Виды норм труда и нормативов. Методы их обоснования и разработки.
Нормирование труда является частью организации труда на предприятии. Под нормированием труда понимают процесс установления научно обоснованных норм затрат труда на выполнение какой-либо работы. Научное обоснование норм предполагает учет технических и технологических возможностей производства, учет особенностей применяемых предметов труда, использование прогрессивных форм, приемов и методов труда, его физиологически оправданную интенсивность, нормальные условия труда.
Нормы труда как бы подводят итог техническим и организационным решениям на производстве, они фиксируют достигнутый уровень технико-технологического и организационного совершенства на предприятии и для этих условий устанавливают меру труда.
Нормы труда являются также необходимым элементом планирования труда и производства: при помощи норм труда рассчитывают трудоемкость производственной программы, определяют необходимую численность персонала и его структуру на предприятии.
На практике используются следующие виды норм труда:
-- норма времени -- количество рабочего времени, необходимого на выполнение какого-либо изделия или какой-либо работы;
-- норма выработки -- количество изделий, которое необходимо выпустить в единицу времени (за один час, рабочую смену и т.д.). Между нормой времени и нормой выработки существует обратно пропорциональная зависимость;
-- норма обслуживания -- количество объектов (машин, механизмов, рабочих мест и т.д.), которые работник или группа работников должны обслужить в течение единицы рабочего времени;
-- норма времени обслуживания -- это время, необходимое на обслуживание одного объекта. Между нормой обслуживания и нормой времени обслуживания также существует обратно пропорциональная зависимость;
-- норма численности -- количество работников определенного профиля и квалификации, необходимое для выполнения конкретных работ за определенный период.
Нормативы времени -- это регламентированные затраты времени на выполнение отдельных элементов, входящих в состав операции. Они предназначены для определения норм затрат труда на машинно-ручные и ручные работы и делятся на следующие группы нормативов: основного времени (при ручных работах), вспомогательного времени, времени подготовительно-заключительной работы, времени обслуживания рабочего места, времени на отдых и личные надобности.
Нормативы времени обслуживания -- это регламентированные величины затрат времени на обслуживание единицы оборудования, рабочего места и других производственных единиц. Они используются для установления норм обслуживания, т.е. количества единиц оборудования, рабочих мест, производственных площадей и других объектов, которые необходимо закрепить за одним работником или их группой.
Нормативы численности -- регламентированное количество работников определенного профессионально-квалификационного состава, которое необходимо для выполнения единицы (или определенного объема) работы. Такие нормативы предназначены для установления численности рабочих в основном на работах, на которые ее определение другими способами, в частности через нормативы времени, затруднено.
По сфере применения нормативные материалы подразделяются на межотраслевые (ведомственные), отраслевые и местные, а по степени укрупнения -- на дифференцированные (элементные и микроэлементные) и укрупненные.
Существуют следующие методы нормирования труда.
Суммарный метод нормирования труда устанавливает затраты рабочего времени в целом на единицу продукции конкретного рабочего процесса без анализа последнего. Способ выполнения работы определяется работником. Разновидностями суммарного метода являются опытный и опытно-статистический методы.
Опытный метод. Эксперт знакомится с рабочим местом, средствами и условиями труда и интуитивно, на основе своих субъективных впечатлений и предшествующего опыта, определяет норму труда. Установленная норма труда не является средней величиной, а лишь частным значением возможных затрат рабочего времени. Ее обоснованность, соответствие условиям рабочего места целиком зависят от опыта эксперта. Этот метод не в состоянии обеспечить одинаковую напряженность норм. Кроме того, он отражает только прошлый опыт. Практика показывает, что нормы труда, установленные опытным интуитивным методом, как правило, низкого качества. Об этом свидетельствует значительное перевыполнение таких норм большинством рабочих.
Опытно-статистический метод. Нормы труда устанавливают на основе фактических данных о производительности труда за прошедший период. Данный метод не анализирует нормируемый рабочий процесс, способы организации труда и работ, не учитывает технический прогресс и передовой опыт. Поэтому нормы труда, установленные этим методом, включают все недостатки, которые имели место в организации труда и производства в прошлом и отразились в фактических показателях производительности труда. Таким образом, опытно-статистические нормы имеют неустранимый недостаток: они всегда фиксируют пройденный этап, обращены в прошлое и поэтому не могут быть мобилизующей силой, стимулирующей дальнейшее совершенствование процессов труда и рост производительности труда. Применение таких норм должно быть ограничено.
Аналитический метод нормирования труда назван так потому, что применяет анализ как метод исследования процесса труда. Аналитический метод нормирования труда устанавливает затраты рабочего времени на единицу продукции конкретного рабочего процесса не в целом, а по видам затрат рабочего времени для каждой составляющей его части: операции, приема, движения. Аналитический метод имеет две разновидности - научное и техническое нормирование труда.
Научное нормирование труда есть метод установления необходимых затрат рабочего времени на производство единицы продукции, учитывающий природные, технические, организационные, экономические, физиологические, психологические и социальные факторы труда, т.е. всю совокупность факторов, влияющих на производительную силу труда в конкретных условиях.
Техническое нормирование труда есть метод установления необходимых затрат рабочего времени на производство единицы продукции, учитывающий природные, технические и организационные факторы производительности труда в конкретных условиях и частично физиологический фактор (утомляемость рабочего); является первым этапом научного нормирования труда и приближается к нему по мере возрастания числа учитываемых факторов. Нормы труда, установленные методом технического нормирования, называют технически обоснованными нормами труда. Они менее совершенны, чем научно обоснованные нормы труда, установленные методом научного нормирования, так как учитывают только часть тех факторов, которые необходимо принимать во внимание при установлении норм труда.
Применение аналитического метода нормирования позволяет глубоко и всесторонне изучить процесс труда и установить технически и научно обоснованные нормы труда, объективно отражающие необходимые и достаточные затраты рабочего времени в конкретных условиях.
При проектировании нормативов специалисты должны руководствоваться общепринятыми методическими положениями по разработке нормативных материалов по труду.
Разработка нормативов по труду осуществляется в несколько этапов, содержание которых может меняться в зависимости от вида проектируемых нормативов.
Основными укрупненными этапами являются следующие :
- разработка методики и схемы построения нормативных материалов;
- сбор исходных материалов и проведение исследований;
- анализ и обработка исходных данных, получение нормативных зависимостей;
- оформление нормативных материалов по труду;
- проверка, корректировка и внедрение нормативных материалов по труду на предприятии.
Оптимизация численности работников аппарата управления на базе изучения и анализа их трудозатрат. Формы и методы комплексной регламентации труда работников аппарата управления.
Анализ осуществляется с помощью методов наблюдения за трудовыми процессами, т.е. методами непрерывных наблюдений(хронометраж, фотохронометраж) и методами выборочных наблюдений (ФРВ, самофотография). Хронометраж для установления нормативов времени для выполнения отдельных элементов операций, для проверки и уточнения норм времени, рассчитанных по нормативам, для выявления причин неявления норм, для определения трудозатрат, когда операции слишком краткосрочны и иными методиками их не удается зафиксировать. ФРВ проводят с целью выявления недостатков в организации труда и производства, приводящих к прямым потерям или нерациональным затратам рабочего времени и разработка на этой основе организационно-технических мероприятий по устранению выявленных недостатков, изучения, обобщения и распространения передового производственного опыта по использованию рабочего времени, времени получения исходных данных для разработки нормативов времени, установления норм обслуживания и нормативов численности работников, выявления причин невыполнения или значительного перевыполнения норм выработки(времени) отдельными работниками.
К проведению оптимизации численности следует относиться как к отдельному проекту, который необходимо спланировать, то есть определить состав работ, их последовательность, сроки выполнения и ответственных за исполнение каждой задачи.
время выполнения отдельных функций должно строго регулироваться, а внедрение новых организационных форм трудовых процессов должно осуществляться при наличии проектной документации, в которой раскрываются: содержание и последовательность трудовых действий, рациональные методы труда, синхронизация элементов трудового процесса и действий взаимосвязанных членов производственных коллективов, оптимальные условия труда и т.д.
Основным инструментом проектирования трудовых процессов является системный подход, базирующийся на аналитическом программировании и регламентации труда исполнителей различных трудовых функций.
Регламент труда каждого работника оформляется в специальном документе - карте организации труда
Карта организации труда — это концентрированное изложение проекта организации труда, разработанного для определенного вида работ (исполнителя) на основе предварительных инженерных, экономических, санитарно-гигиенических, психофизиологических и других исследований.
Карта организации труда содержит семь разделов (их количество может быть различным в зависимости от вида работ и профессий работников), охватывающих основные требования по организации трудового процесса.
Раздел I «Исходные данные» определяет в качестве таких данных производственное задание. В соответствии с ним рабочий (рабочие) обязан обеспечить своевременное и качественное выполнение работ. В подразделах «Форма организации труда» и «Оплата труда» предусматриваются формы организации труда и конкретные виды бригад, увязанные с системами оплаты их труда.
Раздел II «Трудовой процесс» включает элементы процесса труда с указанием степени расчленения и затрат времени на их выполнение. Подробно описываются методы выполнения трудовых приемов на данном конкретном рабочем месте, дается график синхронизации процесса труда.
Раздел III «Рабочее место» содержит планировку и оснащение рабочего места.
Раздел IV «Обслуживание рабочего места» определяет функции, режим обслуживания и средства связи исполнителя с лицами, регулирующими и обеспечивающими трудовой процесс.
В разделе V «Условия труда» предусматривается регламентация по общим (микроклимату, освещению, кубатуре, площади и др.) и специфическим (содержание пыли, аэрозолей и т. д.) факторам. Здесь же определяются средства защиты от неблагоприятных условий и обусловленные ими регламентированные режимы труда и отдыха.
Раздел VI «Нормы затрат труда» включает конкретные виды норм (норма времени, выработки, численности и др.), а также использование фонда времени работы оборудования и исполнителя (исполнителей).
Раздел VII «Требования к исполнителю работ» регламентирует профессионально-квалификационный уровень работников и учитывает их половозрастной состав.
Все разделы карты взаимосвязаны, полное и широкое выполнение требований каждого из них направлено на рационализацию трудового процесса.
Методическая схема построения карт для работников, выполняющих различные обязанности и функции, в основном едина. Специфические особенности, характерные для отдельных видов работ, находят отражение в соответствующих разделах карты.
Карты организации труда после их утверждения являются обязательными для исполнения.
Анализ и проектирование документационного обеспечения системы управления.
Принципы исследования и проектирования систем документации:
. 1. структура штата, норм. материалы по д/пр. В проект. структуры могут входить: инспекция или группа по контролю, секретариат, отдел рационализации дел-ва, отдел автоматизации ДОУ, экспедиция, группа регистрации, справ-информ служба, архив, группа приказов, отдел обращений по группам и заявлениям граждан. Помимо структурной схемы дается текстовое описание изменений, внесенных проектом. Положение о службе ДОУ – основа для расчета штатной численности, при этом опред-ся и учитывается объем док-тооборота и нормы времени, кт необходимо затратить на операции, а также нормативы численности, трудоемкость выполняемых работ, уровень автоматизации и механизации работы с док-ми. В соотв. с положением о службе доу и штатной численностью составляют положения о каждом структурном подразделении, входящем в состав службы доу, долж. инструкции на каждую конкретную должность на базе квалификационного справочника должностей руководителей, служащих и др работников. Инструкция по дел-ву(прописаны технологии работы) с учетом гос стандартов, нормативов и ведомственных правил.
2. экспедиционная обработка док-ов. Необходимо знать хронометраж операций по обработке входящих и исходящих док-ов, перечень используемых средств оргтехники, схема рабочих мест сотрудников и размещение оргтехники, типовые нормы времени на выполнение операций, объем док-тооборота. На основе этого опред-ся технология. Зная ежегодный объем док-ов типовые нормы времени высчитываем времяемкость каждой операции на день. Затем составляем таблицу «средняя времяемкость экспедиционных работ». Общегодовые затраты времени сможем определить, соотнести со штатным составом. Разрабатывается классификатор структурного подразделения орг-ции в целом и на материалах анализа корреспонденции составляются списки постоянных корреспондентов.
3. регистрация док-ов. В зависимости от использования технологии опред-ся тип структурных подразделений, выполнение операций и разработка положения о нем. Исходя из трудоемкости операций и числа регистрируемых док-ов ведется расчет численности работников и составляются должностные инструкции. Опред-ся круг док-ов не подлежащих регистрации и составляется перечень на них, если регистрация ведется не в автоматизированном виде, то разрабатывается форма с учетом задач регистрации. Дается текст описания порядка выполнения работ. Составить типовую форму для выполнения запросов по регистрации базы данных.
4. контроль за исполнением док-ов и поручений. Предпочтительнее осущ-ть контроль с помощью ПК, но при небольших объемах более целесообразно будет форма сроковой картотеки. Необходимыми данными проектирования будет качеств. и колич. анализ, контролируемых док-ов. Составляется перечень док-ов, подлежащих контролю, опред-ся типовые сроки исполнения док-ов и разрабатываются технология постановки док-ов на контроль, ведение контроля и снятие с контроля. Разрабатываются формы док-ов, хар-щих различ. стадии контроля(сводка о док-ах, находящихся на контроле, извещение о перемене исполнителя или срока исполнения).
5. составление и оформление документов, унификации и трафаретизация документов. Рекомендации по оформлению документов разрабатываются в том случае, если в организации не введен ГОСТ на УСД. Необходимо составлять методические рекомендации на составление ОРД в соответствии с требованиями стандарта. При необходимости осуществляют трафаретизацию содержательной части документов и в результате составляют табель форм документов организации и альбом унифицированных текстов в двух видах(не заполненная форма, образец заполнения), а также описывается методика внедрения.
6. текущее хранение док-ов, номенклатуры дел. Ном-ра дел составляется на основании типовой, в соотв. с методич. разработками архивных учреждений. Готовые номенклатуры д. б. утверждены экспертными комиссиями архивных органов.
7. архив учреждения. Для проектирование работы архива необходимы данные по объему док-ов, кт должны храниться в архиве, исходя из этого рассчитывается численность, размеры архива, оборудование. Штатная численность архива определяется исходя из трудозатрат на работу с документами, на организационно-методическую работу, на планирование, учет и отчетность.
8. организация рабочих мест, оснащение их оборудованием и оргтехникой. разделов оргпроекта.
Классификация методов исследования и анализа систем управления и ДОУ.
При проведении исследований СУ может использоваться исключительно широкий арсенал разнообразных методов. Соответственно все они могут быть различным образом классифицированы. Например, методы исследования могут быть подразделены на:
теоретические;
эмпирические;
теоретико-эмпирические.
При этом к теоретическим методам исследования можно отнести следующие:
метод формализации, основанный на изучении содержания и структуры СУ в знаковой форме с помощью искусственных языков и символов, что может обеспечить краткость и однозначность результата исследования. Этот метод взаимосвязан с другими методами (моделирования, абстрагирования, идеализацией и т.п.);
метод аксиоматизации, основанный на получении результатов исследования на базе логических аксиом;
метод идеализации, предполагающий изучение элемента или компонента системы, наделенного некими гипотетическими идеальными свойствами. Это позволяет упростить исследования и получить результаты на основе математических вычислений с любой наперед заданной точностью;
метод восхождения от абстрактного к конкретному, основанный на получении результатов исследования на базе перехода от логического изучения абстрактно расчлененного исследуемого объекта к целостному конкретному его познанию.
К эмпирическим методам можно отнести:
метод наблюдения, базирующийся на фиксации и регистрации параметров и показателей свойств изучаемого объекта исследования;
метод измерения, позволяющий дать определенными единицами измерения численную оценку исследуемого свойства объекта;
метод сравнения, позволяющий определить различия или общность исследуемого объекта с аналогом (эталоном, образцом и т.п. - в зависимости от цели исследования);
метод эксперимента, основанный на исследовании изучаемого объекта в искусственно созданных для него условиях. Условия могут натурные или моделированные. Данный метод предполагает, как правило, использование ряда других методов исследования, в том числе методов наблюдения. измерения и сравнения.
Теоретико-эмпирические методы исследования могут включать:
метод абстрагирования, основанный на мысленном отвлечении от несущественных свойств исследуемого объекта и изучение в дальнейшем наиболее важных его сторон на модели (замещающей реальный объект исследования);
метод анализа и синтеза, основанный на использовании при исследовании различных способов расчленения изучаемого объекта на элементы, отношения (анализ) и соединения в единое целое отдельных его элементов (синтез). Например, применительно к исследованию процессов в СУ анализ позволяет подразделить его на операции, выявить в нем связи и отношения, а синтез дает возможность соединить все операции, связи и отношения и составить технологическую схему;
метод индукции и дедукции, основанный на получении результатов исследования на базе процесса познания от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция);
метод моделирования, использующий при исследовании объекта его модели, отражающие структуру, связи, отношения и т.п. Результаты исследования моделей интерпретируются на реальный объект.
Другими примерами классификации методов может служить группировка их по стадиям и этапам исследования, по принадлежности к областям науки и научным направлениям, по целям исследования, по видам анализа и т.п.
Среди видов анализа следует отметить прогностический, диагностический, детальный и глобальный, при проведении которых используется определенная совокупность конкретных методов.
Прогностический анализ осуществляется при четкой постановке целей развития системы управления. Это определяет необходимость выявления тенденций и разработки прогноза развития исследуемого объекта, что требует формирования его концептуальной (идеальной, желаемой) модели. Такая модель обычно описывается с помощью системы взаимоувязанных параметров и показателей.
Результатами исследования СУ должно быть не только обоснованные направления развития системы на перспективный период, но и должны быть определены причинно-следственные связи, приоритеты и мероприятия по совершенствованию систем для конкретных условий функционирования. Это может быть достигнуто проведением диагностического анализа - диагностики СУ. Здесь диагностику следует понимать как комплекс взаимосвязанных исследовательских работ аналитического характера, позволяющих установить влияние одних факторов на другие и их связи, с целью определения недостатков в СУ и их последующей ликвидации.
Диагностический анализ служит основой для выполнения детального (тематического) анализа. Он направлен на поиск количественно определенных резервов в СУ. Детализация может осуществляться, например, методом декомпозиции систем на подсистемы, субподсистемы и элементы. При этом чем более детальным окажется такое расчленение на простые части, тем глубже можно будет изучить исследуемые явления и получить более эффективные результаты.
При исследовании СУ немаловажное значение может играть также проведение глобального анализа, охватывающего различные иерархические уровни управления и соответственно различного уровни системы. При проведении такого анализа изучению подвергаются взаимосвязи и взаимодействие различных систем организаций, осуществляющих единый производственный процесс.
Независимо от классификации исследований СУ, выполняемых в них видов анализа и всех других исследовательских работ, заслуживают упоминания (кроме указанных ранее) те конкретные методы, которые нередко используются в практике.
К таким методам относятся:
самообследование;
интервьюирование, беседа;
активное наблюдение, моментное наблюдение, фотография рабочего дня;
анкетирование;
изучение документации и информационных материалов;
фукнкционально-стоимостной анализ;
декомпозиция;
последовательная подстановка;
сравнение;
динамический;
структуризация целей;
экспертный;
социологический;
органолептический;
нормативный;
параметрический;
главных компонент;
балансовый;
корреляционный;
матричный;
аналитически-расчетный;
аналогий;
сетевой;
блочный;
творческих совещаний;
морфологический анализ;
дифференциальный, комплексный и смешанный;
индексный;
графический и номографический.
- Законодательные регулирование управления документацией в организации.
- Нормативно-методическая база, регулирующая порядок документирования информации и работу с документами.
- Гост р исо 15489-1-2007. Сибид. Управление документацией. Его структура и основные положения.
- Понятия «информация» «документ», «электронный документ», их развитие. Связь информации и документа.
- Общие и частные функции документа. Свойства документной информации.
- Текстовое документирование и этапы его развития.
- Материал для документирования. Его развитие.
- Классификации документов. Виды и методы.
- Требования к конструированию бланков документов. Виды бланков.
- Формуляр документа. Порядок оформления реквизитов организационно-распорядительных документов.
- Понятия “унификация” и “стандартизация” документов. Развитие унификации и стандартизации документов во второй половине хх в.
- Порядок согласования и утверждения документов, варианты и порядок оформления.
- Алгоритм подготовки документа.
- Лингвистические особенности текста служебных документов. Стандартизация лексики, словосочетаний, построения предложений, текста. Дизайн документа.
- Характеристика состава и область применения организационных документов; требования к их составлению и оформлению.
- Характеристика состава и область применения распорядительных документов; требования к их составлению и оформлению.
- Характеристика состава и область применения информационных документов (объяснительных и докладных записок (внешних и внутренних), справок, акта); требования к их составлению и оформлению.
- Требования к составлению и оформлению служебного письма. Разновидности писем, телеграмм, телефонограмм.
- Документирование коллегиальной деятельности. “Сценарий” подготовки и проведения совещания. Документы, создаваемые в процессе подготовки совещания. Требования к составлению и оформлению протокола.
- Задачи и функции службы доу, ее структура, права и обязанности, виды работы.
- Формы организации делопроизводства (документационного обеспечения управления). Структура и функции подразделений по документационному обслуживанию учреждений.
- Регламентация должностных обязанностей работников службы доу. Требования к структуре и составу информации должностной инструкции.
- Инструкция по делопроизводству как основной нормативный документ, регламентирующий организацию делопроизводства: структура, порядок составления и оформления.
- Характеристика основных документопотоков. Правила учета документооборота.
- Технология обработки входящих документов.
- Этапы прохождения и исполнения внутренних документов.
- Порядок подготовки и обработки исходящих документов.
- Организация контроля исполнения документов и поручений.
- Организация текущего хранения дел. Номенклатуры дел: виды, порядок составления, особенности оформления.
- Понятия «документальный фонд» и «архивный фонд». Первичные и сложные комплексы документов, виды сложных комплексов.
- Понятия «ценность документа», «экспертиза ценности». Возникновение, развитие экспертизы. Принципы, критерии экспертизы ценности документа.
- Порядок документирования и организация работы с документами, содержащими конфиденциальную информацию.
- Определение понятий “объект” и “субъект” оргпроектирования. Теоретические основы организации, планирования и проектирования систем управления
- Основные стадии (этапы) оргпроектирования, особенности каждого из этапа.
- Виды норм труда и нормативов. Методы их обоснования и разработки.
- Понятие цели. Процесс установления целей организации. Система целей организации.
- Проектирование организационной структуры. Разделение и кооперация управленческого труда. Методика разработки положений о структурных подразделениях и должностных инструкций.
- Организация рабочих мест персонала управления в системе доу. Диагностика и проектирование условий труда работников в системе доу.
- Основные направления и функции подсистемы управления персоналом. Разработка системы найма и отбора персонала.
- Система обучения и продвижения персонала. Система оплаты и мотивации персонала.
- Кадровая информационно-документационная система.
- Документационное обеспечение приема работника на работу.
- Документационное обеспечение движения персонала.
- Документационное обеспечение увольнения работника.
- Порядок ведения и хранения трудовых книжек.
- Понятие информационного обеспечения управления, его структура.
- Назначение и структура унифицированных систем документации (усд).
- Цели и методы унификации управленческих документов.
- Информационный менеджмент как методология информационного обеспечения управления
- Значение международных стандартов и нормативных документов в области работы с электронными документами и асдоу
- Российская законодательная и нормативная правовая база в области работы с электронными документами и ас доу
- Электронный документооборот: возможности, достоинства, недостатки.
- Формирование электронного архива: правовая основа, процедура, перспективы.
- Анализ рынка ас доу в России: классификации, основные игроки, тенденции развития.
- Предпроектное обследование организации для внедрения ас доу.
- Документационное сопровождение процедуры внедрения ас доу.
- Экономическая эффективность электронного документооборота и метода ее расчета.
- Правовой статус и возможности электронной почты в ас доу.
- Концепция «электронного правительства»: теория, российская практика, законодательное обеспечение реализации в России.
- Типология электронных систем управления документами.
- Обеспечение юридической силы электронных документов. Правовой статус электронного документа.
- Обеспечение сохранности и достоверности документной информации.
- Автоматизированное рабочее место (арм): понятие, принципы построения.
- Понятие и типология информационных технологий доу.
- Справочные системы правовой информации.
- Информационные технологии защиты документной информации.
- Прикладные программы автоматизации управления кадрами.
- Применение баз данных в организации документооборота.
- Информационные технологии хранения документов.