logo
Лекции ОТСУ

4.Социально-психологические методы управления.

Социально-психологические методы управления представля­ют собой механизм воздействия на органы управления (коллек­тивы) и людей через социально-психологические интересы.

Методы формирования и использования общественного и ин­дивидуального сознания, социальной активности, основываю­щиеся на общественно значимых морально-этических категори­ях и ценностях, что в совокупности и является сущностью социально-психологических методов управления.

При организации и осуществлении управления необходимо учитывать законы поведения людей в их деятельности. К основ­ным законам поведения в их деятельности относятся:

Классификация социально-психологических методов управ­ления определяется уровнем иерархии социальных процессов, которая включает: общество; коллектив; группа; личность.

На уровне общества действуют методы управления социаль­но-массовыми процессами.

Цель управления - заставить отдельного человека, коллектив или общество выполнять внешнюю, т.е. поставленную кем-то задачу или программу. К. Блейкмор в книге «Механика разума» писал, что «мечты каждого лидера - тирана или доброго пророка (демократа или тоталитариста) упорядочить поведение своего народа».

Методы управления социально-массовыми процессами бази­руются на информационном управлении. Под информационным управлением понимается такое управление, когда управляющее воздействие носит информационный характер, то есть субъекту управления дается информационная картина, ориентируясь на которую, он выбирает линию поведения.

Ныне главным носителем информации для человека стал эк­ран телевизора или компьютера. Скорость создания картин, по­нятий-образов столь высока, что на обдумывание полученной ин­формации уже нет времени. Диалог исчез, осталось только чтение - потребление. Например, американские мультфильмы основаны на столь высокой скорости смены образов, которая не допускает рефлексии (диалога).

Телевизионная камера приближает зрителя на запретное рас­стояние, вызывает нездоровый интерес и тем развращает челове­ка. От фиктивного экранного носителя идет дорога к реальному.

По мнению психологов, критически усваивать информацию способны 15-25% населения. К тому же до 75% людей обладают повышенной внушаемостью. Поэтому применение современных способов массовой информации обеспечивает управляемость обществом.

Информационное воздействие на человека представляет од­новременный учет двух компонентов: информационного и пси­хологического, с преобладанием первого, так как данное воздей­ствие предусматривает информационный подход и построение информационной модели психики человека, а также учет ин­формационного взаимодействия между людьми, группами и т.д.

На следующем уровне действуют методы управления коллек­тивами и группами, включающие:

Организующая сила коллективного общения формирует не только профессиональные качества работника, но и развивает его как целостную личность. Тем самым социальная устремлен­ность коллектива в целом органично связывается с социальной устремленностью, социально значимыми целями, морально-этическими нормами поведения отдельного работника.

В различных коллективах, отличающихся характером работ (исследования, разработки, производственная деятельность, мар­кетинговая, финансовая и т.д.), методы управления коллектива­ми и группами имеют свои особенности и специфику.

Методы управления внутригрупповыми явлениями и процес­сами действуют на уровне взаимоотношений между членами коллектива или отдельной группы (в отличие от предыдущей группы методов, рассматривающей коллектив как единое це­лое, подчиненное одной цели и достижению конечных резуль­татов).

При управлении организацией (коллективом) выделяют три основных стадии:

На первой стадии основную роль играет руководитель. Руко­водитель информирует новых сотрудников о целях, планах и ус­ловиях деятельности коллектива; ставит задачи, подлежащие решению; расставляет людей, формирует требования к подчи­ненным, воспитывает у них ответственность за успешное выпол­нение поставленных заданий, культуру исполнения.

На второй стадии уровень вмешательства руководителя дол­жен уменьшаться и на смену ему все в большей степени должны приходить взаимовыручка, взаимоуважение, взаимопонимание, лояльность друг к другу.

На этом этапе руководитель должен уметь замечать хорошие сдвиги в формировании коллектива; поддерживать и развивать хорошие тенденции, делать акценты на позитивные сдвиги, про­явления личностных свойств.

На третьей стадии формируется общность работников как единого социального организма. На этой стадии формируется коллективное мнение о нормах поведения, коллективная этика, отношение взаимопомощи и сотрудничества.

Общая цель коллектива выступает как фактор интеграции частичных целей каждой личности.

Методы управления индивидуально-личностным поведением представляют собой скорее искусство, чем науку. Основным ме­тодом управления индивидуально-личностным поведением явля­ется личный пример руководителя, либо пример поведения ра­ботников (сотрудников).

Роль учителя, педагога, наставника исключительно важна в воспитании личности.

Эффективным методом является метод ориентирующих воз­действий, который включает создание обстановки, условий, ори­ентирующих поведение личности в направлении проявления ее лучших созидательных качеств.

В решении задач морально-психологического воздействия на личность принадлежит методам материального и морального стимулирования, при этом моральное стимулирование должно быть тесно взаимосвязано с материальным. Здесь требуется так­тичность, высокий профессионализм руководителя, талант вос­питателя.