logo
Лекции ОТСУ

Современные формы и модели организаций

В теории организаций выделяют четыре типа моделей, отражающих эволюцию теоретических концепций, определяющих сущность самих организаций, роль и доминирующие функции менеджмента, а также критерии, применяемые для оценки эффективности их деятельности.

Первая модель. Известна под названием «модель механистической конструкции организации», сформировалась в конце XIX в. и получила широкое распространение в первой четверти ХХ в. Ее теоретической базой являются положения школы научного менеджмента. Родоначальник этого научного направления Ф.У. Тейлор рассматривал эффективность с точки зрения факторов времени и движения. Другой представитель этого теоретического направления немецкий социолог М. Вебер выдвинул и обосновал положение, согласно которому самой эффективной формой организации является рациональная бюрократия54.

Механистическая модель организации (или модель рациональной бюрократии) позволяет установить технико-экономические связи и зависимости различных факторов производства, и это составляет ее сильную сторону. В то же время в ней недостаточно учитываются роль и значение человеческого фактора в эффективной работе организации.

Вторая модель. Эта модель построена на определении организации как коллектива, сформированного по принципу разделения труда. Начало ее разработки относится к 30-м годам ХХ в. и связано с именами таких известных ученых, как Э.Мэйо, Д. МакГрегор, Ч. Барнард, Ф.Селзник, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, Н.А. Витке, создавших основы теории человеческих отношений и поведенческих наук. Модель организации строится, исходя из главного положения теории о том, что важнейший фактор производительности на предприятии – человек как социальный деятель. Поэтому элементами модели являются такие составляющие, как внимание к работающим, их мотивация, коммуникации, участие в принятии решений.

Таким образом, обе модели (первая и вторая) могут рассматриваться как закрытые, то есть не учитывающие воздействие факторов внешней среды на эффективность. В свою очередь, это привело к созданию новых, открытых моделей.

Третья модель. В этой модели предприятие представляется в виде сложной иерархической системы, тесно взаимодействующей с окружением. Ее основу составляет общая теория систем. Ее главная идея заключается в признании взаимосвязей и взаимозависимостей элементов, подсистем и всей системы с внешней средой. В соответствии с этими теоретическими положениями организация рассматривается в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром.

Ключевые факторы ее успеха находятся в двух сферах:

Четвертая модель. Эта модель представляет предприятия как общественные организации, в деятельности которых заинтересованы различные группы как внутри, так и вне их границ. Взаимосвязь предприятий заключается в том, что они (для коллективного, основанного на разделении труда производства товаров и услуг) используют ресурсы, предоставляемые поставщиками, интересы которых в свою очередь удовлетворяются продукцией предприятий.

Основу этой модели (она формируется с 80-х гг. ХХ в.) составляет теоретическая концепция заинтересованных групп, в соответствии с которой организации должны принимать во внимание разные интересы партнеров, круг которых может быть довольно широким. Таким образом, цели предприятий трактуются не столько в плане производства и сбыта каких-либо продуктов и получения прибыли, сколько с позиций удовлетворения различных запросов связанных с ними групп: потребителей, поставщиков, конкурентов, инвесторов, общества в целом.