1.2.2. Эффективность стратегического менеджмента
Стратегический менеджмент подвергается постоянной критике. Основные критические аргументы сводятся к тому, что внешняя среда меняется слишком быстро и предприятие зачастую не имеет необходимой информации для адекватного прогнозирования и принятия стратегических решений. Кроме того, высказываются опасения, что менеджеры не всегда могут комплексно оценить возникающие ситуации, а навязывание формальных методов планирования может погубить творческие идеи, причем наличие стратегического плана не является гарантией успеха предприятия на рынке. Отвечая на критические замечания в адрес формальных методов стратегического планирования, Жан-Жак Ламбен пишет: «В идеале аналитик должен располагать всеми данными, относящимися к отрасли, тенденциям рынка, намерениям конкурентов, долям рынка, рождающимся технологическим новшествам и т. д. Очевидно, что, несмотря на значительный прогресс в сфере экономической информации, реальность часто далека от этого идеала. Тем не менее углубленное рассмотрение конкретных ситуаций часто обнаруживает, что главные проблемы связаны скорее с избытком данных и с поверхностным анализом имеющейся информации»1.
На практике менеджеры многих предприятий действуют довольно успешно на основании интуитивной стратегии, которая заменяет им формальное планирование. Однако обширное исследование Б. Хендерсона из Бостонской консультационной группы свидетельствует, что интуитивная стратегия не может быть успешной, когда увеличиваются размеры корпорации, разрастается аппарат управления и существенно изменяется внешняя среда.
Возрастание коммерческих рисков вынуждает менеджеров обращаться к стратегическому управлению как средству сохранения конкурентоспособности предприятия в динамичной внешней среде.
В целом можно сказать, что эффективность системы стратегического менеджмента определяется тем, что она:
обеспечивает комплексный, системный взгляд на предприятие и его внешнее окружение;
облегчает принятие стратегических решений на основе использования специальных понятий, методов и подходов к сбору и обработке информации;
обеспечивает координацию и коммуникации;
помогает справиться с изменениями и провести изменения;
дает возможность предвидеть тенденции развития бизнеса;
помогает делать стратегический выбор и реализовывать стратегию.
Обзоры показывают, что большинство предприятий имеют тенденцию придерживаться определенной стратегической ориентации в течение 1520 лет, прежде чем предпринять существенные изменения в направлении развития. Обычно необходим некоторый шок, для того чтобы у менеджмента появилась серьезная мотивация для пересмотра позиций предприятия. Стимулировать стратегические изменения могут, например, следующие события:
смена руководства предприятия;
вмешательство внешних организаций. В российских условиях чаще всего такой организацией является не банк, как это бывает за рубежом, а налоговая инспекция и управление по делам о несостоятельности и банкротству, которые вынуждают предприятие разрабатывать антикризисную программу;
угроза смены владельца или поглощения предприятия;
осознание менеджерами необходимости «прорыва» в процессе функционирования предприятия, в случае если это предприятие не выходит на ожидаемые результаты (допустим, уменьшаются объем продаж и доходы).
Где допущена ошибка? Почему? Такие вопросы стимулируют высших менеджеров пересмотреть текущую позицию предприятия и инициировать стратегические изменения. Вообще понимание роли высших менеджеров особенно важно при изучении стратегического управления. Т. Питерс и Р. Уотермен в своей книге «В поисках эффективного управления» отмечают, что практически с любой выдающейся компанией ассоциируется сильный лидер, роль которого в становлении компании огромна. Такой лидер должен обладать ясным пониманием миссии компании, внушать уважение, быть наделенным магнетизмом, чтобы заражать своей энергией всех сотрудников.
В целом исследования показывают, что стратегическое планирование может улучшить конкурентную позицию предприятия, а также обеспечить долговременную прибыль. Для того чтобы быть эффективным, стратегическое планирование не обязательно должно быть формализованным процессом. Например, мелкие компании могут осуществлять планирование неформально и нерегулярно.
- Раздел 1. Необходимость, сущность и содержание стратегического менеджмента
- Контрольные вопросы
- 1.1.1. Cущность стратегического менеджмента
- 1.1.2. История возникновения стратегического менеджмента
- Этапы развития систем управления
- Бюджетирование
- Долгосрочное планирование
- Стратегическое планирование
- Стратегический менеджмент
- 1.1.3. Необходимость становления стратегического менеджмента в России
- 1.1.4. Взаимосвязь стратегического менеджмента и стратегического маркетинга
- 1.1.5. Вклад маркетинга в стратегический менеджмент
- 1.1.6. Составляющие стратегического маркетинга
- Анализ внешней среды
- 1.2. Особенности стратегического менеджмента
- 1.2.1. Особенности стратегического менеджмента как комплекса стратегических решений
- 1.2.2. Эффективность стратегического менеджмента
- 1.2.3. Недостатки и ограничения стратегического менеджмента
- 1.2.4. Особенности реализации стратегических решений Создание формализованной системы стратегического управления
- Проведение организационных изменений
- Проведение организационных изменений волевым решением
- Незнание сотрудниками стратегии компании
- Разработка нереалистичных планов
- Уникальность стратегии
- Роль консультантов
- 1.2.5. Особенности стратегического управления в некоммерческих организациях
- 1.3. Этапы стратегического менеджмента
- 1.3.1. Укрупненный подход к выделению этапов
- 1.3.2. Различные подходы к выделению этапов стратегического менеджмента
- 1.3.3. Обобщающий подход к определению этапов стратегического управления и их характеристика
- 1.4. Виды стратегического управления
- 1.4.1. Выделение видов стратегического управления
- 1.4.2. Управление путем выбора стратегических позиций
- 1.4.3. Управление путем ранжирования стратегических задач
- 1.4.4. Управление «по слабым сигналам»
- Действия фирмы при слабых сигналах о возникновении проблемы
- 1.4.5. Управление в условиях стратегических неожиданностей
- Раздел 2. Миссия и стратегические цели
- Контрольные вопросы
- 2.1. Значение целевого начала в управлении
- 2.2. Формирование видения и миссии фирмы
- 2.2.1. Видение фирмы
- 2.2.2. Понятие миссии фирмы
- 2.2.3. Значение миссии
- 2.2.4. Составляющие миссии
- 2.2.5. Формулировка миссии
- 2.2.6. Процесс создания миссии
- 2.2.7. Возможные трудности в разработке миссии
- 2.3. Стратегические цели
- 2.3.1. Понятие цели
- 2.3.2. Установление целей
- Основные заинтересованные группы и их ожидания, определяющие постановку целей организации
- 2.3.3. Виды целей
- 2.3.4. Установление долгосрочных стратегических целей
- 2.3.5. Совокупность целей фирмы и их приоритеты
- Значимость целей для американских компаний
- Показатели прибыльности
- Целеобразование в организациях
- 2.3.6. Требования к целям
- 2.4. Определение стратегии
- 2.4.1. Понятие стратегии
- 2.4.2. Алгоритм разработки стратегии
- 2.4.3. Трудности и ошибки в работе над стратегией
- 2.5. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности
- 2.5.1. Понятие стратегических проблем и особенности их выявления
- 2.5.2. Специфические стратегические проблемы отраслей
- Раздел 3. Стратегический анализ внешней и внутренней среды фирмы
- Контрольные вопросы
- 3.1. Анализ среды фирмы как важнейший этап стратегического менеджмента
- 3.2. Анализ внешней среды фирмы
- 3.2.1. Анализ макроокружения
- Характеристика уровня инфляции и анализ его влияния на показатели работы фирмы
- 3.2.2. Отраслевой и конкурентный анализ
- Стратегическая важность ключевых экономических характеристик отрасли
- Составляющие целей и стратегий конкурентов
- Обобщение отраслевого и конкурентного анализа
- 3.2.3. Анализ микроокружения
- Характеристика поставщиков
- Характеристика потребителей (клиентов)
- Характеристика основных конкурентов
- Анализ налоговых отношений
- 3.3. Анализ внутренней среды фирмы
- 3.3.1. Управленческий анализ: понятие и особенности
- 3.3.2. Показатели управленческого анализа
- Базовые показатели оценки эффективности деятельности предприятий
- 3.3.3. Факторы внутренней среды фирмы и их оценка
- 3.3.4. Сильные и слабые стороны фирмы
- Анализ сильных и слабых сторон фирмы5
- 3.3.5. Анализ организационной культуры
- 3.4. Комплексный анализ внешней и внутренней среды. Swot-анализ
- 3.4.1. Цель и этапы ситуационного анализа
- 3.4.2. Оценка применяемой стратегии
- 3.4.3. Методология и методика swot-анализа
- Факторы, учитываемые в swot-анализе
- Составление профиля среды
- Профиль среды организации
- 3.4.4. Стратегический стоимостный анализ
- 3.4.5. Оценка силы конкурентной позиции фирмы
- Признаки силы и слабости в конкурентной позиции фирмы
- Пример взвешенной оценки стратегической силы компании относительно конкурентов
- 3.4.6. Определение стратегических подходов и проблем фирмы
- 3.4.7. Обобщающие выводы по ситуационному анализу
- 3.5. Стратегический управленческий анализ для нко
- Комплексная совокупность научных подходов к управлению нко
- Раздел 4 стратегии фирм, их сущность и классификация
- Контрольные вопросы
- 4.1. Классификация стратегий
- 4.1.1. Ключевые характеристики эффективной стратегии
- 4.1.2. Классификационные признаки стратегий
- 4.2. Базовые стратегии
- 4.3. Стратегии достижения конкурентных преимуществ
- Характеристики стратегий достижения конкурентных преимуществ
- 4.3.1. Стратегия минимизации издержек
- 4.3.2. Стратегия дифференциации
- 4.3.3. Стратегия фокусирования
- 4.3.4. Стратегия инноваций
- 4.3.5. Стратегия оперативного реагирования
- 4.3.6. Стратегия синергизма
- 4.4. Стратегии поведения в конкурентной среде
- 4.4.1. Лидер рынка
- 4.4.2. Фирма, бросающая вызов рыночному окружению
- 4.4.3. Конкурентное поведение последователя
- 4.4.4. Стратегия конкуренции фирм, знающих свое надлежащее место на рынке
- 4.4.5. Стратегия конкурентного поведения фрагментарных фирм
- 4.5. Отраслевые стратегии
- 4.5.1. Стратегии на стадии зарождения отрасли
- 4.5.2. Стратегии на стадии зрелости
- 4.5.3. Стратегии на этапе спада отрасли
- 4.5.4. Роль и значение ключевых факторов успеха различных отраслей
- 4.6. Портфельные стратегии
- 4.6.1. Сущность, особенности и модели анализа портфельных стратегий
- Достоинства, недостатки и последовательность портфельного анализа
- 4.6.2. Матрица Бостонской консультационной группы
- 4.6.3. Модифицированная матрица Бостонской консультационной группы
- 4.6.4. Матрица портфельного анализа McKincey General Electric
- 4.6.5. Матрица фирмы «Arthur d. Little»
- Предлагаемые стратегии консультационной фирмы Arthur d. Little
- 4.6.6. Матрица Игоря Ансоффа
- 4.6.7. Поле возможных стратегий д. Абеля
- 4.6.8. Проект pims
- 4.7. Функциональные стратегии
- 4.7.1. Товарно-маркетинговая стратегия
- 4.7.2. Стратегия управления персоналом
- 4.7.3. Стратегия внешнеэкономической деятельности
- 4.7.4. Стратегия научно-технического развития и технической политики организации
- Раздел 5. Подходы к формированию стратегических альтернатив и стратегический выбор
- Контрольные вопросы
- 5.1. Разнообразие принципиальных позиций
- 5.2. Понятие и типы стратегических альтернатив
- 5.3. Процесс разработки стратегических альтернатив и стратегического выбора
- Сравнительная характеристика уровней стратегических решений
- 5.4. Факторы формирования вариантов портфелей стратегий и их прогнозирование
- 5.4.1. Метод сильных и слабых сигналов
- 5.4.2. Экстраполяционные методы
- 5.4.3. Причинно-следственные методы
- 5.4.4. Субъективные методы
- 5.6. Организационные аспекты процесса разработки стратегических альтернатив
- 5.7. Подходы к формированию стратегических альтернатив
- 5.7.1. Конкурентный стратегический подход
- 5.7.2. Стратегический подход на основе разработки сценариев
- 5.7.3. Стратегический подход на основе моделирования
- 5.7.4. Стратегический подход на основе мозгового штурма
- 5.7.5. Стратегический подход «Рост рынка конкурентная позиция фирмы»
- 5.7.6. Стратегический подход на основе результатов swot-анализа
- 5.7.7. Портфельный стратегический подход
- Факторы привлекательности Интернет-рынка для фирмы и готовности одной из бизнес-единиц к интеграции фирмы
- Матрица оценки привлекательности Интернет-рынка для фирмы
- Матрица оценки готовности одной из бизнес-единиц к интеграции
- 5.7.8. Амбициозный стратегический подход
- Ключевые компетенции известных зарубежных компаний
- 5.8. Анализ эффективности вероятных портфелей стратегий
- 5.8.1. Метод стратегических соответствий
- 5.8.2. Функционально-стоимостный анализ
- Анализ эффективности альтернативных гипотетических стратегий на основе функционально-стоимостного анализа
- 5.8.3. Технико-экономические расчеты
- Расчет экономической эффективности методом интегрального экономического эффекта
- Расчет экономической эффективности методом приведенных затрат
- Раздел 6. Стратегическое планирование
- Контрольные вопросы
- 6.1. Сущность стратегического планирования и его варианты
- 6.1.1. Место стратегического планирования в управлении
- 6.1.2. Понятие стратегического планирования
- Этапы развития систем управления
- 6.2. Типология стратегического планирования
- 6.2.1. Характеристика форм стратегического планирования по степени неопределенности
- 6.2.2. Характеристика форм стратегического планирования в зависимости от временной ориентации
- 6.2.3. Характеристика форм стратегического планирования по горизонту планирования
- 6.3. Особенности стратегического планирования и его отличительные черты
- 6.4. Процесс стратегического планирования и его этапы
- 6.5. Стратегический план и его структура
- 6.5.1. Оценка видов структур стратегического плана (отечественный опыт)
- Структура стратегического плана
- Раздел 2 содержит укрупненную номенклатуру и объем продаж продукции, доступность сегмента рынка для организации и прибыльность.
- Раздел 5 ресурсы, необходимые для поддержки стратегии, поэтому необходимо оценить производственные, трудовые, финансовые ресурсы.
- Раздел 6 посвящен возможностям приобретения и продажи организации, ее структурных подразделений, способам реструктуризации и т. Д.
- Раздел 8 подробное технико-экономическое обоснование предлагаемых инноваций осуществляется в инвестиционном плане и отдельных бизнес-планах.
- 6.5.2. Зарубежная практика стратегического планирования
- 6.5.3. Российская практика стратегического планирования
- 6.5.4. Формирования рациональной структуры стратегического плана
- 6.5.5. Показатели стратегического плана
- Основные показатели стратегического плана предприятия
- Раздел 7. Бизнес-план как элемент стратегического планирования
- Контрольные вопросы
- 7.1.1. Особенности бизнес-плана
- 7.1.2. Понятие бизнес-плана
- 7.1.3. Схема процесса бизнес-планирования
- 7.2. Структура бизнес-плана
- 7.2.1. Состав, факторы и классификация бизнес-планов
- 7.2.2. Структура бизнес-плана инвестиционного проекта
- 7.2.3. Структура бизнес-плана финансового оздоровления предприятия
- 7.3. Содержание бизнес-плана
- 7.3.1. Титульный лист
- 7.3.2. Резюме
- 7.3.3. Описание предприятия и отрасли
- Оценка конкурентоспособности продукции
- 7.3.5. План маркетинга
- План потребности в персонале и заработной плате
- Сводный план по труду и заработной плате
- 7.3.8. Инвестиционный план
- Определение потребности в оборудовании по годам
- Стоимость оборудования
- Инвестиционные издержки
- 7.3.10. Оценка риска
- Риски подготовительной и строительной стадий инвестиционного проекта
- Риски эксплуатационной стадии инвестиционного проекта
- 7.3.11. Оценка эффективности инвестиционного проекта
- Раздел 8. Реализация стратегии и контроль
- Контрольные вопросы
- 8.1. Процесс реализации стратегии
- 8.1.1. Составляющие процесса реализации стратегии
- 8.1.2. Отличия реализации стратегии от реализации долгосрочного плана
- 8.1.3. Функции управления и факторы реализации стратегии
- 8.1.4. Необходимые условия реализации стратегии
- 8.2. Стратегические изменения в организации
- 8.2.1. Особенности управления стратегическими изменениями
- 8.2.2. Изменения в системе управления
- 8.2.3. Изменения в организационной структуре
- 8.2.4. Модификации организационных структур управления
- 8.2.5. Изменения в организационной культуре и стиле управления
- Подходы к управлению процессом реализации стратегических изменений
- 8.3. Выполнение основных функций управления реализацией стратегии
- 8.3.1. Планирование реализации стратегии
- 8.3.2. Организация стратегического управления
- 8.3.3. Мотивация персонала организации на осуществление стратегии
- 8.3.4. Стратегический контроль
- Типы контрольных систем и их содержание
- Типы структур управления и контроля для основных функций деятельности организации
- Использование систем контроля при различных стратегиях
- Стадии жизненного цикла сзх и типы контроля
- Корпоративная стратегия и типы контроля
- 8.3.5. Стратегический контроллинг
- Характеристики стратегического и тактического контроллинга
- 8.3.6. Оценка реализации и корректировка стратегии