2. Организация системы
Под организацией (с позднелатинского – «сообщаю стройный вид», «устраиваю») понимают внутреннюю упорядоченность элементов целого, а также совокупность процессов, ведущих к установлению взаимосвязей между отдельными частями системы.
Термин, с одной стороны, характеризует положение элементов системы относительно один другого и выступает термином отражения статики системы, с другой стороны, в нем присутствует динамический контекст, когда под организацией понимается сам процесс упорядочения системы, которая до этого характеризовалась определенным уровнем организации. В этом смысле организацию нередко понимают как непрерывный и устойчивый процесс становления и приобретения новых свойств.
Пространственная организация характеризуется несколькими параметрами:
Наиболее значимыми выступают пространственные размеры. При этом организация может занимать минимальные пространства (молекула, клетка, семья и т.п.), то есть быть микроорганизацией, или, наоборот, - значительные пространства (транснациональная корпорация, государство, союз государств и т.п.), то есть выступать в качестве макроорганизации.
Пространственное положение элементов системы, их пространственная согласованность. Возможны 2 варианты такого согласования: координация и субординация. Координация представляет собой упорядоченность по горизонтали, а субординация – по вертикали.
Структурная организация системы выступает устойчивой схемой взаимоотношений и связей между организованными элементами. Структура всегда определенным образом организована.
Основные показатели организационных структур:
оперативность – способность быстро реагировать на изменение обстановки и внешнее воздействие в соответствии с целевым назначением;
централизация – возможность выполнения одной из позиций руководящих функций. Определяется числом интервалов связи до центра;
живучесть – способность сохранять значение других показателей при разрушении части структуры. Характеризуется относительным числом элементов, при уничтожении которых остальные показатели не выйдут за допустимые пределы;
объем – количество элементов, которые охватываются организацией.
Оптимизация организационной структуры с точки зрения этих показателей представляет собой классическую проблему системного анализа.
Важной составной частью системного подхода выступает целеполагание, которое определяет соответствующий аспект организации системы. В строгом смысле слова цель – это идеальное предвосхищение результата деятельности, ее регулятор.
Цели системы классифицируются следующим образом:
по уровню объективности:
объективные (состояние, к которому стремится система, ради чего она существует),
субъективные (цель человека – исследователя; то, на что направлена деятельность человека по отношению к системам);
по сложности:
сложные,
простые;
По роли в жизни системы:
стратегические,
тактические;
По охвату системы:
общесистемные,
частные;
По близости к результату:
динамические,
статические;
По времени достижения:
ближайшие,
отдаленные,
перспективные;
По содержанию:
равновесные,
агрессивные,
адаптивные,
покоя,
разрушения,
созидания.
Цели системы представляют собой сплошную иерархию простых позиций. Последовательное разложение цели на простые составляющие, некоторые подцели называется декомпозицией.
Согласно декомпозиции цели имеют несколько уровней:
цели нижнего уровня иерархии подчинены целям верхнего;
цели верхнего уровня не могут быть достигнуты, пока не будут достигнуты цели ближайшего нижнего;
цели неэлментарные распадаются, в конечном счете, на элементарные. Неэлементарные цели сложны, их нельзя достичь прежде чем будут реализованы элементарные цели.
После выделения целей и подцелей строится «дерево целей». Термин «дерево» используется для обозначения частного случая графа, имеющего иерархическую структуру. «Дерево целей» – это дерево, представляющее целевую структуру со взвешенными ветвями (веса подцелей устанавливаются экспертным путем).
Затем формируется перечень ресурсов для реализации целей системы (возможно построение «дерева ресурсов» в соответствии с «деревом целей»).
Вопросы по теме 3:
Что такое состав системы? В чем различия состава и структуры системы?
Охарактеризуйте понятия «элемент» и «свойство».
Дайте классификацию элементов системы.
Охарактеризуйте понятие «связь», функции связей в системе.
Какие выделяют связи в системах при функциональном подходе?
Какие выделяют связи в системах при содержательном подходе?
Как рассчитывается максимальное количество связей в системах?
Рассмотрите основные характеристики структуры системы.
Что такое организация системы?
Охарактеризуйте пространственную организацию.
Раскройте содержание основных показателей структуры: оперативность, централизация, живучесть и объем.
Что такое цель? Дайте характеристику целевой организации системы.
- Модуль 1 – Теория систем и системный анализ
- Сурмин ю.П. Теория систем и системный анализ: Учеб. Пособие. – к.: мауп, 2003. – 368 с.
- Тема 1. История возникновения и становления системного подхода.
- Сущность и основные характеристики системности.
- 2. Возникновение и развитие системных идей.
- 3.Мир в свете системных представлений.
- Тема 2. Основные понятия теории систем.
- 1. Категориальный аппарат системного подхода.
- 2. Системообразующие факторы.
- 3. Классификация систем.
- Тема 3. Структура и организация системы.
- 1. Структурный аспект системы. Состав системы
- 2. Организация системы
- Тема 4. Функционирование системы.
- Внутренние и внешние функции
- 2. Проблемы эффективного функционирования системы.
- Тема 5. Среда и ее роль в жизни системы.
- 1. Система и среда.
- 2. Взаимодействие системы и среды.
- Адаптация системы в среде
- Тема 6. Жизненный путь системы.
- Максимальное развитие, зрелость.
- Распад и гибель.
- Устойчивое развитие
- Саморазвитие системы
- 2. Система в переходных и критических состояниях. Преобразование системы
- Тема 7. Основы системного анализа.
- 1. Основные разновидности системного анализа. Виды системного анализа
- 2. Содержание и технология системного анализа.
- Системные законы и их роль в познании
- Модуль 2 – Основы теории управления
- Тема 1. История развития управленческой мысли. – 2 часа
- 1. Возникновение управленческой мысли.
- Развитие управленческой науки как составной части философии
- Развитие науки управления в составе экономической теории
- Использование психологии в управлении. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Э. Мэйо.
- Разнообразие современных моделей менеджмента.
- Тема 2. Концептуальные основы теории управления. – 2 часа.
- 1. Сущность менеджмента и управления организацией.
- 2. Понятие системы управления.
- Система управления с убъект управления
- Характерные особенности системы управления
- 3.Цели и функции управления. Понятие цели системы управления
- Функции управления
- Управленческие решения.
- Тема 3. Организация как объект управления. – 4 часа
- Понятие и классификация организаций.
- Современные формы и модели организаций
- Внутренняя среда организации и ее проектирование. Понятие внутренней среды и классификация ее факторов
- Внешняя среда организаций.
- Основные свойства организационного управления.
- Тема 4. Законы и принципы управления – 4 часа.
- 1. Содержание и механизм проявления законов управления.
- На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:
- Закон единства и целостности системы управления.
- Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления.
- Закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации.
- Закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления.
- Закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления.
- Закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.
- 2. Сущность и содержание принципов управления.
- Научность.
- Системность и комплексность.
- Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений.
- Принцип централизованности и децентрализованности.
- Принцип пропорциональности в управлении.
- Принцип единства распорядительства в управлении.
- Принцип экономии времени.
- Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организаций и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях.
- Принцип делегирования полномочий.
- Принцип обратной связи.
- Тема 5. Методы управления. – 4 часа.
- Классификация методов управления.
- Экономические методы управления.
- 3. Организационно-распорядительные методы управления.
- Организационно-распорядительные
- П о характеру управляющего воздействия
- Краткосрочного Средства
- 4.Социально-психологические методы управления.
- Основные требования к организационному управлению.
- Управление техническими системами.
- Управление эргатическими системами.
- Управление организационными системами.
- Тема 6. Моделирование систем различной природы. – 2 часа.
- Исторический обзор использования моделирования в управлении.
- 2. Понятие модели и моделирования.
- 3. Классификация моделирования.
- Математическое и кибернетическое моделирование систем.
- Тема 7. Самоменеджмент. – 4 часа
- Понятие самоменеджмента и его основные функции.
- 2. Управление карьерой.
- Кто не знает, в какую гавань плывет, у того нет попутного ветра. Сенека
- 3.Управление своим временем и организация личного труда.
- Имидж менеджера и способы его формирования.