Изучение мотивов текучести возможно осуществить с помощью интервьюирования и анкетирования увольняющихся работников.
Показатели текучести внутренне взаимосвязаны с показателями абсентеизма, то
есть количеством самовольных невыходов работников на работу.
Абсентеизм приводит к ряду издержек, включающих выплаты, которые осуществляются независимо от присутствия или отсутствия работника. Кроме того, необходимо оплатить внеурочный труд персонала, который выполняет работу отсутствующего.
Анализ исследований показывает, что показатели текучести и абсентеизма взаимозависимы, так как оба явления вызываются одними и теми же факторами. Во многих случаях работники сначала проявляют высокий уровень абсентеизма, который ведет к повышенной текучести, вследствие чего важно определить точные причины возникновения текучести и абсентеизма. С данными явлениями тесно связаны такие формы оценок, как недовольство и жалобы. Рост количества жалоб могут быть сигналом неудовлетворенности, которая, в свою очередь, может привести к увеличению текучести персонала. Данные факторы служат индикаторами того, насколько успешной является деятельность службы персонала по созданию условий удовлетворенности работников.
- 10.4.Поведенческие теории лидерства___________________________________ 115
- Введение
- Тема 1. Персонал предприятия как объект управления
- История появления дисциплины управление персоналом
- Основные понятия и сущность управления человеческими ресурсами
- И «управление человеческими ресурсами»
- 1.3. Классификация персонала
- 1.4. Производительность труда
- 1.5. Кадровая политика организации
- 1.6. Типы кадровой политики
- Практика
- Тема 2. Методология управления персоналом
- 2.1 Философия управления персоналом
- Характеристика японской, американской и российской философии управления персоналом организации
- 2.2 Концепция управления персоналом
- Концепции управления персоналом
- 2.3. Закономерности управления персоналом
- 2.4. Принципы и методы управления персоналом
- Практика
- Подходы к управлению персоналом в сша и Японии
- Тема 3. Система управления персоналом организации
- 3.1 Понятие и принципы построения системы управления (суп)
- Принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом
- 3.2. Цели и функции суп
- Этапы процесса управления персоналом
- 3.3 Состав подсистем системы суп
- 3.4 Организационная структура суп
- Уровни управления
- 3.5. Функциональная структура системы управления персоналом
- 3.6. Штатная структура системы управления персоналом
- 3.7. Ролевая и социальная структуры системы управления персоналом
- Ролевая структура коллектива
- 3.8. Кадровое, информационное, техническое, правовое, Нормативно-методическое обеспечение суп
- Некоторые понятия, используемые для характеристики персонала
- 5. Рабочее время и его использование
- 6. Поощрения за успехи в работе
- 7. Ответственность за нарушения трудовой дисциплины
- Практика
- Тема 4.Профориентация и подбор
- 4.1. Сущность и формы профессиональной ориентации
- 4.2 Набор Персонала
- Преимущества и недостатки внутренних и внешних источников привлечения персонала
- 4.3. Отбор персонала
- 4.4.Оформление трудовых отношений
- Практика
- 2. Ситуация «Выбор заместителя»
- Тема 5. Адаптации работников
- 5.1. Сущность адаптации
- 5.2. Виды адаптации
- 5.3. Стадии адаптации
- 5.4. Обеспечение комфортной психологической обстановки для работников на производстве
- Практика
- Тема 6. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала
- 6.1. Цели обучения персонала в организации
- 6.2. Профессиональная подготовка. Уровни профессиональной подготовки
- 6.3. Сущность обучения
- 6.4. Виды и методы обучения персонала
- Характеристика видов обучения кадров
- Методы обучения персонала на рабочем месте
- Методы обучения персонала вне рабочего места
- 6.5. Организация обучения менеджеров
- Практика
- Тема 7. Деловая оценка персонала
- 7.1. Сущность оценки человеческих ресурсов
- Система оценки результатов труда персонала
- Перечень показателей оценки результатов труда
- 7.2. Методы оценки персонала
- 1. Анкеты и сравнительные оценки
- 1) Шкала оценки для руководителя (оценивается достижение целей):
- 7.3. Аттестация персонала
- 7.4. Виды и методы аттестации
- 7.5. Основные ошибки деловой оценки
- Практика
- Тема 8. Управление деловой карьерой
- 8.1. Теоретические аспекты карьеры
- 8.2. Виды карьеры
- 8.3. Управление карьерой в организации
- 8.4. Управление служебно-профессиональным продвижением персонала
- 8.5. Работа с кадровым резервом организации
- Тема 9. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности
- 9.1. Мотивы, стимулы, потребности
- 9.2. Теории мотивации
- 9.3. Мотивация труда и факторы мотивации труда
- 9.4. Воздействия на мотивацию
- 9.5. Оплата труда
- 9.6. Тарифная система оплаты труда
- 16. Понятие «валентность вознаграждения» характеризует степень актуальности той потребности, в результате удовлетворения которой вознаграждение достигнуто.
- Тема 10. Руководство и лидерство
- 10.1. Теория личности в управлении персоналом. Харизматический лидер
- Харизматический лидер
- Примеры харизматических личностей
- Развитие харизмы
- 10.2. Лидерство, власть, авторитет в управлении персоналом
- 10.3. Формальный и неформальный лидеры. Общие и отличительные черты
- 10.4.Поведенческие теории лидерства
- 10.5. Автократическое и демократическое руководство
- 10.6. Теории Лидерства – восемь Главных Теорий Лидерства
- 10.7. Адаптивное руководство
- Тема 11. Конфликты в коллективе
- 11.1. Сущность и основные элементы конфликта
- 11.2. Управление конфликтами в организации
- 11.3. Стресс и его роль в управлении персоналом
- Практика
- Тема 12. Оценка результатов деятельности персонала
- 12.1. Подходы к оценке эффективности системы управления Персоналом
- 12.2. Оценка эффективности деятельности службы управления Персоналом
- Практика
- Заключение
- Список литературы