logo
Лекции ОТСУ

Разнообразие современных моделей менеджмента.

Становление и развитие менеджмента в США.

Менеджмент как социально-экономическое учение появился в США в конце XIX в. С тех пор эта страна считается его родиной. Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии.

Современный американский менеджмент основывается на 3 исторических предпосылках:

  1. Наличие рынка.

  2. Индустриальный способ организации производства.

  3. Корпорация как основная форма предпринимательства.

С конца 60-х годов в практику управления американскими компаниями входит стратегическое управление. Стратегическое планирование позволяет руководству корпорации установить обоснованные приоритеты распределения ресурсов. Оно создает базу для принятия эффективных управленческих решений.

Современные теоретики менеджмента убеждены, что в США произошли 3 революции управления:

  1. Отделение управления от производства и выделение его в особый вид управленческой деятельности.

  2. Появление менеджеров, то есть людей особой профессии.

  3. Привлечение непрофессионалов к управлению.

В последнее время в США наблюдается экономический спад по сравнению с другими развитыми странами мира (Германия, Япония и др.). Производительность труда в Германии и Франции стала возрастать на 5-6%, в Японии – на 8-9%, в США – 1%. Все происходящие процессы в экономике США послужили толчком для пересмотра некоторых аспектов теории и искусства управления. В настоящее время взят курс на постоянное внедрение в производство принципиально новых изделий при неуклонном сокращении всех видов затрат, повышение качественных и потребительских характеристик и снижение цен на выпускаемые изделия, комплексную автоматизацию производственных процессов, совершенствование форм и методов управления, развитие кадрового потенциала при повышении квалификации и активности каждого работника. Совершенствуются организационные структуры управления (сокращается количество иерархических уровней управления) и др.

Особенности и основные черты японского менеджмента.

Почти все стороны жизни японского общества своеобразны и неповторимы: философские взгляды, религия, длительная изолированность от всего мира, высокая эстетическая культура, удивительное трудолюбие и хорошо организованный отдых, верность семейным традициям, любовь к родине и др.

За последние два десятилетия Япония49 заняла лидирующее положение на мировом рынке. Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор, так как основным богатством страны японцы считают свои человеческие ресурсы. Японская модель менеджмента опирается на исторически сложившиеся традиции групповой сплоченности и прирожденную устремленность японцев к созданию высококачественной продукции, так как отличительными чертами японского характера являются экономия и бережливость. Основателями японского менеджмента являются Мацусита Коюсукэ, Курата, Исизака, Хонда Сончир, Акио Морита, Ибука Мисару и др. Японская система менеджмента признана самой эффективной в мире.

Сущность японского менеджмента является управление людьми. При этом рассматривается не один человек, а группа людей, то есть каждый японский служащий отождествляет себя с фирмой, в которой работает, и убежден в собственной значимости и незаменимости для своей компании.

Для крупных японских фирм характерна система «пожизненного найма». Эта система очень выгодна как предпринимателям, так и работникам. Система оплаты труда «по выслуге лет» в Японии оказывает значительное влияние на систему «продвижения по старшинству», то есть при выдвижении работника на руководящую должность предпочтение отдается возрасту и стажу работы.

Во многих японских фирмах широко применяется система ротации50. Ротация способствует расширению кругозора работников, ознакомлению работников со смежными специальностями. Ротация для кандидата на руководящую должность обязательна и проводится один раз в пять лет.

Управленческие школы США и Японии являются в настоящее время ведущими в мире и рассматриваются в других странах как эталон развития менеджмента (табл.1).

Таблица 1 – Сравнительная характеристика японской и американской моделей менеджмента

Японская модель менеджмента

Американская модель менеджмента

Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия

Индивидуальный характер принятия решений

Коллективная ответственность

Индивидуальная ответственность

Нестандартная, гибкая структура управления

Строго формализованная структура управления

Неформальная организация контроля

Четко формализованная процедура контроля

Коллективный контроль

Индивидуальный контроль руководителя

Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост

Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе

Основное качество руководителя – умение осуществлять координацию действий и контроль

Главное качество руководителя – профессионализм

Ориентация управления на группу

Ориентация управления на отдельную личность

Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату

Оценка управления по индивидуальному результату

Личные неформальные отношения с подчиненными

Формальные отношения с подчиненными

Продвижение по службе по старшинству и стажу работы

Деловая карьера обусловливается личными результатами

Подготовка руководителей универсального типа

Подготовка узкоспециализированных руководителей

Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу и т.д.

Оплата труда по индивидуальным достижениям

Долгосрочная занятость руководителя в фирме

Наем на работу на короткий период

Выбор модели менеджмента является ответственным этапом в развитии любого государства. Переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий нельзя. Необходима их модификация, в основе которой сопоставление различий в экономических и социально-культурных условиях развития стран. Особенно это важно сегодня для Украины, в которой формируется своя модель управления экономикой.

Вопросы по теме 1:

  1. Какие периоды выделяют в развитии управленческой мысли?

  2. Где и когда были обнаружены первые документальные источники, подтверждающие существование управленческой мысли?

  3. Какие позитивные и негативные стороны наблюдаются у кодекса законов царя Вавилонии Хаммурапи?

  4. Какую роль занимает философия в развитии управленческой науки?

  5. Труды каких экономистов занимают ведущую роль в развитии науки управления как составной части экономической теории?

  6. В чем заключается сущность концепции Ф.У. Тейлора?

  7. Дайте характеристику административной (классической) школы менеджмента.

  8. Дайте оценку 14 принципам менеджмента, сформулированным А. Файолем.

  9. На каких основных положениях базируется школа психологии и человеческих отношений?

  10. Сформулируйте современную концепцию менеджмента.

  11. Что Вы знаете о системе теории и практики управления в СССР?

  12. Охарактеризуйте современный американский менеджмент.

  13. Дайте характеристику философии японского менеджмента.

  14. Каковы различия между японским и американским менеджментом?