logo
info

Общие и частные функции документа. Свойства документной информации.

Функции документа можно разделить на общие и специальные, функции первичного и вторичного порядка, а также на явные и скрытые (латентные).

Общие – это информационная, социальная, коммуникативная, культурная; специальные – управленческая, правовая, функция исторического источника, функция учета.

Документированная информация - это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством РФ случаях ее материальный носитель.

Свойства документной информации можно разделить на внешние и внутренние, а среди внешних свойств выделить три группы в зависимости от объекта взаимодействия: источника информации, её приёмника и объекта или явления, которое она отражает. Однако, наряду с общими свойствами, документированная информация обладает и рядом специфических свойств, отличающих её от всех других видов и разновидностей информации. К их числу следует отнести, прежде всего, фиксированный характер документированной информации, вытекающий уже из самого понятия документа.

Свойствами документированной информации выступают:

• Релевантность - (от англ. "relevant"- уместный, относящийся к делу) способность информации соответствовать запросам, нуждам, требованиям потребителя.

• Ценность - потребительская значимость, которая выражается, как правило, в соответствии информации своему целевому назначению; ценность информации может быть реализована только в рамках определённой информационной системы, в качестве элемента этой системы, связанного с другими её структурными элементами и блоками; ценность документированной информации может быть измерена степенью приближения к цели или же величиной сэкономленных ресурсов; в управлении ценность информации определяется степенью воздействия на результат, на уровень достижения поставленной цели; ценностью может обладать и дезинформация, но лишь для её источника; для потребителя же дезинформация обладает отрицательной ценностью, так как увеличивает исходную неопределённость, уменьшает вероятность достижения цели.

• Полнота - оптимальное соотношение между необходимой и полученной информацией; от полноты информации зависит качество принимаемых на её основе управленческих или иных решений; документированная информация никогда не бывает полной, так как невозможно зафиксировать на материальном носителе даже те события, свидетелями и участниками которых мы являемся; тем более невозможно иметь полную информацию о минувших эпохах; поэтому всегда можно говорить лишь о степени полноты информации; следует различать полноту и избыточность информации; избыточная информация - это повторяющаяся, дублирующая информация; она отнимает время у потребителя, отрицательно сказывается на эффективности управления; излишним является в среднем около трети всего объёма информации, предназначенной для потребления в управленческих подразделениях разного уровня; подсчитано, что в среднем 60% научных и административных документов потребителю не нужно прочитывать целиком; мало того, он попросту не успеет прочитать всё для выполнения его профессиональных обязанностей, если будет читать всё подряд; в русском языке избыточность информации составляет 40 %, во французском - 55 %.

• Полезность информации - ценность информации в определённых конкретных условиях.

• Достоверность информации - отражает степень объективности в процессе фиксации и передачи информации; с увеличением полноты достоверность увеличивается; однако происходит это лишь до тех пор, пока не наступает сверхизбыточность информации, которая уже перестаёт влиять на степень её достоверности; достоверность зависит от источника информации, прежде всего от уровня его компетентности, от субъективизма в процессе сбора, обработки, оформления информации; поскольку документ создаётся человеком, постольку содержащаяся в нём информация всегда субъективна; каждому конкретному документу присуща своя, большая или меньшая, степень субъективности; проблема достоверности информации нередко бывает связана с преднамеренным её искажением - дезинформацией (фальсификацией); она может выражаться в предоставлении заведомо ложных либо неполных сведений, в сознательно искажённой интерпретации каких-либо фактов; таким образом, достоверность относится к числу наиболее значимых свойств документированной информации, поскольку любые её отклонения могут отрицательно сказаться на качестве принимаемых управленческих решений.

• Со временем информация, даже самая полезная, стареет; поэтому важнейшим её свойством является новизна; понятие новизны относительно; одна и та же информация, утратив новизну в оперативной среде, может оказаться новой при реконструкции событий прошлого, т.е. в процессе реализации функции документа как исторического источника.

• Своевременность информации - её способность соответствовать запросам потребителя в нужный момент времени.

• Доступность - возможность получения информации потребителем.

• Защищённость - свойство документированной информации, которое характеризует невозможность несанкционированного доступа и изменения, искажения её со стороны других лиц.

• Эргономичность - оптимальность формы или объёма информации для конкретного потребителя.

• Адекватность (определённость) - соответствие отражённых в документе фактов, событий, показателей самому объекту или явлению, а также задаче конкретного документа; но можно говорить лишь о степени адекватности, поскольку любая информация содержит элемент неопределённости, особенно информация о будущем (планы, прогнозы).

Таким образом, свойства документированной информации - это качества, признаки которые присущи документу вне зависимости от того, осознаются они человеком или нет.