3. Классификация моделирования.
Мир моделей разнообразен. Он обусловлен ростом многообразия и сложности человеческой деятельности. Для того, чтобы классификация отвечала природе моделей, она должна иметь 3 среза, которые соответствуют природе моделей: отражательность, репрезентация и экстраполяция (табл.1).
Отражательный срез модели характеризуется ее субстанциональностью, то есть той «материей», из которой «сотканы» объекты моделирования, их масштабами, временными характеристиками.
Репрезентационный срез моделирования связан с целями исследования, формой модели, месте ее в познавательном процессе, связи с теми или иными методами науки и т.п.
Экстраполяционный аспект модели заключается в использовании полученных посредством модели знаний, в распространении их на те или иные сферы деятельности человека.
Таблица 1 – Классификация моделей
Основание классификации | Модель | |
Вид | Характеристика | |
1 | 2 | 3 |
Субстанциональный аспект модели | ||
Природа объекта моделирования | Пространственно-геометрическая | Система, отражающая пространст-венное размещение объектов и процессов |
Физическая | Система, отражающая совокупность физических объектов, действующих на физических законах | |
Техническая | Система, отражающая техническое устройство | |
Кибернетическая | Отражение кибернетической системы | |
Химическая | Отражение химической системы | |
Биологическая | Система, отражающая организмы или их сообщества | |
Социальная | Модель общества или его составляющих | |
Экономическая | Система, отражающая экономические объекты и процессы | |
Политическая | Система, отражающая политические объекты и процессы | |
Интеллектуальная | Система, отражающая знание, способы познания и мышления | |
Масштабы объекта моделирования | Микромасштабная | Система, отражающая относительно небольшие образования |
Макромасштабная | Система, отражающая значительные по величине образования | |
Метамодель | Система, отражающая сверхбольшое образование | |
Мегамодель | Система, отражающая бесконечное по величине образование | |
Временная характеристика объекта моделирования | Историческая | Система, отражающая прошлое бытие объекта или процесса |
Актуальная | Система, отражающая настоящее бытие объекта или процесса | |
Прогностическая | Система, отражающая будущее бытие объекта или процесса | |
1 | 2 | 3 |
Характер детерминации объекта моделирования | Стохастическая, вероятностная | Система, отражающая объект или процесс, поведение которого носит вероятностный характер |
Детерминированная | Система, отражающая объект или процесс, поведение которого предопределено | |
Динамика объекта | Статические | Отражает статические, неменяющиеся образования |
Динамические | Отражает объекты, отличающиеся изменяемостью | |
Репрезентационный аспект модели | ||
Степень сложности модели | Простая | Система, состоящая из небольшого числа элементов и связей между ними |
Сложная | Система, включающая в себя большое число простых моделей | |
Сверхсложная | Система, включающая в себя большое число сложных моделей | |
Способ отражения объекта | Содержательная | Отражает содержание системы |
Формальная | Отражает объект на формальных языках | |
Способ представления моделей | Абстрактная | Единство некоторых символов или знаков |
Материальная | Совокупность материальных явлений | |
Форма представления модели | Графическая | Графики, диаграммы, блок-схемы и т.п. |
Числовая | Конкретные числовые характеристики | |
Логическая | Описывается в логических выражениях | |
Математическая | Построена с использованием аппарата математики | |
Мысленная | Выступает как некоторые идеи и представления об объекте | |
Компьютерная | Реализуется с помощью компьютерной техники | |
Материальная | Макеты, установки, тренажеры, действующие модели приборов и устройств | |
Экстраполяционный аспект модели | ||
Количество выполняемых моделью функций | Монофункциональная | Отличается одной узкой функцией |
Полифункциональная | Отличается реализацией одновременно нескольких функций | |
Характер выполняемых моделью функций | Исследовательская | Применяется в научном познании |
Тренинговая | Используется для тренировки практических умений и навыков специалистов в различных областях | |
Обучения | Для формирования у обучаемых знаний, умений и навыков | |
Практическая | Заместители объектов в практической деятельности | |
Роль в познании | Наблюдения | Используется для сбора фактов при наблюдении |
Описательная | Дает описание объекта или процесса | |
Экспериментальная | Для проведения эксперимента | |
Концептуальная | Направлена на построение концепции того или иного объекта или процесса | |
Теоретическая | Ориентирована на объяснение объекта или процесса посредством построения его теории |
Модель представляет собой специфическую разновидность системы, которая создается человеком специально для решения исследовательских задач. Поскольку системный метод выступает средством моделирования систем, то можно говорить о системном моделировании, предполагающим представление объектов любой природы в виде систем.
Системное моделирование представляет собой совокупность конкретных разновидностей моделирования, наиболее важные среди которых:
атрибутивное, направленное на систематизацию информации о свойствах объектов. При этом используются различного рода классификации, матрицы, таблицы, которые позволяют систематизировать свойства объектов, выделить главные и второстепенные;
структурное, обеспечивающее представление структуры объекта или процесса моделирования;
функциональное, ориентированное на построение и исследование функций изучаемого явления;
структурно-функциональное, ставящее своей целью исследование взаимосвязи структуры и функции изучаемого объекта или процесса;
витальное, направленное на представление и изучение тех или иных этапов жизненного пути системы.
Системное моделирование ориентировано на поиск в системной модели оптимальных характеристик в целях преобразования по принципам оптимальности реальных объектов практической деятельности людей.
- Модуль 1 – Теория систем и системный анализ
- Сурмин ю.П. Теория систем и системный анализ: Учеб. Пособие. – к.: мауп, 2003. – 368 с.
- Тема 1. История возникновения и становления системного подхода.
- Сущность и основные характеристики системности.
- 2. Возникновение и развитие системных идей.
- 3.Мир в свете системных представлений.
- Тема 2. Основные понятия теории систем.
- 1. Категориальный аппарат системного подхода.
- 2. Системообразующие факторы.
- 3. Классификация систем.
- Тема 3. Структура и организация системы.
- 1. Структурный аспект системы. Состав системы
- 2. Организация системы
- Тема 4. Функционирование системы.
- Внутренние и внешние функции
- 2. Проблемы эффективного функционирования системы.
- Тема 5. Среда и ее роль в жизни системы.
- 1. Система и среда.
- 2. Взаимодействие системы и среды.
- Адаптация системы в среде
- Тема 6. Жизненный путь системы.
- Максимальное развитие, зрелость.
- Распад и гибель.
- Устойчивое развитие
- Саморазвитие системы
- 2. Система в переходных и критических состояниях. Преобразование системы
- Тема 7. Основы системного анализа.
- 1. Основные разновидности системного анализа. Виды системного анализа
- 2. Содержание и технология системного анализа.
- Системные законы и их роль в познании
- Модуль 2 – Основы теории управления
- Тема 1. История развития управленческой мысли. – 2 часа
- 1. Возникновение управленческой мысли.
- Развитие управленческой науки как составной части философии
- Развитие науки управления в составе экономической теории
- Использование психологии в управлении. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Э. Мэйо.
- Разнообразие современных моделей менеджмента.
- Тема 2. Концептуальные основы теории управления. – 2 часа.
- 1. Сущность менеджмента и управления организацией.
- 2. Понятие системы управления.
- Система управления с убъект управления
- Характерные особенности системы управления
- 3.Цели и функции управления. Понятие цели системы управления
- Функции управления
- Управленческие решения.
- Тема 3. Организация как объект управления. – 4 часа
- Понятие и классификация организаций.
- Современные формы и модели организаций
- Внутренняя среда организации и ее проектирование. Понятие внутренней среды и классификация ее факторов
- Внешняя среда организаций.
- Основные свойства организационного управления.
- Тема 4. Законы и принципы управления – 4 часа.
- 1. Содержание и механизм проявления законов управления.
- На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:
- Закон единства и целостности системы управления.
- Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления.
- Закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации.
- Закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления.
- Закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления.
- Закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.
- 2. Сущность и содержание принципов управления.
- Научность.
- Системность и комплексность.
- Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений.
- Принцип централизованности и децентрализованности.
- Принцип пропорциональности в управлении.
- Принцип единства распорядительства в управлении.
- Принцип экономии времени.
- Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организаций и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях.
- Принцип делегирования полномочий.
- Принцип обратной связи.
- Тема 5. Методы управления. – 4 часа.
- Классификация методов управления.
- Экономические методы управления.
- 3. Организационно-распорядительные методы управления.
- Организационно-распорядительные
- П о характеру управляющего воздействия
- Краткосрочного Средства
- 4.Социально-психологические методы управления.
- Основные требования к организационному управлению.
- Управление техническими системами.
- Управление эргатическими системами.
- Управление организационными системами.
- Тема 6. Моделирование систем различной природы. – 2 часа.
- Исторический обзор использования моделирования в управлении.
- 2. Понятие модели и моделирования.
- 3. Классификация моделирования.
- Математическое и кибернетическое моделирование систем.
- Тема 7. Самоменеджмент. – 4 часа
- Понятие самоменеджмента и его основные функции.
- 2. Управление карьерой.
- Кто не знает, в какую гавань плывет, у того нет попутного ветра. Сенека
- 3.Управление своим временем и организация личного труда.
- Имидж менеджера и способы его формирования.