Справочные системы правовой информации.
Компьютерная справочная правовая система (СПС) -- это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации: производить поиск конкретных документов или их фрагментов, формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать и т.д.
В настоящее время все экономически развитые страны имеют СПС, и по некоторым оценкам сейчас в мире насчитывается более сотни подобных систем.
В России разработка компьютерных справочных правовых баз началась в июле 1975 г., когда руководство Советского Союза приняло решение о развитии правовой информатизации. В рамках реализации этого решения в 1976 г. при Министерстве юстиции был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ). Основной задачей Центра стала разработка справочных систем и государственный учет нормативных актов. В то время пользоваться информационной базой НЦПИ могли лишь отдельные министерства, ведомства и государственные научные организации, широкий же доступ к информации был исключен.
Быстрое развитие и распространение СПС в России началось в конце 1980-х -- начале 1990-х гг., когда и появились первые негосударственные СПС: в 1989 г. -- «ЮСИС», в 1991 г. -- «Гарант», в 1992 г. -- «Консультант Плюс».
Основу правовых систем составляют электронные базы и банки правовой информации -- это как бы «мозг и сердце» всей системы. Базы данных информационного обеспечения включают в себя самые разнообразные документы: от координационных планов разработки нормативных актов до актов зарубежного законодательства. В настоящее время в России уже создан ряд компьютерных центров и сетей правовой информации. Вступившие в строй сети охватывают большую часть территории России и предоставляют свои услуги сотням тысяч пользователей. В задачи этих центров входят сбор, аккумулирование, систематизация, хранение и предоставление потребителям различных сведений правового характера. Наиболее известны в России следующие продукты и разработавшие их компании:
* «Консультант Плюс» (компания «Консультант Плюс»);
* «Гарант» (НПП «Гарант-Сервис»);
* «Кодекс» (Центр компьютерных разработок);
* «Референт» (фирма «Референт-Сервис»).
К системам, созданным государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует отнести системы:
* «Эталон» (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);
* «Система» (НТЦ «Система» при ФАПСИ).
Кроме того, на российском рынке представлены следующие системы:
* «ЮСИС» (фирма «Интралекс»);
* «Юридический Мир» (издательство «дело и право»);
* «Ваше право» и «Юрисконсульт» (фирма «Информационные системы и технологии»);
* «1С: Кодекс», «1С: Гарант», «1С: Эталон» (фирма «1С»);
* «Законодательство России» (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие.
Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы и нормативные акты должны быть опубликованы для всеобщего сведения, поэтому ни одна компьютерная правовая база, кроме НТЦ «Система», не является официальным источником опубликования нормативно-правовых актов. Таким образом, справочные правовые системы дают возможность получать и использовать полную, достоверную информацию по правовым проблемам, но имеют статус именно справочных.
- Законодательные регулирование управления документацией в организации.
- Нормативно-методическая база, регулирующая порядок документирования информации и работу с документами.
- Гост р исо 15489-1-2007. Сибид. Управление документацией. Его структура и основные положения.
- Понятия «информация» «документ», «электронный документ», их развитие. Связь информации и документа.
- Общие и частные функции документа. Свойства документной информации.
- Текстовое документирование и этапы его развития.
- Материал для документирования. Его развитие.
- Классификации документов. Виды и методы.
- Требования к конструированию бланков документов. Виды бланков.
- Формуляр документа. Порядок оформления реквизитов организационно-распорядительных документов.
- Понятия “унификация” и “стандартизация” документов. Развитие унификации и стандартизации документов во второй половине хх в.
- Порядок согласования и утверждения документов, варианты и порядок оформления.
- Алгоритм подготовки документа.
- Лингвистические особенности текста служебных документов. Стандартизация лексики, словосочетаний, построения предложений, текста. Дизайн документа.
- Характеристика состава и область применения организационных документов; требования к их составлению и оформлению.
- Характеристика состава и область применения распорядительных документов; требования к их составлению и оформлению.
- Характеристика состава и область применения информационных документов (объяснительных и докладных записок (внешних и внутренних), справок, акта); требования к их составлению и оформлению.
- Требования к составлению и оформлению служебного письма. Разновидности писем, телеграмм, телефонограмм.
- Документирование коллегиальной деятельности. “Сценарий” подготовки и проведения совещания. Документы, создаваемые в процессе подготовки совещания. Требования к составлению и оформлению протокола.
- Задачи и функции службы доу, ее структура, права и обязанности, виды работы.
- Формы организации делопроизводства (документационного обеспечения управления). Структура и функции подразделений по документационному обслуживанию учреждений.
- Регламентация должностных обязанностей работников службы доу. Требования к структуре и составу информации должностной инструкции.
- Инструкция по делопроизводству как основной нормативный документ, регламентирующий организацию делопроизводства: структура, порядок составления и оформления.
- Характеристика основных документопотоков. Правила учета документооборота.
- Технология обработки входящих документов.
- Этапы прохождения и исполнения внутренних документов.
- Порядок подготовки и обработки исходящих документов.
- Организация контроля исполнения документов и поручений.
- Организация текущего хранения дел. Номенклатуры дел: виды, порядок составления, особенности оформления.
- Понятия «документальный фонд» и «архивный фонд». Первичные и сложные комплексы документов, виды сложных комплексов.
- Понятия «ценность документа», «экспертиза ценности». Возникновение, развитие экспертизы. Принципы, критерии экспертизы ценности документа.
- Порядок документирования и организация работы с документами, содержащими конфиденциальную информацию.
- Определение понятий “объект” и “субъект” оргпроектирования. Теоретические основы организации, планирования и проектирования систем управления
- Основные стадии (этапы) оргпроектирования, особенности каждого из этапа.
- Виды норм труда и нормативов. Методы их обоснования и разработки.
- Понятие цели. Процесс установления целей организации. Система целей организации.
- Проектирование организационной структуры. Разделение и кооперация управленческого труда. Методика разработки положений о структурных подразделениях и должностных инструкций.
- Организация рабочих мест персонала управления в системе доу. Диагностика и проектирование условий труда работников в системе доу.
- Основные направления и функции подсистемы управления персоналом. Разработка системы найма и отбора персонала.
- Система обучения и продвижения персонала. Система оплаты и мотивации персонала.
- Кадровая информационно-документационная система.
- Документационное обеспечение приема работника на работу.
- Документационное обеспечение движения персонала.
- Документационное обеспечение увольнения работника.
- Порядок ведения и хранения трудовых книжек.
- Понятие информационного обеспечения управления, его структура.
- Назначение и структура унифицированных систем документации (усд).
- Цели и методы унификации управленческих документов.
- Информационный менеджмент как методология информационного обеспечения управления
- Значение международных стандартов и нормативных документов в области работы с электронными документами и асдоу
- Российская законодательная и нормативная правовая база в области работы с электронными документами и ас доу
- Электронный документооборот: возможности, достоинства, недостатки.
- Формирование электронного архива: правовая основа, процедура, перспективы.
- Анализ рынка ас доу в России: классификации, основные игроки, тенденции развития.
- Предпроектное обследование организации для внедрения ас доу.
- Документационное сопровождение процедуры внедрения ас доу.
- Экономическая эффективность электронного документооборота и метода ее расчета.
- Правовой статус и возможности электронной почты в ас доу.
- Концепция «электронного правительства»: теория, российская практика, законодательное обеспечение реализации в России.
- Типология электронных систем управления документами.
- Обеспечение юридической силы электронных документов. Правовой статус электронного документа.
- Обеспечение сохранности и достоверности документной информации.
- Автоматизированное рабочее место (арм): понятие, принципы построения.
- Понятие и типология информационных технологий доу.
- Справочные системы правовой информации.
- Информационные технологии защиты документной информации.
- Прикладные программы автоматизации управления кадрами.
- Применение баз данных в организации документооборота.
- Информационные технологии хранения документов.