Краткосрочного Средства
распорядительного длительного
воздействия воздействия
Рисунок 1 – Организационно-распорядительные методы управления.
В зависимости от проблемы, которая стоит перед организацией, ОРМУ по характеру управляющего воздействия подразделяются на две группы:
приемы, методы и средства краткосрочного распорядительного воздействия;
приемы, методы и средства длительного воздействия.
Краткосрочные распорядительные воздействия на органы управления или отдельных должностных лиц осуществляются через единичные административные распоряжения, которые представляют юридическую форму оперативных организационных команд. Кратковременные распоряжения призваны обеспечить четкое функционирование организационных систем, повседневную слаженную работу органов управления, их структурных подразделений и должностных лиц.
Длительные распорядительные воздействия связаны с созданием или совершенствованием организационных систем. Это методы организационного воздействия. Они осуществляются при помощи административных актов длительного действия, имеющих юридическую правовую силу, - директив, положений, уставов, правил, инструкций и т.п.
Распорядительные и дисциплинирующие методы управления всегда действуют совместно с организационно - стабилизирующими, обеспечивая регламентирование, нормирование и инструктирование.
Направление их действий заключается в следующем:
обеспечить стабильность организационных структур социально-экономической системы и условий их функционирования;
подвергнуть каждый из процессов, протекающих в социально-экономических системах, безусловному подчинению власти.
При этом все ОРМУ должны применяться системно и в комплексе, способствуя организационной стабильности системы.
Регламентирующие методы управления включают:
общеорганизационные методы управления, определяющие общие принципы устройства организации и структуру органов власти;
структурные методы управления, определяющие структуру органов власти, то есть звеньев и уровней управления;
должностные методы управления, определяющие должностной статус каждого лица, обладающего властью;
функциональные методы управления, определяющие порядок функционирования тех или иных властных структур и общественных организаций.
Проблема использования регламентирующих методов состоит в том, что слишком жесткое регламентирование сковывает инициативу и подвижность системы управления, а слишком мягкое - приводит к разрушению системы, анархии.
Нормирующие методы управления основаны на использовании нормативов. Следует различать понятия норматива и нормы.
Норма - это величина, характеризующая естественные условия протекания природных и антропогенных (anthropos – человек) процессов. Норматив - это условное распределение (закрепление) чего-либо на единицу чего-либо.
Нормирующие методы управления включают:
организационные нормативы: нормативы времени, трудозатрат, расхода материальных средств и т.п. Применяются в качестве организационного воздействия по отношению к тем сторонам деятельности органов управления или отдельных должностных лиц, которые в силу объективных причин не могут быть жестко регламентированы. Они устанавливают не однозначные требования, а границы определенных процессов,
нормативы численности, например количество медработников, приходящихся на тысячу человек населения;
нормативы величины, например, предельно допустимая концентрация вредных веществ в 1 м3 производственных помещений и т.д.;
нормативы относительности, например, соотношение числа студентов и преподавателей в вузе и др.
Инструктирование включает в себя различные виды информирования:
предостережение;
разъяснение;
ознакомление;
советы и т.п.
Инструктирующие методы управления направлены на предупреждение необузданных, неоправданных или непрофессиональных действий, могущих повлечь за собой тяжкие последствия.
ОРМУ способствуют эффективному функционированию, безопасности социотехногенных и социальных систем. Вместе с тем ОРМУ требуют учитывать изменяющиеся условия, динамику, движение, многообразный, вероятностный характер причинно-следственных связей, процессов и явлений в природе, обществе и мышлении. Поэтому нормативные документы (нормы, инструкции, правила и др.) должны изменяться со временем, причем, не отставая, но и не опережая возможности общества.
- Модуль 1 – Теория систем и системный анализ
- Сурмин ю.П. Теория систем и системный анализ: Учеб. Пособие. – к.: мауп, 2003. – 368 с.
- Тема 1. История возникновения и становления системного подхода.
- Сущность и основные характеристики системности.
- 2. Возникновение и развитие системных идей.
- 3.Мир в свете системных представлений.
- Тема 2. Основные понятия теории систем.
- 1. Категориальный аппарат системного подхода.
- 2. Системообразующие факторы.
- 3. Классификация систем.
- Тема 3. Структура и организация системы.
- 1. Структурный аспект системы. Состав системы
- 2. Организация системы
- Тема 4. Функционирование системы.
- Внутренние и внешние функции
- 2. Проблемы эффективного функционирования системы.
- Тема 5. Среда и ее роль в жизни системы.
- 1. Система и среда.
- 2. Взаимодействие системы и среды.
- Адаптация системы в среде
- Тема 6. Жизненный путь системы.
- Максимальное развитие, зрелость.
- Распад и гибель.
- Устойчивое развитие
- Саморазвитие системы
- 2. Система в переходных и критических состояниях. Преобразование системы
- Тема 7. Основы системного анализа.
- 1. Основные разновидности системного анализа. Виды системного анализа
- 2. Содержание и технология системного анализа.
- Системные законы и их роль в познании
- Модуль 2 – Основы теории управления
- Тема 1. История развития управленческой мысли. – 2 часа
- 1. Возникновение управленческой мысли.
- Развитие управленческой науки как составной части философии
- Развитие науки управления в составе экономической теории
- Использование психологии в управлении. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Э. Мэйо.
- Разнообразие современных моделей менеджмента.
- Тема 2. Концептуальные основы теории управления. – 2 часа.
- 1. Сущность менеджмента и управления организацией.
- 2. Понятие системы управления.
- Система управления с убъект управления
- Характерные особенности системы управления
- 3.Цели и функции управления. Понятие цели системы управления
- Функции управления
- Управленческие решения.
- Тема 3. Организация как объект управления. – 4 часа
- Понятие и классификация организаций.
- Современные формы и модели организаций
- Внутренняя среда организации и ее проектирование. Понятие внутренней среды и классификация ее факторов
- Внешняя среда организаций.
- Основные свойства организационного управления.
- Тема 4. Законы и принципы управления – 4 часа.
- 1. Содержание и механизм проявления законов управления.
- На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:
- Закон единства и целостности системы управления.
- Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления.
- Закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации.
- Закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления.
- Закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления.
- Закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.
- 2. Сущность и содержание принципов управления.
- Научность.
- Системность и комплексность.
- Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений.
- Принцип централизованности и децентрализованности.
- Принцип пропорциональности в управлении.
- Принцип единства распорядительства в управлении.
- Принцип экономии времени.
- Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организаций и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях.
- Принцип делегирования полномочий.
- Принцип обратной связи.
- Тема 5. Методы управления. – 4 часа.
- Классификация методов управления.
- Экономические методы управления.
- 3. Организационно-распорядительные методы управления.
- Организационно-распорядительные
- П о характеру управляющего воздействия
- Краткосрочного Средства
- 4.Социально-психологические методы управления.
- Основные требования к организационному управлению.
- Управление техническими системами.
- Управление эргатическими системами.
- Управление организационными системами.
- Тема 6. Моделирование систем различной природы. – 2 часа.
- Исторический обзор использования моделирования в управлении.
- 2. Понятие модели и моделирования.
- 3. Классификация моделирования.
- Математическое и кибернетическое моделирование систем.
- Тема 7. Самоменеджмент. – 4 часа
- Понятие самоменеджмента и его основные функции.
- 2. Управление карьерой.
- Кто не знает, в какую гавань плывет, у того нет попутного ветра. Сенека
- 3.Управление своим временем и организация личного труда.
- Имидж менеджера и способы его формирования.