1. Система и среда.
Понятие среды.
При самом упрощенном понимании среда представляет собой то, что выступает некоторым окружением системы, а при более сложном подходе средой данной системы будет система, состоящая из элементов ей не принадлежащих. Подчеркнем, что среда – это не просто окружение системы, а то из этого окружения, что жизненно важно для системы.
Система и среда органично связаны и не могут быть поняты друг без друга. Система начинается там, где идет отграничение от окружающей среды.
Граница системы – это совокупность объектов, которые одновременно принадлежат и не принадлежат данной системе. Границы системы и среды всегда зыбки и текучи. Каждая функция системы задает свои границы. Поэтому система отделена от окружающей среды не четкой линией, а пограничным пространством, которое соткано из границ системы, образуемых при реализации ею той или иной функции. Например, фирма как организация имеет одни границы, которые не совпадают с границами ее как субъекта рыночных отношений, и совокупность ее функций формирует границы системы.
Стремление глубже раскрыть природу среды заставляет выдвинуть несколько ее концепций.
Согласно первой концепции, среда представляет собой окружающий систему хаос, шумы, которые постоянно мешают системе жить, но вместе с тем выступают для нее источником вещества, энергии и информации. Система в этом случае – очаг организованности в хаосе событий. Главная задача, которая стоит перед системой, сохранить себя перед хаосом.
В соответствии со второй концепцией, среда выступает как факторизованное окружение, то есть в ней содержатся не просто хаотические явления, а некоторые их активные результирующие, отличающиеся организованностью. При этом окружающие систему факторы выступают активными причинами, которые оказывают на систему воздействия, заставляют ее приспосабливаться к себе. Сама система по отношению к другим системам также представляется таким фактором либо входит в состав некоторого интегрального фактора.
Третья концепция видит окружающую среду в виде совокупности равнозначных систем, которые конкурируют с данной, обмениваются с ней ресурсами, стараясь выжить в этой борьбе посредством разрешения противоречий в свою пользу.
Наконец, по четвертой концепции среда видится некоторой надсистемой, то есть такой в которую входит данная система. В этом случае взаимоотношения между ними строятся по принципам структурно-организационных отношений надсистемы и определяются противоречиями между ними. Надсистема стремится привести систему-элемент в организационное и функциональное соответствие своей природе, а та, в свою очередь, пытается сохранить независимость, увеличить число степеней свободы.
Каждая из этих концепций отражает определенную долю истины. Отсюда следует, что среда системы представляет собой некоторое единство неупорядоченных процессов, организованных факторов и систем, а также включений данной системы в надсистемы.
Исходя из этого по отношению к среде можно выделить несколько важнейших тезисов:
Среда далеко не всегда неорганизованное образование. Чаще всего она представляет собой некоторую совокупность систем различного уровня, имеющих свои стратегии поведения. Виды среды многообразны: природная, экологическая, хозяйственная, социальная, политическая, культурная, информационная и т.п.
Среда отличается различным характером воздействия на систему – может быть нейтральной, пассивной или активной, агрессивной, благоприятной и неблагоприятной (например, социально-психологическая обстановка в коллективе для деятельности человека).
Среда связана с системой сложными обменными процессами, она является необходимым условием существования, прежде всего, открытых систем. Вещество, энергия, информация попадают в систему из среды. Среда, в качестве которой выступает, например, государство, задает правила поведения системам, например, социальным организациям или политическим партиям.
Среда находится не только за пределами системы, но и внутри нее. Внешняя среда выступает средой обитания системы, а внутренняя – ее жизни. Это означает, что из внешней среды система черпает жизненные ресурсы, а внутренняя выступает организмом системы. Внутренняя и внешняя среда системы находятся во взаимной зависимости и взаимной обусловленности.
Разнообразие среды
Среда характеризуется разнообразием, различающимся по масштабам, степени активности и характеру воздействия на систему (табл.1).
Таблица 1 – Типология среды
Основание классификации | Среда | |
Вид | Характеристика | |
Масштаб | Микросреда | Ближайшее окружение системы, воздействующее на нее непосредственно |
Макросреда | Широкое окружение системы, воздействующее на нее опосредованно | |
Положение | Внешняя | Окружает систему |
Внутренняя | Находится внутри системы | |
Активность | Активная | Высокая активность по отношению к системе, динамика перемен |
Пассивная | Низкая активность по отношению к системе, отсутствие перемен | |
Характер активности | Благодатная | Представляет для системы источник ресурсов |
Нейтральная | Нейтральность по отношению к системе | |
Агрессивная | Воздействует негативно на систему, расхищает ее ресурсы | |
Уровень организованности | Стихийная, неорганизованная | Неорганизованность и непредсказуемость проявлений |
Организованная | Упорядоченность | |
Уровень управления | Управляемая | Возможность регулирования системой |
Неуправляемая | Система не может ею управлять | |
Структура среды | Гомогенная | Однородное образование, включающее системы одной природы |
Гетерогенная | Состоит из систем различной природы | |
Функциональное выражение | Ресурсная | Источник материальных, информационных, энергетических ресурсов |
Информационная | Частный вид ресурсной среды, в качестве ресурса - информация | |
Конфликтогенная | Источник конфликтов и противоборства с системой | |
Миссионерско- реализаторская | Поле реализации миссии системы |
Для среды характерны следующие свойства:
некоторая совокупность организованных систем и хаотических образований. При этом организованные системы придают среде организованность, предопределенность, а хаотические образования – непредсказуемость, случайность;
множество факторов, воздействующих на систему. Средой являются не все объекты, которые окружают систему, а лишь имеющие отношение к ее жизнедеятельности. Либо это объекты и системы, которые попадают в сферу «интересов систем», либо те, в сферу интересов которых попадает система;
система воздействует на среду посредством своих функций. При этом внешние функции организующе воздействуют на окружающую среду, а внутренние – на внутреннюю;
система использует среду в качестве источника, хранилища и средства переработки ресурсов, средств жизни. Среда пополняет систему, обеспечивает ее обновление, сферу жизни, проявление функций;
система постоянно меняет свои границы по отношению к средам. В этом проявляется ее динамизм. Она может получать или захватывать из окружающей среды элементы и присваивать их, вводить во внутреннюю среду.
- Модуль 1 – Теория систем и системный анализ
- Сурмин ю.П. Теория систем и системный анализ: Учеб. Пособие. – к.: мауп, 2003. – 368 с.
- Тема 1. История возникновения и становления системного подхода.
- Сущность и основные характеристики системности.
- 2. Возникновение и развитие системных идей.
- 3.Мир в свете системных представлений.
- Тема 2. Основные понятия теории систем.
- 1. Категориальный аппарат системного подхода.
- 2. Системообразующие факторы.
- 3. Классификация систем.
- Тема 3. Структура и организация системы.
- 1. Структурный аспект системы. Состав системы
- 2. Организация системы
- Тема 4. Функционирование системы.
- Внутренние и внешние функции
- 2. Проблемы эффективного функционирования системы.
- Тема 5. Среда и ее роль в жизни системы.
- 1. Система и среда.
- 2. Взаимодействие системы и среды.
- Адаптация системы в среде
- Тема 6. Жизненный путь системы.
- Максимальное развитие, зрелость.
- Распад и гибель.
- Устойчивое развитие
- Саморазвитие системы
- 2. Система в переходных и критических состояниях. Преобразование системы
- Тема 7. Основы системного анализа.
- 1. Основные разновидности системного анализа. Виды системного анализа
- 2. Содержание и технология системного анализа.
- Системные законы и их роль в познании
- Модуль 2 – Основы теории управления
- Тема 1. История развития управленческой мысли. – 2 часа
- 1. Возникновение управленческой мысли.
- Развитие управленческой науки как составной части философии
- Развитие науки управления в составе экономической теории
- Использование психологии в управлении. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Э. Мэйо.
- Разнообразие современных моделей менеджмента.
- Тема 2. Концептуальные основы теории управления. – 2 часа.
- 1. Сущность менеджмента и управления организацией.
- 2. Понятие системы управления.
- Система управления с убъект управления
- Характерные особенности системы управления
- 3.Цели и функции управления. Понятие цели системы управления
- Функции управления
- Управленческие решения.
- Тема 3. Организация как объект управления. – 4 часа
- Понятие и классификация организаций.
- Современные формы и модели организаций
- Внутренняя среда организации и ее проектирование. Понятие внутренней среды и классификация ее факторов
- Внешняя среда организаций.
- Основные свойства организационного управления.
- Тема 4. Законы и принципы управления – 4 часа.
- 1. Содержание и механизм проявления законов управления.
- На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:
- Закон единства и целостности системы управления.
- Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления.
- Закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации.
- Закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления.
- Закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления.
- Закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.
- 2. Сущность и содержание принципов управления.
- Научность.
- Системность и комплексность.
- Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений.
- Принцип централизованности и децентрализованности.
- Принцип пропорциональности в управлении.
- Принцип единства распорядительства в управлении.
- Принцип экономии времени.
- Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организаций и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях.
- Принцип делегирования полномочий.
- Принцип обратной связи.
- Тема 5. Методы управления. – 4 часа.
- Классификация методов управления.
- Экономические методы управления.
- 3. Организационно-распорядительные методы управления.
- Организационно-распорядительные
- П о характеру управляющего воздействия
- Краткосрочного Средства
- 4.Социально-психологические методы управления.
- Основные требования к организационному управлению.
- Управление техническими системами.
- Управление эргатическими системами.
- Управление организационными системами.
- Тема 6. Моделирование систем различной природы. – 2 часа.
- Исторический обзор использования моделирования в управлении.
- 2. Понятие модели и моделирования.
- 3. Классификация моделирования.
- Математическое и кибернетическое моделирование систем.
- Тема 7. Самоменеджмент. – 4 часа
- Понятие самоменеджмента и его основные функции.
- 2. Управление карьерой.
- Кто не знает, в какую гавань плывет, у того нет попутного ветра. Сенека
- 3.Управление своим временем и организация личного труда.
- Имидж менеджера и способы его формирования.