4.Социально-психологические методы управления.
Социально-психологические методы управления представляют собой механизм воздействия на органы управления (коллективы) и людей через социально-психологические интересы.
Методы формирования и использования общественного и индивидуального сознания, социальной активности, основывающиеся на общественно значимых морально-этических категориях и ценностях, что в совокупности и является сущностью социально-психологических методов управления.
При организации и осуществлении управления необходимо учитывать законы поведения людей в их деятельности. К основным законам поведения в их деятельности относятся:
первый - человек всегда стремится достичь результатов с минимальными затратами для себя;
второй - каждый человек стремится действовать так, чтобы в результате ему лично последовало максимальное поощрение в приемлемой форме или минимальное наказание;
третий - каждый человек делает только то, что указывает ему инстанция, которая может реально поощрить или наказать его.
Классификация социально-психологических методов управления определяется уровнем иерархии социальных процессов, которая включает: общество; коллектив; группа; личность.
На уровне общества действуют методы управления социально-массовыми процессами.
Цель управления - заставить отдельного человека, коллектив или общество выполнять внешнюю, т.е. поставленную кем-то задачу или программу. К. Блейкмор в книге «Механика разума» писал, что «мечты каждого лидера - тирана или доброго пророка (демократа или тоталитариста) упорядочить поведение своего народа».
Методы управления социально-массовыми процессами базируются на информационном управлении. Под информационным управлением понимается такое управление, когда управляющее воздействие носит информационный характер, то есть субъекту управления дается информационная картина, ориентируясь на которую, он выбирает линию поведения.
Ныне главным носителем информации для человека стал экран телевизора или компьютера. Скорость создания картин, понятий-образов столь высока, что на обдумывание полученной информации уже нет времени. Диалог исчез, осталось только чтение - потребление. Например, американские мультфильмы основаны на столь высокой скорости смены образов, которая не допускает рефлексии (диалога).
Телевизионная камера приближает зрителя на запретное расстояние, вызывает нездоровый интерес и тем развращает человека. От фиктивного экранного носителя идет дорога к реальному.
По мнению психологов, критически усваивать информацию способны 15-25% населения. К тому же до 75% людей обладают повышенной внушаемостью. Поэтому применение современных способов массовой информации обеспечивает управляемость обществом.
Информационное воздействие на человека представляет одновременный учет двух компонентов: информационного и психологического, с преобладанием первого, так как данное воздействие предусматривает информационный подход и построение информационной модели психики человека, а также учет информационного взаимодействия между людьми, группами и т.д.
На следующем уровне действуют методы управления коллективами и группами, включающие:
оценку индивидуальных качеств работников;
выработку ориентиров, создающих условия для максимального проявления профессиональных качеств работников.
Организующая сила коллективного общения формирует не только профессиональные качества работника, но и развивает его как целостную личность. Тем самым социальная устремленность коллектива в целом органично связывается с социальной устремленностью, социально значимыми целями, морально-этическими нормами поведения отдельного работника.
В различных коллективах, отличающихся характером работ (исследования, разработки, производственная деятельность, маркетинговая, финансовая и т.д.), методы управления коллективами и группами имеют свои особенности и специфику.
Методы управления внутригрупповыми явлениями и процессами действуют на уровне взаимоотношений между членами коллектива или отдельной группы (в отличие от предыдущей группы методов, рассматривающей коллектив как единое целое, подчиненное одной цели и достижению конечных результатов).
При управлении организацией (коллективом) выделяют три основных стадии:
первая стадия - стадия ориентации и адаптации, когда работники присматриваются друг к другу, к руководителю;
вторая стадия - стадия самоорганизации, саморегулирования и саморазвития;
третья стадия - стадия интеграции коллектива.
На первой стадии основную роль играет руководитель. Руководитель информирует новых сотрудников о целях, планах и условиях деятельности коллектива; ставит задачи, подлежащие решению; расставляет людей, формирует требования к подчиненным, воспитывает у них ответственность за успешное выполнение поставленных заданий, культуру исполнения.
На второй стадии уровень вмешательства руководителя должен уменьшаться и на смену ему все в большей степени должны приходить взаимовыручка, взаимоуважение, взаимопонимание, лояльность друг к другу.
На этом этапе руководитель должен уметь замечать хорошие сдвиги в формировании коллектива; поддерживать и развивать хорошие тенденции, делать акценты на позитивные сдвиги, проявления личностных свойств.
На третьей стадии формируется общность работников как единого социального организма. На этой стадии формируется коллективное мнение о нормах поведения, коллективная этика, отношение взаимопомощи и сотрудничества.
Общая цель коллектива выступает как фактор интеграции частичных целей каждой личности.
Методы управления индивидуально-личностным поведением представляют собой скорее искусство, чем науку. Основным методом управления индивидуально-личностным поведением является личный пример руководителя, либо пример поведения работников (сотрудников).
Роль учителя, педагога, наставника исключительно важна в воспитании личности.
Эффективным методом является метод ориентирующих воздействий, который включает создание обстановки, условий, ориентирующих поведение личности в направлении проявления ее лучших созидательных качеств.
В решении задач морально-психологического воздействия на личность принадлежит методам материального и морального стимулирования, при этом моральное стимулирование должно быть тесно взаимосвязано с материальным. Здесь требуется тактичность, высокий профессионализм руководителя, талант воспитателя.
- Модуль 1 – Теория систем и системный анализ
- Сурмин ю.П. Теория систем и системный анализ: Учеб. Пособие. – к.: мауп, 2003. – 368 с.
- Тема 1. История возникновения и становления системного подхода.
- Сущность и основные характеристики системности.
- 2. Возникновение и развитие системных идей.
- 3.Мир в свете системных представлений.
- Тема 2. Основные понятия теории систем.
- 1. Категориальный аппарат системного подхода.
- 2. Системообразующие факторы.
- 3. Классификация систем.
- Тема 3. Структура и организация системы.
- 1. Структурный аспект системы. Состав системы
- 2. Организация системы
- Тема 4. Функционирование системы.
- Внутренние и внешние функции
- 2. Проблемы эффективного функционирования системы.
- Тема 5. Среда и ее роль в жизни системы.
- 1. Система и среда.
- 2. Взаимодействие системы и среды.
- Адаптация системы в среде
- Тема 6. Жизненный путь системы.
- Максимальное развитие, зрелость.
- Распад и гибель.
- Устойчивое развитие
- Саморазвитие системы
- 2. Система в переходных и критических состояниях. Преобразование системы
- Тема 7. Основы системного анализа.
- 1. Основные разновидности системного анализа. Виды системного анализа
- 2. Содержание и технология системного анализа.
- Системные законы и их роль в познании
- Модуль 2 – Основы теории управления
- Тема 1. История развития управленческой мысли. – 2 часа
- 1. Возникновение управленческой мысли.
- Развитие управленческой науки как составной части философии
- Развитие науки управления в составе экономической теории
- Использование психологии в управлении. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Э. Мэйо.
- Разнообразие современных моделей менеджмента.
- Тема 2. Концептуальные основы теории управления. – 2 часа.
- 1. Сущность менеджмента и управления организацией.
- 2. Понятие системы управления.
- Система управления с убъект управления
- Характерные особенности системы управления
- 3.Цели и функции управления. Понятие цели системы управления
- Функции управления
- Управленческие решения.
- Тема 3. Организация как объект управления. – 4 часа
- Понятие и классификация организаций.
- Современные формы и модели организаций
- Внутренняя среда организации и ее проектирование. Понятие внутренней среды и классификация ее факторов
- Внешняя среда организаций.
- Основные свойства организационного управления.
- Тема 4. Законы и принципы управления – 4 часа.
- 1. Содержание и механизм проявления законов управления.
- На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:
- Закон единства и целостности системы управления.
- Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления.
- Закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации.
- Закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления.
- Закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления.
- Закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.
- 2. Сущность и содержание принципов управления.
- Научность.
- Системность и комплексность.
- Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений.
- Принцип централизованности и децентрализованности.
- Принцип пропорциональности в управлении.
- Принцип единства распорядительства в управлении.
- Принцип экономии времени.
- Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организаций и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях.
- Принцип делегирования полномочий.
- Принцип обратной связи.
- Тема 5. Методы управления. – 4 часа.
- Классификация методов управления.
- Экономические методы управления.
- 3. Организационно-распорядительные методы управления.
- Организационно-распорядительные
- П о характеру управляющего воздействия
- Краткосрочного Средства
- 4.Социально-психологические методы управления.
- Основные требования к организационному управлению.
- Управление техническими системами.
- Управление эргатическими системами.
- Управление организационными системами.
- Тема 6. Моделирование систем различной природы. – 2 часа.
- Исторический обзор использования моделирования в управлении.
- 2. Понятие модели и моделирования.
- 3. Классификация моделирования.
- Математическое и кибернетическое моделирование систем.
- Тема 7. Самоменеджмент. – 4 часа
- Понятие самоменеджмента и его основные функции.
- 2. Управление карьерой.
- Кто не знает, в какую гавань плывет, у того нет попутного ветра. Сенека
- 3.Управление своим временем и организация личного труда.
- Имидж менеджера и способы его формирования.