Концепция «электронного правительства»: теория, российская практика, законодательное обеспечение реализации в России.
Одной из наиболее популярных и эффективных концепций в области информатизации государственных органов власти является концепция «электронного правительства». Точнее, под электронным правительством понимают государственные компьютерные системы, предназначенные для взаимодействия с населением страны и структурами, не входящими в правительство.
Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества.
Электронное правительство никак не затрагивает принципов работы государства, а является только важным инструментом повышения производительности труда всех госструктур, тем самым использование информационных технологий — не самоцель, а только средство для повышения эффективности работы государственных учреждений.
Термин «электронное правительство» впервые в официальных документах российского правительства появился в «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года», одобренной Правительством 27 сентября 2004 г. В документах международных организаций (ООН, ОЭСР, ЕС) он широко используется уже в течение последнего десятилетия.
В реализации концепции электронного правительства сегодня уже можно выделить несколько этапов. Обычно называют четыре стадии трансформации традиционного правительства в электронное: присутствие в интернете, интерактивное взаимодействие, проведение транзакций (сделок) в электронной форме и полная трансформация.
Имеются как минимум три точки зрения на электронное правительство в органах государственной власти.
1. Средство совершенствования взаимоотношений с гражданами (эта точка зрения поддерживается подразделениями информационной политики, СМИ и внешних связей).
2. Информационная система (позиция подразделений информатизации).
3. Средство совершенствования управления (эта точка зрения разделяется, как правило, руководством организации).
-
Содержание
- Законодательные регулирование управления документацией в организации.
- Нормативно-методическая база, регулирующая порядок документирования информации и работу с документами.
- Гост р исо 15489-1-2007. Сибид. Управление документацией. Его структура и основные положения.
- Понятия «информация» «документ», «электронный документ», их развитие. Связь информации и документа.
- Общие и частные функции документа. Свойства документной информации.
- Текстовое документирование и этапы его развития.
- Материал для документирования. Его развитие.
- Классификации документов. Виды и методы.
- Требования к конструированию бланков документов. Виды бланков.
- Формуляр документа. Порядок оформления реквизитов организационно-распорядительных документов.
- Понятия “унификация” и “стандартизация” документов. Развитие унификации и стандартизации документов во второй половине хх в.
- Порядок согласования и утверждения документов, варианты и порядок оформления.
- Алгоритм подготовки документа.
- Лингвистические особенности текста служебных документов. Стандартизация лексики, словосочетаний, построения предложений, текста. Дизайн документа.
- Характеристика состава и область применения организационных документов; требования к их составлению и оформлению.
- Характеристика состава и область применения распорядительных документов; требования к их составлению и оформлению.
- Характеристика состава и область применения информационных документов (объяснительных и докладных записок (внешних и внутренних), справок, акта); требования к их составлению и оформлению.
- Требования к составлению и оформлению служебного письма. Разновидности писем, телеграмм, телефонограмм.
- Документирование коллегиальной деятельности. “Сценарий” подготовки и проведения совещания. Документы, создаваемые в процессе подготовки совещания. Требования к составлению и оформлению протокола.
- Задачи и функции службы доу, ее структура, права и обязанности, виды работы.
- Формы организации делопроизводства (документационного обеспечения управления). Структура и функции подразделений по документационному обслуживанию учреждений.
- Регламентация должностных обязанностей работников службы доу. Требования к структуре и составу информации должностной инструкции.
- Инструкция по делопроизводству как основной нормативный документ, регламентирующий организацию делопроизводства: структура, порядок составления и оформления.
- Характеристика основных документопотоков. Правила учета документооборота.
- Технология обработки входящих документов.
- Этапы прохождения и исполнения внутренних документов.
- Порядок подготовки и обработки исходящих документов.
- Организация контроля исполнения документов и поручений.
- Организация текущего хранения дел. Номенклатуры дел: виды, порядок составления, особенности оформления.
- Понятия «документальный фонд» и «архивный фонд». Первичные и сложные комплексы документов, виды сложных комплексов.
- Понятия «ценность документа», «экспертиза ценности». Возникновение, развитие экспертизы. Принципы, критерии экспертизы ценности документа.
- Порядок документирования и организация работы с документами, содержащими конфиденциальную информацию.
- Определение понятий “объект” и “субъект” оргпроектирования. Теоретические основы организации, планирования и проектирования систем управления
- Основные стадии (этапы) оргпроектирования, особенности каждого из этапа.
- Виды норм труда и нормативов. Методы их обоснования и разработки.
- Понятие цели. Процесс установления целей организации. Система целей организации.
- Проектирование организационной структуры. Разделение и кооперация управленческого труда. Методика разработки положений о структурных подразделениях и должностных инструкций.
- Организация рабочих мест персонала управления в системе доу. Диагностика и проектирование условий труда работников в системе доу.
- Основные направления и функции подсистемы управления персоналом. Разработка системы найма и отбора персонала.
- Система обучения и продвижения персонала. Система оплаты и мотивации персонала.
- Кадровая информационно-документационная система.
- Документационное обеспечение приема работника на работу.
- Документационное обеспечение движения персонала.
- Документационное обеспечение увольнения работника.
- Порядок ведения и хранения трудовых книжек.
- Понятие информационного обеспечения управления, его структура.
- Назначение и структура унифицированных систем документации (усд).
- Цели и методы унификации управленческих документов.
- Информационный менеджмент как методология информационного обеспечения управления
- Значение международных стандартов и нормативных документов в области работы с электронными документами и асдоу
- Российская законодательная и нормативная правовая база в области работы с электронными документами и ас доу
- Электронный документооборот: возможности, достоинства, недостатки.
- Формирование электронного архива: правовая основа, процедура, перспективы.
- Анализ рынка ас доу в России: классификации, основные игроки, тенденции развития.
- Предпроектное обследование организации для внедрения ас доу.
- Документационное сопровождение процедуры внедрения ас доу.
- Экономическая эффективность электронного документооборота и метода ее расчета.
- Правовой статус и возможности электронной почты в ас доу.
- Концепция «электронного правительства»: теория, российская практика, законодательное обеспечение реализации в России.
- Типология электронных систем управления документами.
- Обеспечение юридической силы электронных документов. Правовой статус электронного документа.
- Обеспечение сохранности и достоверности документной информации.
- Автоматизированное рабочее место (арм): понятие, принципы построения.
- Понятие и типология информационных технологий доу.
- Справочные системы правовой информации.
- Информационные технологии защиты документной информации.
- Прикладные программы автоматизации управления кадрами.
- Применение баз данных в организации документооборота.
- Информационные технологии хранения документов.