1. Основные разновидности системного анализа. Виды системного анализа
Системный анализ представляет собой важный объект методологических исследований и одно из наиболее бурно развивающихся научных направлений. Ему посвящено множество монографий и статей. Наиболее известные его исследователи: В.Г. Афанасьев, Л. Берталанфи, И.В. Блауберг, А.А. Богданов, В.М. Глушков, Т. Гоббс, О. Конт, В.А. Карташов, С.А. Кузьмин, Ю.Г. Марков, Р. Мертон, М. Месарович, Т. Парсонс, Л.А. Петрушенко, В.Н. Садовский, М.И. Сетров, Г. Спенсер, В.Н. Спицнадель, Я. Такахара, В.С. Тюхтин, А.И. Уемов, У. Черчмен, Э.Г. Юдин и др.
Популярность системного анализа ныне столь велика, что можно перефразировать известный афоризм выдающихся физиков Уильяма Томсона и Эрнеста Резерфорда относительно науки, которую можно разделить на физику и собирание марок. Действительно, среди всех методов анализа системный – настоящий король, а все другие методы можно с уверенностью отнести к его невыразительной прислуге.
В табл.1 дана характеристика основных видов системной деятельности.
Таблица 1 – Виды системной деятельности
Виды деятельности | Цель деятельности | Средства деятельности | Содержание деятельности |
Системное познание | Получение знания | Знания, методы познания | Изучение объекта и его предмета |
Системный анализ | Понимание проблемы | Информация, методы ее анализа | Рассмотрение проблемы посредством методов анализа |
Системное моделирование | Создание модели системы | Методы моделирования | Построение формальной или натурной модели системы |
Системное конструирование | Создание системы | Методы конструирования | Проектирование и опредмечивание системы |
Системная диагностика | Диагноз системы | Методы диагностики | Выяснение отклонений от нормы в структуре и функциях системы |
Системная оценка | Оценка системы | Теория и методы оценки | Получение оценки системы, ее значимости |
Основные разновидности системного анализа представлены в табл.2.
Таблица 2 – Характеристика разновидностей системного анализа
Основание классификации | Виды системного анализа | Характеристика |
Назначение системного анализа | Исследовательский системный | Аналитическая деятельность строится как исследовательская деятельность, результаты используются в науке |
Прикладной системный | Аналитическая деятельность представляет собой специфическую разновидность практической деятельности, результаты используются в практике | |
Направленность вектора анализа | Дескриптивный или описательный | Анализ системы начинается со структуры и идет к функциям и целям |
Конструктивный | Анализ системы начинается с ее цели и идет через функции к структуре | |
Способ осуществления анализа | Качественный | Анализ системы с точки зрения качественных свойств, характеристик |
Количественный | Анализ системы с точки зрения формального подхода, количественного представления характеристик | |
Время системы | Ретроспективный | Анализ систем прошлого и их влияния на прошлое и историю |
Актуальный (ситуационный) | Анализ систем в ситуациях настоящего и проблем их стабилизации | |
Прогностический | Анализ систем будущего и путей их достижения | |
Аспекты системы | Структурный | Анализ структуры |
Функциональный | Анализ функций системы, эффективности ее функционирования | |
Структурно-функциональный | Анализ структуры и функций, а также их взаимозависимости | |
Масштаб системы | Макросистемный | Анализ места и роли системы в более крупных системах, которые ее включают |
Микросистемный | Анализ систем, которые включают в себя данную и воздействуют на свойства данной системы | |
Отрасль знания | Общий системный | Опирается на общую теорию систем, осуществляется с общих системных позиций |
Специальный системный | Опирается на специальные теории систем, учитывает специфику природы систем | |
Отражение жизни системы | Витальный | Предполагает анализ жизни системы, основных этапов ее жизненного пути |
Генетический | Анализ генетики системы, механизмов наследования |
Методология системного анализа
Методология системного анализа представляет собой совокупность принципов, подходов, концепций и конкретных методов. Рассмотрим ее основные составляющие.
Под принципами понимаются основные, исходные положения, некоторые общие правила познавательной деятельности, которые указывают направление научного познания, но не дают указания на конкретную истину.
Важнейшие принципы системного анализа представлены в табл.3.
Таблица 3 – Принципы системного анализа и их характеристика
Принципы системного анализа | Характеристика |
Элементаризм | Система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементарных составляющих |
Всеобщей связи | Система выступает как проявление универсального взаимодействия предметов и явлений |
Развития | Система находится в развитии, проходит этапы возникновения, становления, зрелости и нисходящего развития |
Целостности | Рассмотрение любого объекта, системы с точки зрения внутреннего единства, отделенности от окружающей среды |
Системности | Рассмотрение объектов как системы, то есть как целостности, которая не сводится к совокупности элементов и связей |
Оптимальности | Любая система может быть приведена в состояние наилучшего ее функционирования с точки зрения некоторого критерия |
Иерархии | Система представляет собой соподчиненное образование |
Формализации | Любая система с большей или меньшей корректностью может быть представлена формальными моделями, в том числе формально-логическими, математическими, кибернетическими и др. |
Нормативности | Любая система может быть понята только в том случае, если она будет сравниваться с некоторой нормативной системой |
Целеполагания | Любая система стремится к определенному предпочтительному для него состоянию, выступающему в качестве цели системы |
Методологические подходы в системном анализе объединяют совокупность сложившихся в практике аналитической деятельности приемов и способов реализации системной деятельности (табл.4).
Таблица 4 – Характеристика основных подходов в системном анализе
Подходы в системном анализе | Характеристика подходов в системном анализе |
1 | 2 |
Системный | Несводимость свойств целого к сумме свойств элементов. Поведение системы определяется как особенностями отдельных элементов, так и особенностями ее структуры. Существует зависимость между внутренними и внешними функциями системы. Система находится во взаимодействии с внешней средой, обладает соответствующей ей внутренней средой. Система представляет собой развивающуюся целостность. |
Структурно-функциональный | Выявление структуры и функций системы. Установление зависимости между структурой и функциями системы. Построение соответственно функций и структуры системы. |
1 | 2 |
Комплексный | Рассмотрение всех сторон, свойств, многообразия структур, функций системы, ее связей со средой. Рассмотрение их в единстве. Выяснение степени значимости взятых в единстве характеристик системы в ее сущности. |
Проблемный | Выделение проблемы как противоречия между какими-либо сторонами объекта, определяющими его развитие. Определение типа проблемы, ее оценка. Выработка способов разрешения проблемы. |
Ситуационный | Выделение проблемного комплекса, лежащего в основе ситуации. Выделение основных характеристик ситуации. Установление причин возникновения ситуации и следствий их развертывания. Оценка ситуации, ее прогнозирование. Разработка программы деятельности в данной ситуации. |
Инновационный | Констатация проблемы обновления. Формирование модели нововведения, обеспечивающего разрешение проблемы. Внедрение нововведения. Управление нововведением, его освоение и реализация. |
Целевой | Определение цели системы. Декомпозиция цели на простые составляющие. Обоснование целей. Построение «дерева целей». Оценка экспертами всех «ветвей» «дерева целей» относительно времени и ресурсов достижения. |
Программно-целевой | Определение проблемы. Формулирование целей. Построение программы достижения целей. |
Важнейшей, если не главной составной частью методологии системного анализа выступают методы. Одна из возможных классификаций методов системного анализа представлена в табл.5.
Таблица 5 – Методы системного анализа
Основание классификации | Методы системного анализа |
Тип знания | Философские методы (диалектический, метафизический и т.п.) |
Общенаучные методы (системный, структурно-функциональный, моделирование, формализация и т.п.) | |
Частнонаучные методы (свойственны для конкретной науки: методы моделирования социальных, биологических систем и т.п.) | |
Дисциплинарные методы (применяются в той или иной дисциплине входящей в какую-нибудь отрасль науки, семиотические36, лингвистические37 и т.п.) | |
Основание классификации | Методы системного анализа |
Способ реализации | Интуитивные методы («мозговая атака», «сценарии», экспертные методы и т.п.) |
Научные методы (анализ, классификация, системное моделирование, методы логики и теории множеств и т.п.) | |
Выполняемые функции | Методы получения информации (системное наблюдение, описание, экспертные методы, игровые модели и т.п.) |
Методы представления информации (группировка, классификация и т.п.) | |
Уровень знания | Теоретические методы (анализ, синтез, теоретизация и т.п.) |
Эмпирические методы (игровые методы, морфологические методы, экспертные оценки и т.п.) | |
Форма представления знания | Качественные методы, опирающиеся на качественный подход к объекту (метод «сценариев», морфологические методы) |
Количественные методы, использующие аппарат математики (метод «Дельфи», статистические методы, методы теории графов, комбинаторики, кибернетики, логики, теории множеств, лингвистики, исследования операций, семиотики, топологии и т.п.) |
- Модуль 1 – Теория систем и системный анализ
- Сурмин ю.П. Теория систем и системный анализ: Учеб. Пособие. – к.: мауп, 2003. – 368 с.
- Тема 1. История возникновения и становления системного подхода.
- Сущность и основные характеристики системности.
- 2. Возникновение и развитие системных идей.
- 3.Мир в свете системных представлений.
- Тема 2. Основные понятия теории систем.
- 1. Категориальный аппарат системного подхода.
- 2. Системообразующие факторы.
- 3. Классификация систем.
- Тема 3. Структура и организация системы.
- 1. Структурный аспект системы. Состав системы
- 2. Организация системы
- Тема 4. Функционирование системы.
- Внутренние и внешние функции
- 2. Проблемы эффективного функционирования системы.
- Тема 5. Среда и ее роль в жизни системы.
- 1. Система и среда.
- 2. Взаимодействие системы и среды.
- Адаптация системы в среде
- Тема 6. Жизненный путь системы.
- Максимальное развитие, зрелость.
- Распад и гибель.
- Устойчивое развитие
- Саморазвитие системы
- 2. Система в переходных и критических состояниях. Преобразование системы
- Тема 7. Основы системного анализа.
- 1. Основные разновидности системного анализа. Виды системного анализа
- 2. Содержание и технология системного анализа.
- Системные законы и их роль в познании
- Модуль 2 – Основы теории управления
- Тема 1. История развития управленческой мысли. – 2 часа
- 1. Возникновение управленческой мысли.
- Развитие управленческой науки как составной части философии
- Развитие науки управления в составе экономической теории
- Использование психологии в управлении. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Э. Мэйо.
- Разнообразие современных моделей менеджмента.
- Тема 2. Концептуальные основы теории управления. – 2 часа.
- 1. Сущность менеджмента и управления организацией.
- 2. Понятие системы управления.
- Система управления с убъект управления
- Характерные особенности системы управления
- 3.Цели и функции управления. Понятие цели системы управления
- Функции управления
- Управленческие решения.
- Тема 3. Организация как объект управления. – 4 часа
- Понятие и классификация организаций.
- Современные формы и модели организаций
- Внутренняя среда организации и ее проектирование. Понятие внутренней среды и классификация ее факторов
- Внешняя среда организаций.
- Основные свойства организационного управления.
- Тема 4. Законы и принципы управления – 4 часа.
- 1. Содержание и механизм проявления законов управления.
- На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:
- Закон единства и целостности системы управления.
- Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления.
- Закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации.
- Закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления.
- Закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления.
- Закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.
- 2. Сущность и содержание принципов управления.
- Научность.
- Системность и комплексность.
- Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений.
- Принцип централизованности и децентрализованности.
- Принцип пропорциональности в управлении.
- Принцип единства распорядительства в управлении.
- Принцип экономии времени.
- Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организаций и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях.
- Принцип делегирования полномочий.
- Принцип обратной связи.
- Тема 5. Методы управления. – 4 часа.
- Классификация методов управления.
- Экономические методы управления.
- 3. Организационно-распорядительные методы управления.
- Организационно-распорядительные
- П о характеру управляющего воздействия
- Краткосрочного Средства
- 4.Социально-психологические методы управления.
- Основные требования к организационному управлению.
- Управление техническими системами.
- Управление эргатическими системами.
- Управление организационными системами.
- Тема 6. Моделирование систем различной природы. – 2 часа.
- Исторический обзор использования моделирования в управлении.
- 2. Понятие модели и моделирования.
- 3. Классификация моделирования.
- Математическое и кибернетическое моделирование систем.
- Тема 7. Самоменеджмент. – 4 часа
- Понятие самоменеджмента и его основные функции.
- 2. Управление карьерой.
- Кто не знает, в какую гавань плывет, у того нет попутного ветра. Сенека
- 3.Управление своим временем и организация личного труда.
- Имидж менеджера и способы его формирования.