logo search
От Рисина Конференции / Конференция - Воронеж-Курск - часть 1

Проблемы развития механизма привлечения инвестиций в экономику региона

Углубление инвестиционного кризиса в большинстве российских регионов имеет объективные причины. Мировой финансовый кризис привел к резкому оттоку капитала из России. Кроме того, общий экономический спад заставил инвесторов занять выжидательную позицию. Для целого ряда регионов прогрессирующий спад интереса инвесторов к ним вызван также и спецификой экономического и технологического развития данных территорий. Для многих из них рост экономики все последние годы базировался на подходах, характерных для прошедшего, «индустриального» этапа нашей истории, когда инвестиции направлялись на восстановление и развитие крупных производств в промышленной и аграрной сфере, сильно пострадавших в 90- е гг., либо на создание аналогичных новых, причем не на самой передовой технологической основе.

Особенно в драматической ситуации оказались регионы (как, например, Воронежская область), в которых основу экономики составляли высокотехнологичные (по советским стандартам и требованиям) отрасли: станкостроение, авиастроение, радиоэлектроника и т.д. В этих регионах такие предприятия были попросту обречены на ликвидацию, либо на жесткие варианты перепрофилирования (с самыми сложными социальными последствиями). Лишь немногие из них сумели выжить, привлекая инвесторов на создание условий по включению их в качестве младших партнеров в различные формы кооперации с зарубежными коллегами, обладающими более совершенными технологиями (это постигло, например, предприятия электронного комплекса), либо на долгие годы оказались в ситуации поиска модели своего развития в условиях, когда мировые рынки производимой ими продукции оказались давно поделенными между крупнейшими транснациональными корпорациями (это испытали предприятия российского авиапрома).

В настоящее время перед органами власти в регионах встает задача осуществить плавный, но достаточно быстрый переход от концепции восстановления утрачиваемого индустриального потенциала к концепции создания принципиально новой экономической среды, где облик регионов будут определять предприятия сферы самых передовых, высоких технологий. Соответственно, новые требования предъявляются к представлениям местных властей и регионального бизнеса о том, что создает так называемый благоприятный инвестиционный климат региона (подразумевающей согласованную систему мер в законодательной и финансовой сфере).

Создаваемые в регионе новые организационно-экономические механизмы инвестиционной сферы должны предусматривать первоочередное стимулирование вложений в создание конкурентоспособной продукции, а также производств, осуществляющих разработку и внедрение импортозамещающих и ресурсосберегающих технологий, соответствующих самым высоким стандартам качества. Значительные резервы конкурентоспособности находятся в оборонно-промышленном комплексе, где ранее был сосредоточен основной производственный и технологический потенциал конкурентоспособного машиностроения региона. Этот механизм в завершенном виде будет включать следующие элементы: государственные гарантии для инвесторов и убедительные меры по защите инвестиций, меры региональной поддержки высокоэффективных проектов из внебюджетных фондов, возможно, со временем – создание региональных бюджетов развития, новую информационную базу данных рынка инвестиций, эффективные критерии оценки и отбора инвестиционных проектов, систему стимулирования инвестиций в процессе управления новыми проектами, организационное содействие продвижению проектов, налоговые стимулы (предоставление инвестиционных налоговых кредитов и т.д.).

Важным элементом организационного механизма становятся региональные органы по организации торгов и конкурсов по отбору инвестиционных проектов, консультативные структуры, экспертные советы.

Для этого региональные властные структуры должны осуществить ряд действий:

1. Продолжить формирование региональной законодательной базы, благоприятной для инвесторов.

2. Разработать программу инвестирования экономики регионов, содержащую стратегии новых направлений, учитывающие региональные приоритеты.

3. Разработать формы содействия предприятиям в их участии в конкурсах инвестиционных и инновационных проектов за счет финансирования из федерального бюджета.

4. Расширить практику предоставления на конкурсной основе гарантий по инвестиционным проектам за счет бюджета региона.

5. Расширить практику установления успешным субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера.

6. Активизировать практику компенсации процентной ставки при банковском кредитовании инновационных, социально-значимых проектов.

7. Развивать государственное предпринимательство путем покупки акций и долей в высокоэффективных местных компаниях.

8. Развивать базу данных о потенциальных инвесторах.

9. Сформировать региональную систему оценки и экспертизы инвестиционных и инновационных проектов.

Пономарева З.В.