Понятие самоменеджмента и его основные функции.
Чтобы эффективно управлять людьми, менеджер в первую очередь должен овладеть наукой и искусством управления самим собой.
Самоменеджмент (персональный менеджмент) помогает руководителю:
рационально организовать свой труд и труд своих подчиненных;
реализовывать профессиональные и жизненные цели;
избегать стрессовых ситуаций;
повышать работоспособность;
получать удовлетворение от выполняемой работы.
На наш взгляд, самоменеджмент – это наука и искусство:
эффективного использования базовых ресурсов личности (таких как время, активность, платежеспособность, образованность);
управления процессами жизнедеятельности личности (труд менеджера, использование свободного времени, карьера);
управление результатами деятельности менеджера (уровень квалификации, личные качества, имидж).
Основная цель персонального менеджмента состоит в том, чтобы наилучшим образом использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (уметь самоопределяться), легче преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.
Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимости между собой и, как правило, осуществляются в определенной последовательности.
Подобный процесс самоменеджмента может быть представлен как своего рода «Круг правил», наглядно демонстрирующий связи между отдельными функциями самоменеджмента.
Во внешнем круге обозначены следующие 6 функций:
Постановка цели. Анализ и формирование личных целей.
Планирование. Разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности.
Принятие решений. Принятие решений по предстоящим делам.
Реализация и организация. Составление распорядка дня и организация личного трудового процесса в целях реализации поставленных задач.
Контроль. Самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости корректировка целей).
Информация и коммуникации.
Вокруг этой функции в известной мере «вращаются» остальные функции, поскольку коммуникации как обмен информацией необходимы во всех фазах процесса самоменеджмента.
Отдельные функции не следуют строго одна за другой, как это представлено в данной модели, а многообразно переплетаются.
Систему персонального менеджмента можно представить в виде модели требований к качествам менеджера, способного управлять самим собой (табл.1). Данная модель показывает, что искусство управлять собой складывается из семи основных блоков личных качеств.
Таблица 1 – Умение управлять собой.
Основные блоки качеств (первый уровень) | Содержание критерия | Первичные качества (второй уровень) |
организованность | Способность жить и работать по системе |
|
2. Самодисциплина | Умение держать себя в руках, управлять своим поведением | 2.1.Обязательность, способность держать слово. 2.2.Пунктуальность, точность исполнения. 2.3.Собранность, умение не разбрасываться. 2.4.Наличие чувства ответственности. 2.5.Умение отказываться от удовольствий ради главного.
|
3. Знание техники личной работы | Знание правил и приемов личной работы и умение ими пользоваться | 3.1.Организация рабочего места. 3.2.Умение работать с информацией. 3.3.Умение составлять документы. 3.4.Умение говорить по телефону. 3.5.Умение слушать. 3.6.Умение планировать свои дела. 3.7.Знание методов рационализации личного труда. 3.8.Умение пользоваться современной организационной и вычислительной техникой. 3.9.Умение менять занятие. 3.10.Знание технологии коммуникаций. 3.11.Умение делегировать полномочия. 3.12.Умение подготовиться к служебной командировке. |
4. Эмоционально-волевой потенциал | Способность управлять своей волей | 4.1.Волевые качества. 4.2.Трудолюбие. 4.3.Упорство в работе. 4.4.Целеустремленность. 4.5.Решительность. 4.6.Напористость. 4.7.Умение заинтересовать, мотивировать себя. 4.8.Оптимизм и жизнерадостность. 4.9.Увлеченность работой. 4.10.Преданность работе и коллективу. 4.11.Семейное благополучие. 4.12.Уверенность в самом себе. 4.23.Психологическая подготовка к работе. |
5. Способность делать себя здоровым | Хорошее состояние здоровья, гигиена умственного труда | 5.1.Физическая нагрузка. 5.2.Питание. 5.3.Сон. 5.4.Дыхание. 5.5.Водные процедуры. 5.6.Закаливание. 5.7.Борьба с шумом. 5.8.Тренированность нервной системы. 5.9.Умение расслабиться. 5.10.Отказ от вредных привычек. 5.11.Режимы труда и отдыха. |
6. Способность формулировать и реализовывать жизненные цели | Умение формулировать и добиваться реализации жизненных целей | 6.1.Способность познать самого себя. 6.2.Умение формулировать свои жизненные цели. 6.3.Умение принимать решения. 6.4.Умение планировать карьеру. 6.5.Умение найти и получить хорошую работу. 6.6.Умение адаптироваться в коллективе. |
7. Личный самоконтроль | Способность контролировать процессы и результаты своей деятельности | 7.1.Контроль процессов. 7.2.Контроль результатов. 7.3.Контроль дня. 7.4.Умение формировать и контролировать свой имидж. |
- Модуль 1 – Теория систем и системный анализ
- Сурмин ю.П. Теория систем и системный анализ: Учеб. Пособие. – к.: мауп, 2003. – 368 с.
- Тема 1. История возникновения и становления системного подхода.
- Сущность и основные характеристики системности.
- 2. Возникновение и развитие системных идей.
- 3.Мир в свете системных представлений.
- Тема 2. Основные понятия теории систем.
- 1. Категориальный аппарат системного подхода.
- 2. Системообразующие факторы.
- 3. Классификация систем.
- Тема 3. Структура и организация системы.
- 1. Структурный аспект системы. Состав системы
- 2. Организация системы
- Тема 4. Функционирование системы.
- Внутренние и внешние функции
- 2. Проблемы эффективного функционирования системы.
- Тема 5. Среда и ее роль в жизни системы.
- 1. Система и среда.
- 2. Взаимодействие системы и среды.
- Адаптация системы в среде
- Тема 6. Жизненный путь системы.
- Максимальное развитие, зрелость.
- Распад и гибель.
- Устойчивое развитие
- Саморазвитие системы
- 2. Система в переходных и критических состояниях. Преобразование системы
- Тема 7. Основы системного анализа.
- 1. Основные разновидности системного анализа. Виды системного анализа
- 2. Содержание и технология системного анализа.
- Системные законы и их роль в познании
- Модуль 2 – Основы теории управления
- Тема 1. История развития управленческой мысли. – 2 часа
- 1. Возникновение управленческой мысли.
- Развитие управленческой науки как составной части философии
- Развитие науки управления в составе экономической теории
- Использование психологии в управлении. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Э. Мэйо.
- Разнообразие современных моделей менеджмента.
- Тема 2. Концептуальные основы теории управления. – 2 часа.
- 1. Сущность менеджмента и управления организацией.
- 2. Понятие системы управления.
- Система управления с убъект управления
- Характерные особенности системы управления
- 3.Цели и функции управления. Понятие цели системы управления
- Функции управления
- Управленческие решения.
- Тема 3. Организация как объект управления. – 4 часа
- Понятие и классификация организаций.
- Современные формы и модели организаций
- Внутренняя среда организации и ее проектирование. Понятие внутренней среды и классификация ее факторов
- Внешняя среда организаций.
- Основные свойства организационного управления.
- Тема 4. Законы и принципы управления – 4 часа.
- 1. Содержание и механизм проявления законов управления.
- На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:
- Закон единства и целостности системы управления.
- Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления.
- Закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации.
- Закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления.
- Закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления.
- Закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.
- 2. Сущность и содержание принципов управления.
- Научность.
- Системность и комплексность.
- Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений.
- Принцип централизованности и децентрализованности.
- Принцип пропорциональности в управлении.
- Принцип единства распорядительства в управлении.
- Принцип экономии времени.
- Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организаций и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях.
- Принцип делегирования полномочий.
- Принцип обратной связи.
- Тема 5. Методы управления. – 4 часа.
- Классификация методов управления.
- Экономические методы управления.
- 3. Организационно-распорядительные методы управления.
- Организационно-распорядительные
- П о характеру управляющего воздействия
- Краткосрочного Средства
- 4.Социально-психологические методы управления.
- Основные требования к организационному управлению.
- Управление техническими системами.
- Управление эргатическими системами.
- Управление организационными системами.
- Тема 6. Моделирование систем различной природы. – 2 часа.
- Исторический обзор использования моделирования в управлении.
- 2. Понятие модели и моделирования.
- 3. Классификация моделирования.
- Математическое и кибернетическое моделирование систем.
- Тема 7. Самоменеджмент. – 4 часа
- Понятие самоменеджмента и его основные функции.
- 2. Управление карьерой.
- Кто не знает, в какую гавань плывет, у того нет попутного ветра. Сенека
- 3.Управление своим временем и организация личного труда.
- Имидж менеджера и способы его формирования.