3.Цели и функции управления. Понятие цели системы управления
Известны следующие определения цели управления:
Цель управления – желаемое (требуемое) состояние или движение объекта или системы управления.
Цель управления – субъективное представление лица, ответственного за выбор управлений, о тех мотивах, которыми следует руководствоваться при выборе управляющих воздействий;
Цель управления – такое состояние объекта управления, которое удовлетворяет потребности управляющей системы;
Цель управления – некоторый требуемый результат деятельности, моделирующий желательное состояние.
На наш взгляд, наиболее полное определение цели управления является первое, которое учитывает такие системные понятия, как состояние, движение, объект управления и система управления.
К цели управления предъявляются следующие требования:
всестороннюю научную и практическую обоснованность цели как отражение совокупности требований множества законов объективного мира;
четкую определенность цели, формулировку ее в понятиях, терминах реально достижимого состояния;
четкую формулировку необходимых и достаточных условий реализации целей (ресурсы, сроки, исполнители).
При формировании целей необходимо учитывать следующие закономерности:
Зависимость цели от качества и количества информации, получаемой управляющей системой от объекта управления и окружающей среды.
Иерархичность цели, то есть возможность ее деления по уровням иерархии (в пространстве) и по этапам (во времени).
Формирование целей неразрывно связано с выбором показателей и критериев эффективности управления (системы управления).
- Модуль 1 – Теория систем и системный анализ
- Сурмин ю.П. Теория систем и системный анализ: Учеб. Пособие. – к.: мауп, 2003. – 368 с.
- Тема 1. История возникновения и становления системного подхода.
- Сущность и основные характеристики системности.
- 2. Возникновение и развитие системных идей.
- 3.Мир в свете системных представлений.
- Тема 2. Основные понятия теории систем.
- 1. Категориальный аппарат системного подхода.
- 2. Системообразующие факторы.
- 3. Классификация систем.
- Тема 3. Структура и организация системы.
- 1. Структурный аспект системы. Состав системы
- 2. Организация системы
- Тема 4. Функционирование системы.
- Внутренние и внешние функции
- 2. Проблемы эффективного функционирования системы.
- Тема 5. Среда и ее роль в жизни системы.
- 1. Система и среда.
- 2. Взаимодействие системы и среды.
- Адаптация системы в среде
- Тема 6. Жизненный путь системы.
- Максимальное развитие, зрелость.
- Распад и гибель.
- Устойчивое развитие
- Саморазвитие системы
- 2. Система в переходных и критических состояниях. Преобразование системы
- Тема 7. Основы системного анализа.
- 1. Основные разновидности системного анализа. Виды системного анализа
- 2. Содержание и технология системного анализа.
- Системные законы и их роль в познании
- Модуль 2 – Основы теории управления
- Тема 1. История развития управленческой мысли. – 2 часа
- 1. Возникновение управленческой мысли.
- Развитие управленческой науки как составной части философии
- Развитие науки управления в составе экономической теории
- Использование психологии в управлении. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Э. Мэйо.
- Разнообразие современных моделей менеджмента.
- Тема 2. Концептуальные основы теории управления. – 2 часа.
- 1. Сущность менеджмента и управления организацией.
- 2. Понятие системы управления.
- Система управления с убъект управления
- Характерные особенности системы управления
- 3.Цели и функции управления. Понятие цели системы управления
- Функции управления
- Управленческие решения.
- Тема 3. Организация как объект управления. – 4 часа
- Понятие и классификация организаций.
- Современные формы и модели организаций
- Внутренняя среда организации и ее проектирование. Понятие внутренней среды и классификация ее факторов
- Внешняя среда организаций.
- Основные свойства организационного управления.
- Тема 4. Законы и принципы управления – 4 часа.
- 1. Содержание и механизм проявления законов управления.
- На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:
- Закон единства и целостности системы управления.
- Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления.
- Закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации.
- Закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления.
- Закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления.
- Закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.
- 2. Сущность и содержание принципов управления.
- Научность.
- Системность и комплексность.
- Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений.
- Принцип централизованности и децентрализованности.
- Принцип пропорциональности в управлении.
- Принцип единства распорядительства в управлении.
- Принцип экономии времени.
- Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организаций и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях.
- Принцип делегирования полномочий.
- Принцип обратной связи.
- Тема 5. Методы управления. – 4 часа.
- Классификация методов управления.
- Экономические методы управления.
- 3. Организационно-распорядительные методы управления.
- Организационно-распорядительные
- П о характеру управляющего воздействия
- Краткосрочного Средства
- 4.Социально-психологические методы управления.
- Основные требования к организационному управлению.
- Управление техническими системами.
- Управление эргатическими системами.
- Управление организационными системами.
- Тема 6. Моделирование систем различной природы. – 2 часа.
- Исторический обзор использования моделирования в управлении.
- 2. Понятие модели и моделирования.
- 3. Классификация моделирования.
- Математическое и кибернетическое моделирование систем.
- Тема 7. Самоменеджмент. – 4 часа
- Понятие самоменеджмента и его основные функции.
- 2. Управление карьерой.
- Кто не знает, в какую гавань плывет, у того нет попутного ветра. Сенека
- 3.Управление своим временем и организация личного труда.
- Имидж менеджера и способы его формирования.