3.3.3. Факторы внутренней среды фирмы и их оценка
Выделяют различные факторы внутренней среды фирмы и системы ее оценки: структура, цели, задачи, технология, персонал, совместные ценности, стиль организации, финансовая система, информационная система, стратегия, навыки персонала, бизнес-процессы, власть, культура организации и некоторые другие.
По определению М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури, основные внутренние переменные фирмы это цели, структура, задачи, технология и люди2. На наш взгляд, эта точка зрения является развитием известного «алмаза» Г. Ливитта, который выделил четыре переменные фирмы: задание или миссия, структура, технология и индивиды. Исследователь подчеркивал значение каждого элемента и существующих между ними взаимосвязей изменение в одном из них обусловливает трансформации в других.
По аналогичному принципу построена и известная модель 7-С компании «МакКинси» (Т. Питерс, Р. Уотермен), которая предполагает выделение таких переменных внутренней среды, как совместные ценности, стратегия, структура, системы, стиль, сотрудники, способности.
Интересным подходом к формированию внутренней среды организации является подход Д. Бодди и Р. Пэйтона, которые сформировали интегральную модель организации, включив такие элементы, как цели, бизнес-процессы, технология, люди, власть, структура, культура организации.
Одним из современных подходов к выделению внутренних переменных, имеющих интегрирующее значение, необходимо признать подход, изложенный в учебнике «Управление организацией» под редакцией А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина3, где отмечено, что внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (производства продукции, услуг). Это структура организации, ее культура и ресурсы.
Нами предлагается рассматривать в качестве синтезирующего подхода использование следующей системы внутренних переменных:
1) ресурсы (объективные финансовая, информационная, технико-технологическая, организационная системы, в том числе структура организации; субъективные способности персонала, стиль управления и др.);
2) процессы (объективные стратегии, задачи, технологии; субъективные формирование властных отношений, коммуникации);
3) результаты (объективные реализуемые миссия, цели; субъективные социальные ценности, культура организации, ее имидж).
Одним из распространенных подходов к анализу внутренней среды фирмы является выделение нескольких ее срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает фирма. Она может анализироваться по следующим направлениям4:
кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т. п.;
организация управления;
производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки;
финансы фирмы;
маркетинг;
организационная культура.
Срезы внутренней среды фирмы
Кадровый срез охватывает такие процессы, как взаимодействие менеджеров и работников; наем, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т. п.
Организационный срез включает: организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.
В производственный срез входят: изготовление продукта; снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка.
Маркетинговый срез охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции: стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.
Финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации: поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности; создание инвестиционных возможностей и т. п.
Внутренняя среда полностью пронизывается организационной культурой, которая также должна подвергаться самому серьезному изучению.
- Раздел 1. Необходимость, сущность и содержание стратегического менеджмента
- Контрольные вопросы
- 1.1.1. Cущность стратегического менеджмента
- 1.1.2. История возникновения стратегического менеджмента
- Этапы развития систем управления
- Бюджетирование
- Долгосрочное планирование
- Стратегическое планирование
- Стратегический менеджмент
- 1.1.3. Необходимость становления стратегического менеджмента в России
- 1.1.4. Взаимосвязь стратегического менеджмента и стратегического маркетинга
- 1.1.5. Вклад маркетинга в стратегический менеджмент
- 1.1.6. Составляющие стратегического маркетинга
- Анализ внешней среды
- 1.2. Особенности стратегического менеджмента
- 1.2.1. Особенности стратегического менеджмента как комплекса стратегических решений
- 1.2.2. Эффективность стратегического менеджмента
- 1.2.3. Недостатки и ограничения стратегического менеджмента
- 1.2.4. Особенности реализации стратегических решений Создание формализованной системы стратегического управления
- Проведение организационных изменений
- Проведение организационных изменений волевым решением
- Незнание сотрудниками стратегии компании
- Разработка нереалистичных планов
- Уникальность стратегии
- Роль консультантов
- 1.2.5. Особенности стратегического управления в некоммерческих организациях
- 1.3. Этапы стратегического менеджмента
- 1.3.1. Укрупненный подход к выделению этапов
- 1.3.2. Различные подходы к выделению этапов стратегического менеджмента
- 1.3.3. Обобщающий подход к определению этапов стратегического управления и их характеристика
- 1.4. Виды стратегического управления
- 1.4.1. Выделение видов стратегического управления
- 1.4.2. Управление путем выбора стратегических позиций
- 1.4.3. Управление путем ранжирования стратегических задач
- 1.4.4. Управление «по слабым сигналам»
- Действия фирмы при слабых сигналах о возникновении проблемы
- 1.4.5. Управление в условиях стратегических неожиданностей
- Раздел 2. Миссия и стратегические цели
- Контрольные вопросы
- 2.1. Значение целевого начала в управлении
- 2.2. Формирование видения и миссии фирмы
- 2.2.1. Видение фирмы
- 2.2.2. Понятие миссии фирмы
- 2.2.3. Значение миссии
- 2.2.4. Составляющие миссии
- 2.2.5. Формулировка миссии
- 2.2.6. Процесс создания миссии
- 2.2.7. Возможные трудности в разработке миссии
- 2.3. Стратегические цели
- 2.3.1. Понятие цели
- 2.3.2. Установление целей
- Основные заинтересованные группы и их ожидания, определяющие постановку целей организации
- 2.3.3. Виды целей
- 2.3.4. Установление долгосрочных стратегических целей
- 2.3.5. Совокупность целей фирмы и их приоритеты
- Значимость целей для американских компаний
- Показатели прибыльности
- Целеобразование в организациях
- 2.3.6. Требования к целям
- 2.4. Определение стратегии
- 2.4.1. Понятие стратегии
- 2.4.2. Алгоритм разработки стратегии
- 2.4.3. Трудности и ошибки в работе над стратегией
- 2.5. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности
- 2.5.1. Понятие стратегических проблем и особенности их выявления
- 2.5.2. Специфические стратегические проблемы отраслей
- Раздел 3. Стратегический анализ внешней и внутренней среды фирмы
- Контрольные вопросы
- 3.1. Анализ среды фирмы как важнейший этап стратегического менеджмента
- 3.2. Анализ внешней среды фирмы
- 3.2.1. Анализ макроокружения
- Характеристика уровня инфляции и анализ его влияния на показатели работы фирмы
- 3.2.2. Отраслевой и конкурентный анализ
- Стратегическая важность ключевых экономических характеристик отрасли
- Составляющие целей и стратегий конкурентов
- Обобщение отраслевого и конкурентного анализа
- 3.2.3. Анализ микроокружения
- Характеристика поставщиков
- Характеристика потребителей (клиентов)
- Характеристика основных конкурентов
- Анализ налоговых отношений
- 3.3. Анализ внутренней среды фирмы
- 3.3.1. Управленческий анализ: понятие и особенности
- 3.3.2. Показатели управленческого анализа
- Базовые показатели оценки эффективности деятельности предприятий
- 3.3.3. Факторы внутренней среды фирмы и их оценка
- 3.3.4. Сильные и слабые стороны фирмы
- Анализ сильных и слабых сторон фирмы5
- 3.3.5. Анализ организационной культуры
- 3.4. Комплексный анализ внешней и внутренней среды. Swot-анализ
- 3.4.1. Цель и этапы ситуационного анализа
- 3.4.2. Оценка применяемой стратегии
- 3.4.3. Методология и методика swot-анализа
- Факторы, учитываемые в swot-анализе
- Составление профиля среды
- Профиль среды организации
- 3.4.4. Стратегический стоимостный анализ
- 3.4.5. Оценка силы конкурентной позиции фирмы
- Признаки силы и слабости в конкурентной позиции фирмы
- Пример взвешенной оценки стратегической силы компании относительно конкурентов
- 3.4.6. Определение стратегических подходов и проблем фирмы
- 3.4.7. Обобщающие выводы по ситуационному анализу
- 3.5. Стратегический управленческий анализ для нко
- Комплексная совокупность научных подходов к управлению нко
- Раздел 4 стратегии фирм, их сущность и классификация
- Контрольные вопросы
- 4.1. Классификация стратегий
- 4.1.1. Ключевые характеристики эффективной стратегии
- 4.1.2. Классификационные признаки стратегий
- 4.2. Базовые стратегии
- 4.3. Стратегии достижения конкурентных преимуществ
- Характеристики стратегий достижения конкурентных преимуществ
- 4.3.1. Стратегия минимизации издержек
- 4.3.2. Стратегия дифференциации
- 4.3.3. Стратегия фокусирования
- 4.3.4. Стратегия инноваций
- 4.3.5. Стратегия оперативного реагирования
- 4.3.6. Стратегия синергизма
- 4.4. Стратегии поведения в конкурентной среде
- 4.4.1. Лидер рынка
- 4.4.2. Фирма, бросающая вызов рыночному окружению
- 4.4.3. Конкурентное поведение последователя
- 4.4.4. Стратегия конкуренции фирм, знающих свое надлежащее место на рынке
- 4.4.5. Стратегия конкурентного поведения фрагментарных фирм
- 4.5. Отраслевые стратегии
- 4.5.1. Стратегии на стадии зарождения отрасли
- 4.5.2. Стратегии на стадии зрелости
- 4.5.3. Стратегии на этапе спада отрасли
- 4.5.4. Роль и значение ключевых факторов успеха различных отраслей
- 4.6. Портфельные стратегии
- 4.6.1. Сущность, особенности и модели анализа портфельных стратегий
- Достоинства, недостатки и последовательность портфельного анализа
- 4.6.2. Матрица Бостонской консультационной группы
- 4.6.3. Модифицированная матрица Бостонской консультационной группы
- 4.6.4. Матрица портфельного анализа McKincey General Electric
- 4.6.5. Матрица фирмы «Arthur d. Little»
- Предлагаемые стратегии консультационной фирмы Arthur d. Little
- 4.6.6. Матрица Игоря Ансоффа
- 4.6.7. Поле возможных стратегий д. Абеля
- 4.6.8. Проект pims
- 4.7. Функциональные стратегии
- 4.7.1. Товарно-маркетинговая стратегия
- 4.7.2. Стратегия управления персоналом
- 4.7.3. Стратегия внешнеэкономической деятельности
- 4.7.4. Стратегия научно-технического развития и технической политики организации
- Раздел 5. Подходы к формированию стратегических альтернатив и стратегический выбор
- Контрольные вопросы
- 5.1. Разнообразие принципиальных позиций
- 5.2. Понятие и типы стратегических альтернатив
- 5.3. Процесс разработки стратегических альтернатив и стратегического выбора
- Сравнительная характеристика уровней стратегических решений
- 5.4. Факторы формирования вариантов портфелей стратегий и их прогнозирование
- 5.4.1. Метод сильных и слабых сигналов
- 5.4.2. Экстраполяционные методы
- 5.4.3. Причинно-следственные методы
- 5.4.4. Субъективные методы
- 5.6. Организационные аспекты процесса разработки стратегических альтернатив
- 5.7. Подходы к формированию стратегических альтернатив
- 5.7.1. Конкурентный стратегический подход
- 5.7.2. Стратегический подход на основе разработки сценариев
- 5.7.3. Стратегический подход на основе моделирования
- 5.7.4. Стратегический подход на основе мозгового штурма
- 5.7.5. Стратегический подход «Рост рынка конкурентная позиция фирмы»
- 5.7.6. Стратегический подход на основе результатов swot-анализа
- 5.7.7. Портфельный стратегический подход
- Факторы привлекательности Интернет-рынка для фирмы и готовности одной из бизнес-единиц к интеграции фирмы
- Матрица оценки привлекательности Интернет-рынка для фирмы
- Матрица оценки готовности одной из бизнес-единиц к интеграции
- 5.7.8. Амбициозный стратегический подход
- Ключевые компетенции известных зарубежных компаний
- 5.8. Анализ эффективности вероятных портфелей стратегий
- 5.8.1. Метод стратегических соответствий
- 5.8.2. Функционально-стоимостный анализ
- Анализ эффективности альтернативных гипотетических стратегий на основе функционально-стоимостного анализа
- 5.8.3. Технико-экономические расчеты
- Расчет экономической эффективности методом интегрального экономического эффекта
- Расчет экономической эффективности методом приведенных затрат
- Раздел 6. Стратегическое планирование
- Контрольные вопросы
- 6.1. Сущность стратегического планирования и его варианты
- 6.1.1. Место стратегического планирования в управлении
- 6.1.2. Понятие стратегического планирования
- Этапы развития систем управления
- 6.2. Типология стратегического планирования
- 6.2.1. Характеристика форм стратегического планирования по степени неопределенности
- 6.2.2. Характеристика форм стратегического планирования в зависимости от временной ориентации
- 6.2.3. Характеристика форм стратегического планирования по горизонту планирования
- 6.3. Особенности стратегического планирования и его отличительные черты
- 6.4. Процесс стратегического планирования и его этапы
- 6.5. Стратегический план и его структура
- 6.5.1. Оценка видов структур стратегического плана (отечественный опыт)
- Структура стратегического плана
- Раздел 2 содержит укрупненную номенклатуру и объем продаж продукции, доступность сегмента рынка для организации и прибыльность.
- Раздел 5 ресурсы, необходимые для поддержки стратегии, поэтому необходимо оценить производственные, трудовые, финансовые ресурсы.
- Раздел 6 посвящен возможностям приобретения и продажи организации, ее структурных подразделений, способам реструктуризации и т. Д.
- Раздел 8 подробное технико-экономическое обоснование предлагаемых инноваций осуществляется в инвестиционном плане и отдельных бизнес-планах.
- 6.5.2. Зарубежная практика стратегического планирования
- 6.5.3. Российская практика стратегического планирования
- 6.5.4. Формирования рациональной структуры стратегического плана
- 6.5.5. Показатели стратегического плана
- Основные показатели стратегического плана предприятия
- Раздел 7. Бизнес-план как элемент стратегического планирования
- Контрольные вопросы
- 7.1.1. Особенности бизнес-плана
- 7.1.2. Понятие бизнес-плана
- 7.1.3. Схема процесса бизнес-планирования
- 7.2. Структура бизнес-плана
- 7.2.1. Состав, факторы и классификация бизнес-планов
- 7.2.2. Структура бизнес-плана инвестиционного проекта
- 7.2.3. Структура бизнес-плана финансового оздоровления предприятия
- 7.3. Содержание бизнес-плана
- 7.3.1. Титульный лист
- 7.3.2. Резюме
- 7.3.3. Описание предприятия и отрасли
- Оценка конкурентоспособности продукции
- 7.3.5. План маркетинга
- План потребности в персонале и заработной плате
- Сводный план по труду и заработной плате
- 7.3.8. Инвестиционный план
- Определение потребности в оборудовании по годам
- Стоимость оборудования
- Инвестиционные издержки
- 7.3.10. Оценка риска
- Риски подготовительной и строительной стадий инвестиционного проекта
- Риски эксплуатационной стадии инвестиционного проекта
- 7.3.11. Оценка эффективности инвестиционного проекта
- Раздел 8. Реализация стратегии и контроль
- Контрольные вопросы
- 8.1. Процесс реализации стратегии
- 8.1.1. Составляющие процесса реализации стратегии
- 8.1.2. Отличия реализации стратегии от реализации долгосрочного плана
- 8.1.3. Функции управления и факторы реализации стратегии
- 8.1.4. Необходимые условия реализации стратегии
- 8.2. Стратегические изменения в организации
- 8.2.1. Особенности управления стратегическими изменениями
- 8.2.2. Изменения в системе управления
- 8.2.3. Изменения в организационной структуре
- 8.2.4. Модификации организационных структур управления
- 8.2.5. Изменения в организационной культуре и стиле управления
- Подходы к управлению процессом реализации стратегических изменений
- 8.3. Выполнение основных функций управления реализацией стратегии
- 8.3.1. Планирование реализации стратегии
- 8.3.2. Организация стратегического управления
- 8.3.3. Мотивация персонала организации на осуществление стратегии
- 8.3.4. Стратегический контроль
- Типы контрольных систем и их содержание
- Типы структур управления и контроля для основных функций деятельности организации
- Использование систем контроля при различных стратегиях
- Стадии жизненного цикла сзх и типы контроля
- Корпоративная стратегия и типы контроля
- 8.3.5. Стратегический контроллинг
- Характеристики стратегического и тактического контроллинга
- 8.3.6. Оценка реализации и корректировка стратегии