Развитие науки управления в составе экономической теории
Значительное влияние на становление управления как науки оказала классическая буржуазная политическая экономия. Начало научно обоснованной экономики и системы управления ею были заложены трудами «великого шотландца» Адама Смитта (173-1790) и английского экономиста Давида Рикардо (1772-1823). Смелая идея А. Смитта о способности рыночной системы к саморегуляции позволила ему сделать обоснованный вывод о разумности минимального воздействия государства на экономику. Эта, а также и другая составляющая его экономической концепции – о примате, главенстве индивидуальных интересов над коллективными – категорически отвергались советской идеологией.
Специалисты в области маркетинга находят подтверждение своей стратегии экспорта-импорта товаров в трудах Д. Рикардо, предложившего и научно обосновавшего концепцию сравнительных затрат. Прибыль от международных торговых связей, по мнению Д. Рикардо, формируется на разнице между мировыми и внутренними ценами, и следует экспортировать то, что производится в стране с меньшими издержками, и покупать за рубежом те товары, которые стоят в стране дороже (принцип, известный всем купцам всех времен).
Нельзя не отметить огромный вклад английского социалиста-утописта Р.Оуэна (1771-1858) в развитие управленческой мысли и практики управления. ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет.
На формирование теории управления в социалистическом43 обществе большое влияние оказали труды основоположников научного коммунизма44 Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. В работе «Нищета философии» К. Маркс отмечал, что для различных форм организации общества характерны «различные формы разделения труда». В первом томе «Капитала» К. Маркс выводит необходимость разделения труда из развития кооперации. В этот же период времени Ф. Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будут отталкиваться многие ученые в своих исследованиях.
Интересными с точки зрения фиксации и развития основных правил управления можно признать работы следующих экономистов:
Василия Никитича Татищева (1686-1750) «Заводской устав» (свод правил по управлению металлургическими заводами Урала, включающих нормы коллегиального управления);
А.Смитта «Богатство народов» (необходимость и значение специализации и контроля);
Р.Оуэна «Утопия» (управление, имеющее социальную направленность, предоставление жилья, питания рабочим, строительство школ и дошкольных учреждений, создание благоприятных условий труда, исследование влияния моральных и материальных факторов мотивации труда и др.);
К.Маркса и Ф. Энгельса и многих других экономистов, которые исследовали вопросы управления как важнейший фактор эффективного труда.
Таким образом, менеджмент стал рассматриваться как важнейшая составляющая успеха корпораций и фирм, как особое искусство и род занятий.
Возникновение и развитие науки управления.
Хотя само управление как вид деятельности и управленческая мысль, обобщающая его достижения, возникли много сотен и тысяч лет назад, управление как научная дисциплина относительно молодо. Причина в том, что мощные организации, позволившие выделиться управленческому персоналу как социальной группе, отделить управленческую работу от неуправленческой деятельности, возникли только в XIX в.
Формирование научных основ управления производством началось в ХХ в. стараниями таких ученых, как А. Маршалл (1842-1924), Лонглин (1835 г., исследования функций менеджера), Джозеф (1850 г. принципы единоначалия и контроля), Вартон, Меткалф, Халси и др. Питательной средой этого процесса, его почвой, на которой он мог успешно произрастать, явилось промышленное производство.
1911 г. может по праву считаться годом «рождения», признания менеджмента как науки. Именно в этом году прошла первая международная научно-практическая конференция по менеджменту, инициатором и организатором которой был Х. Персон. В 1911 г. вышла книга основоположника научного менеджмента Ф.У. Тейлора «Принципы научного управления».
Движение за научное управление пошло и вширь, и вглубь, все более овладевая умами бизнеса.
Возникновение и основные положения научного менеджмента.
В первой половине ХХ в. получили развитие 4 четко различимые научные управленческие школы:
школа научного управления;
административная (классическая) школа;
школа психологии (школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук»);
школа количественная, или новая (или «школа науки управления»).
Школа «научного управления» сформировалась в 1885-1920 гг. работами американских менеджеров Ф.У.Тейлора (1856-1915), Френка и Лилиан Гилбретов, Г. Гантта (1861-1919), Г. Форда (1863-1947), Г. Эмерсона (1853-1931) и др.
Ф.У.Тейлора считают основоположником научного управления производством. Основные взгляды Тейлора изложены в работах «Управление фабрикой» (1903 г.), «Принципы научного управления» (1911 г.). Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.
Главная заслуга Тейлора состоит в том, что он разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки рабочих и стимулирования труда. Величайший вклад Тейлора заключается в том, что он начал революцию в области менеджмента.
Ф.У.Тейлор символизировал новый тип менеджера: предприниматель, умеющий ценить свое слово и уважающий собеседника, прекрасно и всесторонне образованный инженер, знающий в совершенстве все тонкости экономики и производства.
Генри Форд45 продолжил идеи Ф.У.Тейлора в области организации производства. Г.Форд сформулировал основные принципы организации производства, впервые отделил основную работу от ее обслуживания. В системе Г.Форда повышаются роль и значение производственного оперативного планирования, контроля за качеством. В социальном плане он продолжал развивать основное положение системы Тейлора в гармонии интересов предпринимателя и рабочего.
Г. Гантт особое внимание в своих исследованиях уделял вопросам стимулирования труда, производственного планирования. Он внес значительный вклад в разработку теории лидерства. Им была разработана методика премиальной системы, составлены карты-схемы для удобства планирования. Гантт рассматривал человеческий фактор в качестве основного двигателя повышения эффективности производства.
Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом. Благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Стараниями представителей этой школы были созданы научные основы управления производством и трудом. Инициатор создания в России научной организации труда экономист и социолог Алексей Капитонович Гастев (1882-1941) писал: «Ф.Тейлор разработал определенную организационную механику. Форд с необычной технической революционностью разрешил вопрос тейлоризма так, что он вместо людей поставил чистую технику. Чернорабочих-транспортников, всякого рода неурегулированный низший труд Форд заменил машиной. Завод Форда представляет собой высший тип административного автомата. Стало быть, Форд – это самое последнее слово тейлоризма, Форд – это Тейлор, заменивший людскую организацию буквально сталью».
Формирование классического направления в менеджменте. А.Файоль.
Административная (или классическая) школа управления сформировалась в период 1910-1930 гг. Если представители школы «научного управления» посвятили свои исследования управлению непосредственно производством, то классическая школа начала вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом и создавать основы организации управленческого труда. Основоположником этой школы (и отцом менеджмента) является Анри Файоль (1841-1825 гг.), которого считают наиболее значимой фигурой в науке управления первой половины ХХ в.
Анри Файоль создал «теорию администрации», которую представил в своей книге «Общее и промышленное управление» в 1916 г. В ней он раскрыл 14 принципов административного управления:
Разделение труда.
Полномочия и ответственность. Полномочия – это право отдавать приказ, а ответственность – это их сопутствующая противоположность. Где предоставляются полномочия, там возникает ответственность.
Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым между фирмой и ее работниками. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.
Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации в целом.
Вознаграждение персонала. Для того, чтобы была обеспечена верность и поддержка работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.
Централизация. Необходимы правильные пропорции между централизацией и децентрализацией.
Скалярная цепь. Скалярная цепь – это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, и заканчивая руководителем низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.
Порядок. Место для всего, и все на своем месте.
Справедливость. Справедливость – это сочетание доброты и правосудия.
Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность деятельности организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно, предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.
Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации.
Корпоративный дух. Союз – это сила, а она является результатом гармонии в отношениях персонала.
Позднее первые четыре принципа управления Файоля стали считать основными принципами менеджмента.
Вклад данной школы заключается в том, что она рассматривает управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций (планирование, организация, мотивация, контроль, координация), сформулирована систематизированная теория управления всей организацией (путем деления организации на подразделения, выполняющие основные функции – производство, финансы, маркетинг), выделено управление как особый вид деятельности.
- Модуль 1 – Теория систем и системный анализ
- Сурмин ю.П. Теория систем и системный анализ: Учеб. Пособие. – к.: мауп, 2003. – 368 с.
- Тема 1. История возникновения и становления системного подхода.
- Сущность и основные характеристики системности.
- 2. Возникновение и развитие системных идей.
- 3.Мир в свете системных представлений.
- Тема 2. Основные понятия теории систем.
- 1. Категориальный аппарат системного подхода.
- 2. Системообразующие факторы.
- 3. Классификация систем.
- Тема 3. Структура и организация системы.
- 1. Структурный аспект системы. Состав системы
- 2. Организация системы
- Тема 4. Функционирование системы.
- Внутренние и внешние функции
- 2. Проблемы эффективного функционирования системы.
- Тема 5. Среда и ее роль в жизни системы.
- 1. Система и среда.
- 2. Взаимодействие системы и среды.
- Адаптация системы в среде
- Тема 6. Жизненный путь системы.
- Максимальное развитие, зрелость.
- Распад и гибель.
- Устойчивое развитие
- Саморазвитие системы
- 2. Система в переходных и критических состояниях. Преобразование системы
- Тема 7. Основы системного анализа.
- 1. Основные разновидности системного анализа. Виды системного анализа
- 2. Содержание и технология системного анализа.
- Системные законы и их роль в познании
- Модуль 2 – Основы теории управления
- Тема 1. История развития управленческой мысли. – 2 часа
- 1. Возникновение управленческой мысли.
- Развитие управленческой науки как составной части философии
- Развитие науки управления в составе экономической теории
- Использование психологии в управлении. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Э. Мэйо.
- Разнообразие современных моделей менеджмента.
- Тема 2. Концептуальные основы теории управления. – 2 часа.
- 1. Сущность менеджмента и управления организацией.
- 2. Понятие системы управления.
- Система управления с убъект управления
- Характерные особенности системы управления
- 3.Цели и функции управления. Понятие цели системы управления
- Функции управления
- Управленческие решения.
- Тема 3. Организация как объект управления. – 4 часа
- Понятие и классификация организаций.
- Современные формы и модели организаций
- Внутренняя среда организации и ее проектирование. Понятие внутренней среды и классификация ее факторов
- Внешняя среда организаций.
- Основные свойства организационного управления.
- Тема 4. Законы и принципы управления – 4 часа.
- 1. Содержание и механизм проявления законов управления.
- На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:
- Закон единства и целостности системы управления.
- Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления.
- Закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации.
- Закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления.
- Закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления.
- Закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.
- 2. Сущность и содержание принципов управления.
- Научность.
- Системность и комплексность.
- Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений.
- Принцип централизованности и децентрализованности.
- Принцип пропорциональности в управлении.
- Принцип единства распорядительства в управлении.
- Принцип экономии времени.
- Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организаций и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях.
- Принцип делегирования полномочий.
- Принцип обратной связи.
- Тема 5. Методы управления. – 4 часа.
- Классификация методов управления.
- Экономические методы управления.
- 3. Организационно-распорядительные методы управления.
- Организационно-распорядительные
- П о характеру управляющего воздействия
- Краткосрочного Средства
- 4.Социально-психологические методы управления.
- Основные требования к организационному управлению.
- Управление техническими системами.
- Управление эргатическими системами.
- Управление организационными системами.
- Тема 6. Моделирование систем различной природы. – 2 часа.
- Исторический обзор использования моделирования в управлении.
- 2. Понятие модели и моделирования.
- 3. Классификация моделирования.
- Математическое и кибернетическое моделирование систем.
- Тема 7. Самоменеджмент. – 4 часа
- Понятие самоменеджмента и его основные функции.
- 2. Управление карьерой.
- Кто не знает, в какую гавань плывет, у того нет попутного ветра. Сенека
- 3.Управление своим временем и организация личного труда.
- Имидж менеджера и способы его формирования.