Значение международных стандартов и нормативных документов в области работы с электронными документами и асдоу
Стандарты по управлению документами и их безопасности разрабатывают и принимают Международная организация по стандартизации (ISO), соответствующие структуры Европейской комиссии, национальные комитеты по стандартизации и сертификации, иные государственные организации, объединения высококвалифицированных специалистов в этой области.
Современные стандарты представляют собой описание обобщенных идей, требований и методик без указания определенных способов их практической реализации, которая возлагается на пользователя. Обычно для организаций стандарты носят рекомендательный характер, но есть и обязательные для исполнения.
Стандарт ISO 15489 «Information and documentation – Records management» («Информация и документация – Управление документами») был принят в 2001 г. Он содержит общие требования и методологию управления документами на всех видах носителей и во всех форматах.
Стандарт MoReq [Model Requirements for the management of electronic recordse («Типовые требования по управлению электронными официальными документами»)] был принят в 2001 г.
Требования MoReq к системам документооборота существенно шире, чем у DoD 5015.2. В MoReq однозначно проводится различие между основными типами систем управления документами: информационными системами (electronic document management system, EDMS) и системами электронного документооборота (ЭДО – electronic record management system, ERMS).
Стандарт ISO/IEC 17799-2000/2004 «Информационные технологии и безопасность. Правила управления информационной безопасностью» изначально были разработаны на базе британского стандарта BS 17799.
Стандарт учитывает:
• существенное возрастание роли электронной коммерции в мировой практике;
• распространенность проектов электронных правительств;
• общую тенденцию к ужесточению требований к информационной безопасности.
В начале 1990-х гг. ISO приступила к разработке серии стандартов по общим критериям оценки безопасности информационных технологий – Common Criteria for Information Technology Security Evaluation. В 1999 г. был утвержден стандарт ISO/IEC 15408-99 «Информационная технология. Методы и средства безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Часть 1: Введение и общая модель. Часть 2: Функциональные требования безопасности. Часть 3: Гарантийные требования безопасности», устанавливающие критерии оценки механизмов информационной безопасности на программном и аппаратном уровнях.
Стандарт направлен на защиту информации от потерь, несанкционированного использования, модификации или раскрытия. Критерием защиты является обеспечение:
1) доступности (готовности): информация и средства ее автоматизированной обработки обязаны быть доступны (готовы к функционированию);
2) целостности: информация должна быть защищенной от несанкционированного изменения содержания (уничтожения);
3) конфиденциальности: информация может быть доступна только строго определенному кругу лиц согласно локальным нормативным актам организации.
В настоящее время ISO разрабатывает стандарты серии 27000 по управлению безопасностью информации. Стандарт ISO 27001 «Требования к системе управления безопасностью» заменяет стандарт BS7799, входящий в состав сертификационных стандартов по информационной безопасности. В сравнении с BS7799, в ISO 27001 имеется ряд изменений в сторону гармонизации подходов с другими стандартами менеджмента ISO 9001 и полного применения модели PDCA («Plan –Do – Check –Act», т. е. «планирование –выполнение –проверка –исправление»).
- Законодательные регулирование управления документацией в организации.
- Нормативно-методическая база, регулирующая порядок документирования информации и работу с документами.
- Гост р исо 15489-1-2007. Сибид. Управление документацией. Его структура и основные положения.
- Понятия «информация» «документ», «электронный документ», их развитие. Связь информации и документа.
- Общие и частные функции документа. Свойства документной информации.
- Текстовое документирование и этапы его развития.
- Материал для документирования. Его развитие.
- Классификации документов. Виды и методы.
- Требования к конструированию бланков документов. Виды бланков.
- Формуляр документа. Порядок оформления реквизитов организационно-распорядительных документов.
- Понятия “унификация” и “стандартизация” документов. Развитие унификации и стандартизации документов во второй половине хх в.
- Порядок согласования и утверждения документов, варианты и порядок оформления.
- Алгоритм подготовки документа.
- Лингвистические особенности текста служебных документов. Стандартизация лексики, словосочетаний, построения предложений, текста. Дизайн документа.
- Характеристика состава и область применения организационных документов; требования к их составлению и оформлению.
- Характеристика состава и область применения распорядительных документов; требования к их составлению и оформлению.
- Характеристика состава и область применения информационных документов (объяснительных и докладных записок (внешних и внутренних), справок, акта); требования к их составлению и оформлению.
- Требования к составлению и оформлению служебного письма. Разновидности писем, телеграмм, телефонограмм.
- Документирование коллегиальной деятельности. “Сценарий” подготовки и проведения совещания. Документы, создаваемые в процессе подготовки совещания. Требования к составлению и оформлению протокола.
- Задачи и функции службы доу, ее структура, права и обязанности, виды работы.
- Формы организации делопроизводства (документационного обеспечения управления). Структура и функции подразделений по документационному обслуживанию учреждений.
- Регламентация должностных обязанностей работников службы доу. Требования к структуре и составу информации должностной инструкции.
- Инструкция по делопроизводству как основной нормативный документ, регламентирующий организацию делопроизводства: структура, порядок составления и оформления.
- Характеристика основных документопотоков. Правила учета документооборота.
- Технология обработки входящих документов.
- Этапы прохождения и исполнения внутренних документов.
- Порядок подготовки и обработки исходящих документов.
- Организация контроля исполнения документов и поручений.
- Организация текущего хранения дел. Номенклатуры дел: виды, порядок составления, особенности оформления.
- Понятия «документальный фонд» и «архивный фонд». Первичные и сложные комплексы документов, виды сложных комплексов.
- Понятия «ценность документа», «экспертиза ценности». Возникновение, развитие экспертизы. Принципы, критерии экспертизы ценности документа.
- Порядок документирования и организация работы с документами, содержащими конфиденциальную информацию.
- Определение понятий “объект” и “субъект” оргпроектирования. Теоретические основы организации, планирования и проектирования систем управления
- Основные стадии (этапы) оргпроектирования, особенности каждого из этапа.
- Виды норм труда и нормативов. Методы их обоснования и разработки.
- Понятие цели. Процесс установления целей организации. Система целей организации.
- Проектирование организационной структуры. Разделение и кооперация управленческого труда. Методика разработки положений о структурных подразделениях и должностных инструкций.
- Организация рабочих мест персонала управления в системе доу. Диагностика и проектирование условий труда работников в системе доу.
- Основные направления и функции подсистемы управления персоналом. Разработка системы найма и отбора персонала.
- Система обучения и продвижения персонала. Система оплаты и мотивации персонала.
- Кадровая информационно-документационная система.
- Документационное обеспечение приема работника на работу.
- Документационное обеспечение движения персонала.
- Документационное обеспечение увольнения работника.
- Порядок ведения и хранения трудовых книжек.
- Понятие информационного обеспечения управления, его структура.
- Назначение и структура унифицированных систем документации (усд).
- Цели и методы унификации управленческих документов.
- Информационный менеджмент как методология информационного обеспечения управления
- Значение международных стандартов и нормативных документов в области работы с электронными документами и асдоу
- Российская законодательная и нормативная правовая база в области работы с электронными документами и ас доу
- Электронный документооборот: возможности, достоинства, недостатки.
- Формирование электронного архива: правовая основа, процедура, перспективы.
- Анализ рынка ас доу в России: классификации, основные игроки, тенденции развития.
- Предпроектное обследование организации для внедрения ас доу.
- Документационное сопровождение процедуры внедрения ас доу.
- Экономическая эффективность электронного документооборота и метода ее расчета.
- Правовой статус и возможности электронной почты в ас доу.
- Концепция «электронного правительства»: теория, российская практика, законодательное обеспечение реализации в России.
- Типология электронных систем управления документами.
- Обеспечение юридической силы электронных документов. Правовой статус электронного документа.
- Обеспечение сохранности и достоверности документной информации.
- Автоматизированное рабочее место (арм): понятие, принципы построения.
- Понятие и типология информационных технологий доу.
- Справочные системы правовой информации.
- Информационные технологии защиты документной информации.
- Прикладные программы автоматизации управления кадрами.
- Применение баз данных в организации документооборота.
- Информационные технологии хранения документов.