3. Классификация систем.
Самое важное назначение классификации – описание свойств ее классов и подклассов, видов и подвидов систем, что позволяет использовать ее для идентификации конкретных систем в тех или иных областях деятельности.
По нашему мнению, любая система характеризуется 4 основными параметрами: субстанцией8, строением, функционированием и развитием.
При этом под субстанцией понимается сущностное свойство предмета как целостности, основание и центр всех его изменений, активную их причину и источник функционирования. Под строением системы подразумевается наличие в системе элементов, связей и организации. Функционирование рассматривается как процесс реализации системой своих функций, а развитие – как процесс качественных изменений системы.
Тогда система – это структурно-функциональная развивающаяся целостность.
На основании выделенных параметров можно дать классификацию системы на субстанциональном уровне, уровнях строения, функционирования и развития (табл.4).
Таблица 4 – Классификация систем
Основание классификации | Система | |
Вид | Характеристика | |
Субстанциональный уровень системы | ||
Природа системы | Физическая | Совокупность физических элементов, интегрированных на физических законах (поезд, мост, косм. объекты) |
Техническая | Совокупность деталей, техническое устройство (станок, конвейер, а/м) | |
Кибернетическая (кибернетика – в переводе с греч. – управлять – наука об общих законах управления любыми системами) | Множество взаимосвязанных объектов – элементов системы, способных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться информацией (автопилот, регулятор температуры в холодильнике, ЭВМ, человеческий мозг, живой организм, биологическая популяция, человеческое общество) | |
Химическая | Множество элементов, взаимо-связанных химическими связями (молекула, химическое соединение) | |
Биологическая | Организмы или их сообщества (растение, животное) | |
Социальная | Общество или некоторая его составляющая, развивающаяся как целое (государство, экономика, законодательство) | |
Интеллектуальная | Знание, способы познания и мышления (методы научного познания, математика) | |
Способ существования системы | Абстрактная | Единство некоторых символов или знаков (теория, система исчисления) |
Материальная | Совокупность материальных явлений (город, горная система) | |
Характер детерминации | Стохастическая, вероятностная | Поведение носит вероятностный характер (игра, ценообразование) |
Детерминирован-ная | Поведение предопределено (падение предметов, оконный затвор) | |
Происхождение систем | Естественная | Возникает и развивается естественно, без вмешательства человека |
Искусственная | Возникает и развивается благодаря человеку | |
Естественно-искусственная | Возникает и развивается естественно и путем вмешательства человека | |
Масштабы | Микромасштаб-ная | Относительно небольшое образование (вирусы, малая группа) |
Макромасштаб-ная | Значительное по размеру образование | |
Метасистема | Сверхбольшое образование (общество, планета) | |
Мегосистема | Бесконечное по размеру образование (Вселенная) | |
Уровень строения системы | ||
Количество элементов | Одноклеточная | Состоит из 1 элемента (Земля, клетка) |
Бинарная | Состоит из 2 элементов (Земля – Луна) | |
Тринарная | Состоит из 3 элементов (системы треугольники) | |
Четырехэлемент-ная | Состоит из 4 элементов (футбольное поле) | |
Многоэлементная | Состоит из многих элементов (план города) | |
Степень открытости | Открытая | Открыта для воздействия внешней среды (демократическое общество) |
Закрытая | Закрыта для воздействий внешней среды (тоталитарное общество) | |
Характер взаимодейст-вия элементов | Координационная | Элементы отличаются равноправием (дружба, отделы одного уровня в системе управления) |
Иерархическая | Элементы соподчинены (система управления) | |
Координационно-иерархическая | Объединяет равноправные и неравноправные элементы (общество) | |
Степень организован-ности | Недостаточно организованная система, или хаос-система | Переходная экономика, реорганизуемое предприятие, кризис |
Суммативная | Неразвитое взаимодействие между элементами (империя А. Македонского) | |
Организованная | Выраженные организационными структурами (правительство, фирма) | |
Заорганизованная | Однозначно преопределенное поведение элементов (армия, тюрьма) | |
Степень сложности системы | Простая | Состоит из небольшого числа элементов и связей между ними (куча песка, телефонный абонент) |
Сложная | Включает в себя большое число простых систем (телефонная станция) | |
Сверхсложная | Включает в себя большое число сложных систем (телефонная связь) | |
Тип структуры | Линейная | Линейная структура взаимосвязи элементов (цепь, участок метро) |
Сотовая | Разветвленные связи, множество путей происхождения информации (связь) | |
Иерархическая | Соподчинение элементов (власть) | |
Смешанная | Наличие всех типов структуры (предприятие) | |
Наличие информации о строении системы | «Черный ящик» | С неизвестным строением |
«Серый ящик» | С наличием некоторой информации о ее строении | |
«Белый ящик» | С известным строением | |
Уровень функционирования системы | ||
Характер воспроизвод-ства | Воспроизводимая окружающей средой | Последствия любых действий |
Воспроизводящая себе подобных | Животные, растения | |
Количество функций | Монофункцио-нальная | Реализация одной функции (контроль) |
Полифункцио-нальная | Реализация одновременно нескольких функций (система управления) | |
Характер размещения | Плоскостная | Размещена в плоскости (земельный участок) |
Трехмерно-пространственная система | Городская среда | |
Многомерная | Социальная технология | |
Равновесие | Равновесная | Сохранение равновесия (рынок) |
Неравновесная | Нарушение равновесия (конфликт) | |
Цель | Одноцелевая | Ориентирована на достижение одной цели (карьера, система обслуживания) |
Многоцелевая | Направлена на достижения нескольких целей (человек, многопрофильная фирма) | |
Эффектив-ность | Неэффективная | Отличается низкой эффективность (погрузка неподготовленными людьми) |
Средней эффективности | Свойственна выраженная эффектив-ность (грузчик) | |
Эффективная | Со значительной эффективностью (автопогрузчик) | |
Результат | С нулевым результатом | Не имеет результата (пассивный работник) |
Результативная | Отличается результативностью (активный работник) | |
С высоким результатом | Высокий синергетический результат (трудоголик) | |
Уровень развития системы | ||
Способность приспосабли-ваться | Адаптивная | Способность приспосабливаться, не теряя своей идентичности (успевающие студенты первого курса) |
Неадаптивная | Не обладают способностью приспосабливаться (неуспевающие студенты первого курса) | |
Способность к движению (скорость) | Статическая | Статические, неменяющиеся образования (скала) |
Динамическая | Характеризуются изменяемостью (экономика наиболее развитых стран) | |
Вектор развития | Восходящего развития | Свойственен рост показателей развития с той или иной скоростью (экономика периода подъема, политики с нарастающими рейтингами) |
Нисходящая | Присуще падение показателей развития с той или иной скоростью (кризисная экономика, политики с падающей поддержкой электората) | |
Стабильная | Свойственно сохранение показателей (система устойчивого развития) | |
Способность самовоспроиз-водства | Неорганическая | Неспособность к самовоспроизводству (механические, технические системы) |
Органическая | Способность к самовоспроизводству (организмы) | |
Этап развития | Система-зародыш | Находится на стадии возникновения (зародыши) |
Детская | На стадии становления (ребенок, новое государство) | |
Молодая | В процессе достижения зрелости (молодежь, молодое государство) | |
Зрелая | Соответствует всем качествам зрелости (человек среднего возраста, развитое государство) | |
Кризисная | В процессе падения показателей, разрушения и перестройки (кризисная экономика) | |
Переходная | Переходит из одного состояния в другое (украинская экономика) | |
Деградирующая | Доминирование процессов ухудшения показателей и разрушения (экономика Украины начала 90-х годов) | |
Траектория развития | Линейная | Подчиняется линейной функции развития (линейные зависимости) |
Нелинейная | Подчиняется нелинейным функциям развития (население планеты) |
Для характеристики любой системы используют различные комбинации классификационных признаков. Попробуйте сделать это самостоятельно.
Вопросы по теме 2:
Дайте определение понятия «система».
Поясните, что называют эмерджентностью?
Что означает понятие «синергизм»?
Определите систему с позиции микро- и макроподходов.
Охарактеризуйте важнейшие свойства системы.
Дайте классификацию основных категорий системного подхода.
Что такое системообразующий фактор? Какова его роль в системах?
Охарактеризуйте классификацию системообразкющих факторов.
Что понимают под субстанцией, строением системы, ее функционированием и развитием?
Рассмотрите классификацию систем по всем уровням.
Охарактеризуйте конкретную систему по срезам и основаниям представленной классификации систем.
- Модуль 1 – Теория систем и системный анализ
- Сурмин ю.П. Теория систем и системный анализ: Учеб. Пособие. – к.: мауп, 2003. – 368 с.
- Тема 1. История возникновения и становления системного подхода.
- Сущность и основные характеристики системности.
- 2. Возникновение и развитие системных идей.
- 3.Мир в свете системных представлений.
- Тема 2. Основные понятия теории систем.
- 1. Категориальный аппарат системного подхода.
- 2. Системообразующие факторы.
- 3. Классификация систем.
- Тема 3. Структура и организация системы.
- 1. Структурный аспект системы. Состав системы
- 2. Организация системы
- Тема 4. Функционирование системы.
- Внутренние и внешние функции
- 2. Проблемы эффективного функционирования системы.
- Тема 5. Среда и ее роль в жизни системы.
- 1. Система и среда.
- 2. Взаимодействие системы и среды.
- Адаптация системы в среде
- Тема 6. Жизненный путь системы.
- Максимальное развитие, зрелость.
- Распад и гибель.
- Устойчивое развитие
- Саморазвитие системы
- 2. Система в переходных и критических состояниях. Преобразование системы
- Тема 7. Основы системного анализа.
- 1. Основные разновидности системного анализа. Виды системного анализа
- 2. Содержание и технология системного анализа.
- Системные законы и их роль в познании
- Модуль 2 – Основы теории управления
- Тема 1. История развития управленческой мысли. – 2 часа
- 1. Возникновение управленческой мысли.
- Развитие управленческой науки как составной части философии
- Развитие науки управления в составе экономической теории
- Использование психологии в управлении. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Э. Мэйо.
- Разнообразие современных моделей менеджмента.
- Тема 2. Концептуальные основы теории управления. – 2 часа.
- 1. Сущность менеджмента и управления организацией.
- 2. Понятие системы управления.
- Система управления с убъект управления
- Характерные особенности системы управления
- 3.Цели и функции управления. Понятие цели системы управления
- Функции управления
- Управленческие решения.
- Тема 3. Организация как объект управления. – 4 часа
- Понятие и классификация организаций.
- Современные формы и модели организаций
- Внутренняя среда организации и ее проектирование. Понятие внутренней среды и классификация ее факторов
- Внешняя среда организаций.
- Основные свойства организационного управления.
- Тема 4. Законы и принципы управления – 4 часа.
- 1. Содержание и механизм проявления законов управления.
- На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:
- Закон единства и целостности системы управления.
- Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления.
- Закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации.
- Закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления.
- Закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления.
- Закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.
- 2. Сущность и содержание принципов управления.
- Научность.
- Системность и комплексность.
- Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений.
- Принцип централизованности и децентрализованности.
- Принцип пропорциональности в управлении.
- Принцип единства распорядительства в управлении.
- Принцип экономии времени.
- Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организаций и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях.
- Принцип делегирования полномочий.
- Принцип обратной связи.
- Тема 5. Методы управления. – 4 часа.
- Классификация методов управления.
- Экономические методы управления.
- 3. Организационно-распорядительные методы управления.
- Организационно-распорядительные
- П о характеру управляющего воздействия
- Краткосрочного Средства
- 4.Социально-психологические методы управления.
- Основные требования к организационному управлению.
- Управление техническими системами.
- Управление эргатическими системами.
- Управление организационными системами.
- Тема 6. Моделирование систем различной природы. – 2 часа.
- Исторический обзор использования моделирования в управлении.
- 2. Понятие модели и моделирования.
- 3. Классификация моделирования.
- Математическое и кибернетическое моделирование систем.
- Тема 7. Самоменеджмент. – 4 часа
- Понятие самоменеджмента и его основные функции.
- 2. Управление карьерой.
- Кто не знает, в какую гавань плывет, у того нет попутного ветра. Сенека
- 3.Управление своим временем и организация личного труда.
- Имидж менеджера и способы его формирования.