logo
Учебник - шпора

2.5.2. Специфические стратегические проблемы отраслей

Помимо необходимости решения указанных выше общих стратегических проблем, свойственных большей части организаций, в конкретной отрасли промышленности могут требовать разрешения и специфические стратегические проблемы данной отрасли. Наличие или отсутствие специфических стратегических проблем организаций конкретной отрасли предопределяются структурой экономики, уровнем экономического развития страны, мировыми экономическими тенденциями, характером современной постиндустриальной эпохи (характеризующейся ростом благосостояния населения, актуализацией экологических проблем, изменением экономики, интенсификацией конкуренции, ростом темпов НТП, глобализацией бизнеса, усилением интеграционных процессов, повышением роли информации, высокотехнологичных, наукоемких, малоотходных производств и т. д.).

Дальнейшее изменение современной экономики как многоуровневой системы в первую очередь означает изменение соответствующих пропорций: общеэкономических, межотраслевых, внутриотраслевых, внутрипроизводственных. К общеэкономическим пропорциям относятся пропорции между производством средств производства и производством потребления, между производством и потреблением, потреблением и накоплением. Межотраслевые пропорции включают в себя соотношения между сферами материального производства, производственной инфраструктурой и социальной инфраструктурой, между индустриальным и сельскохозяйственным производством, промышленностью и строительством и т. д. Внутриотраслевые пропорции  это пропорции внутри промышленности между добывающими и обрабатывающими отраслями; внутри сельского хозяйства между растениеводством и животноводством; внутри строительства между производственным и непроизводственным строительством. К внутриотраслевым можно отнести также пропорции между отдельными группами производств внутри крупных народнохозяйственных комплексов, например, пропорции между металлургией и машиностроением, между прядильным и ткацким производствами.

Внутриотраслевые и внутрипроизводственные пропорции весьма многочисленны. В развивающейся российской экономике такие пропорции подвижны, их устойчивость относительна. Совокупность пропорций образует структуру экономики. От совершенства структуры национального хозяйства зависит уровень эффективности общественного производства, степень использования производственных ресурсов, уровень удовлетворения потребностей людей в материальных благах и услугах. Наибольшее значение имеют воспроизводственная, социальная, отраслевая и территориальная структуры экономики. Воспроизводственная структура характеризует деление ее на производственную и непроизводственную сферы, а также отражает соотношение между производством средств производства и производством предметов потребления. Социальная структура характеризует деление экономики на государственный и частный сектор. Отраслевая структура отображает деление экономики на крупные межотраслевые комплексы и отрасли внутри них. Территориальная структура характеризует ее деление на экономические зоны, районы, территориальные комплексы и узлы, а также административно-территориальные единицы: республики, края, области, районы.

Структура любой экономики периодически меняется под действием научно-технического прогресса и изменений в потребностях общества. От одних относительно устойчивых систем пропорций она переходит к другим. Развитие структуры экономики происходит циклически. Циклическая форма развития обеспечивает быстроту и эффективность каждой очередной структурной перестройки, так как высвобождающиеся в период спада ресурсы из действующего производства частично или полностью используются во время оживления и подъема для внедрения новой техники и технологии, расширения новых, прогрессивных производств.

На цикличность изменения структуры экономики указывали российские экономисты Н. Кондратьев, П. Милюков, М. Туган-Барановский. Основополагающие закономерности циклического обновления структуры экономики были сформулированы в конце 30-х годов XX века Шумпетером2. Согласно его теории структурные сдвиги в национальном хозяйстве обусловлены переходом на новые технологии. Технологический прогресс в экономику вносят нововведения, образующие кластеры. Появление кластера нововведений в начале цикла приводит к зарождению новых отраслей. В середине цикла эти новые отрасли расширяются, происходит распространение технологических преобразований на традиционные отрасли. К концу цикла прежние технологии полностью заменяются новыми, и процесс преобразования структуры на основе данного кластера завершается. Долговременные циклы полного обновления структуры экономики включают в себя циклы меньшей временной продолжительности. В течение одного короткого цикла обычно формируются не существовавшие прежде отрасли и происходит обновление большинства прежних микроотраслей. Затем на протяжении двух-трех коротких циклов полностью обновляются макроотрасли.

Отличительными чертами современной структуры экономики России являются высокая доля промышленности в общественном производстве, большой удельный вес сельского хозяйства в потребляемых материальных ресурсах и численности занятых, превалирование добывающих отраслей в объеме экспорта, низкий удельный вес производств высокой технологии, наличие существенных межотраслевых, внутриотраслевых и территориальных диспропорций.

Структурные проблемы российской экономики формировались на протяжении нескольких десятилетий. Осуществление в ходе экономических реформ в России институциональных преобразований привело к необходимости приспособления структуры национального хозяйства к структуре спроса. Потребность в структурных сдвигах обострилась также в связи с ростом влияния конъюнктуры мирового рынка на внутреннее производство.

В долгосрочной перспективе структура экономики России неизбежно будет изменяться в соответствии с общемировыми тенденциями. Произойдет сокращение доли первичных секторов материального производства, повысится роль отраслей, работающих на конечный спрос, наукоемких производств, отраслей сферы производственной инфраструктуры  оптовой и розничной торговли, связи, финансово-кредитной, страховой и налоговой деятельности. Приближение к структуре экономики развитых стран неизбежно будет длительным и многоэтапным. Основные структурные изменения в российской экономике в основном затронут внутриотраслевые пропорции и в меньшей степени коснутся межотраслевых  это также необходимо учитывать при формировании стратегических целевых ориентиров. Например, как указывает Э. А. Уткин, возможны следующие наиболее существенные сдвиги внутри отдельных отраслей экономики и отраслевых комплексов3:

 в топливно-энергетическом комплексе произойдет стабилизация добычи нефти при углублении ее переработки и комплексном использовании. Увеличится добыча газа и его доля в общем объеме топлива. Возрастет открытая добыча угля в восточных районах при одновременном сокращении шахтной добычи в результате закрытия нерентабельных предприятий. Увеличится комбинированная выработка электроэнергии и тепла, использование нетрадиционных источников энергии в труднодоступных местах;

 в черной металлургии будет происходить замена мартеновского способа конвертерным и электросталеплавильным, увеличатся объемы непрерывной разливки стали, внепечной обработки, проката, совмещенного с разливкой, расширится сортамент и повысится качество труб;

 в цветной металлургии основное внимание будет уделяться укреплению рудной базы и концентрации производства на основе применения энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования;

 в строительной индустрии увеличится производство конструкций для малоэтажного строительства, мелкоштучных изделий из местного сырья, эффективных стеновых материалов;

 в химической промышленности возрастет выпуск конструкционных пластмасс и изделий из них, полиэфирных волокон, основы магнитных лент, сырья для изготовления бутылок и пленки;

 в деревообрабатывающей промышленности опережающими темпами будет увеличиваться производство древесно-стружечных и древесноволокнистых плит с защитной обработкой;

 в машиностроении и металлообработке расширится производство современного технологического оборудования, автоматизированных и высокоточных станков, инструмента, автомобилей и автобусов, вагонов для поездов и метро, строительно-дорожных машин для малоэтажного строительства, оборудования для торговли и легкой промышленности, агропромышленного комплекса, медицинских учреждений;

 в аграрном секторе ускоренное развитие получат торгово-закупочные и торговые предприятия, индустрия сортировки, переработки, упаковки и хранения сельскохозяйственной продукции, селекционная работа;

 на транспорте, в средствах связи и информатике главное внимание будет уделено развитию и улучшению освоения дорожной сети, реконструкции электросвязи на обнове цифровых систем, развитию спутниковой связи и вещания, расширению новых видов услуг, микроэлектронике, внедрению в различных сферах народного хозяйства современных информационных технологий.

Следует также помнить, что указанные структурные изменения будут формироваться под влиянием многих факторов, прежде всего в результате соответствующей политики государства, главным принципом которой является выработка и обоснование системы взаимоувязанных приоритетов, которые определяют направления структурных сдвигов исходя из общемировых тенденций, выгод от участия страны в общемировом разделении труда, специфики деформаций и диспропорций в существующей структуре национальной экономики. Ведущую роль при выработке приоритетов играет установление критериев для отнесения сфер, отраслей и производств экономики к числу приоритетных.

Главными задачами государственной структурно-инвестиционной политики на современном этапе являются последовательное свертывание устаревших производств, преодоление структурных деформаций и приведение структуры производства в соответствие с платежеспособным спросом, обеспечение наиболее полного использования производственных ресурсов и научно-технического потенциала, поддержание экологической и экономической безопасности страны, содействие развитию эффективных, конкурентоспособных производств, рыночной инфраструктуры, сферы услуг и интеллектуальной деятельности.

Содействие развитию производства в точках и секторах роста государство может осуществлять в виде разнообразных форм поддержки  выделения бюджетных средств для финансирования проектов и программ, предоставления целевых льгот по налогам и таможенным тарифам, выдачи налоговых кредитов и государственных гарантий и т. д.

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущей главе

1 Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. СПб.: Наука, 1991.

2 Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э. А. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС», 1998.

3 Там же.

Выводы

1. Видение (VISION)  это качественное изображение желаемого состояния на более-менее длительную перспективу. Иногда даже дата ставится условная или отсутствует совсем. Это образ желаемого будущего. Видение  не есть ни проект, ни программа, хронологическое время заменяется временем социальным, где единица времени не год, месяц, день, а расстояние между двумя событиями.

2. Ошибки в работе над ви2дением: чисто количественный подход; прямое заимствование из литературы, рекламных щитов или буклетов других компаний  стандартные ви2дения; нереальные, идеализированные образы своего будущего; излишняя точность, которая не возможна для ви2дения будущего.

3. Правильно определять миссию как предназначение организации, определение ее роли в обществе, экономике, это утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

4. Миссия состоит из следующих основных элементов:

а) определение области конкуренции;

б) стратегическое намерение или видение;

в) компетентность персонала и конкурентные преимущества;

г) основные заинтересованные группы.

Кроме того, в расширенную формулировку миссии могут войти: перечень основных видов деятельности; основные конкурентные преимущества, которые планируется достичь; а также (для внутреннего пользования); основные конкурентные недостатки, которые планируется устранить в первую очередь.

5. Миссия может быть сформулирована как одной фразой, так и в виде многостраничного программного заявления руководства компании, в котором отражаются все аспекты согласования интересов различных групп и основные характеристики компании. В широком смысле слова миссия  философия и предназначение организации, смысл ее существования, формулируется и закрепляется в различных управленческих документах и доводится до заинтересованных лиц посредством специальных PR-акций и в процессе обычных коммуникаций. Различные варианты (сокращенный и расширенный) могут использоваться для различных целей  как представительский документ для включения в годовой отчет компании перед акционерами, как внутрифирменный основополагающий документ и т. п.

6. Цели организации  конкретные конечные состояния системы или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе1. Цели организации определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить в результате своей деятельности. Сложные, но достижимые цели помогают организации защититься от успокоенности, колебаний, внутрифирменного беспорядка, быть постоянно конкурентоспособной.

7. Процесс установления целей предполагает прохождение четырех фаз: 1) выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются во внешней среде фирмы; 2) установление целей для организации в целом; 3) построение иерархии целей; 4) установление индивидуальных целей. Для того чтобы иерархия целей внутри организации стала реальным инструментом выполнения целей и задач, она должна быть доведена до каждого работника. В этом случае достигается одно из самых важных условий успешной деятельности организации: все работники включаются в процесс совместного достижения конечных целей организации.

8. Для определения того, правильно ли сформулированы стратегические цели, можно использовать простое правило  SMART-принцип, согласно которому цели должны быть конкретными (specific), измеримыми (measurable), согласованными (agreeable, accordant), достижимыми (realistic), определенными во времени (timebounded).

Цели должны быть согласованы с миссией компании, между собой, с теми, кому предстоит их выполнять.

9. Стратегия фирмы  это общее направление, способ управления, набор правил и принципов, руководствуясь которыми обеспечивают достижение устойчивых конкурентных позиций и других главных целей фирмы, исходя из ее реальных возможностей, определяемых с помощью анализа потребительского рынка, прошлых результатов деятельности, сложившихся отношений с потребителями, поставщиками и другими организациями, а также на основе прогноза их изменения в будущем.

10. Этапы разработки и реализации стратегии:

1) определение запросов наиболее значимых стейкхолдеров и выявление критических несоответствий между их пожеланиями и результатами деятельности фирмы;

2) идентификация корневых компетенций фирмы;

3) определение направлений деятельности фирмы по степени привлекательности рынка и близости к корневым компетенциям компании;

4) позиционирование товаров фирмы на рынке и в отрасли и определение стратегических типов основных бизнесов фирмы;

5) определение спектра возможных «стратегических траекторий развития» каждого из бизнесов;

6) окончательный отбор форм и направлений деятельности на уровне бизнесов и фирмы в целом;

7) разработка стратегических программ, включая конкурентные тактики, бюджеты, функциональные программы и системы оценки реализации программ;

8) мониторинг выполнения стратегических программ и определение эффективности реализуемых стратегий с точки зрения ключевых стейкхолдеров.

11. Под стратегическими проблемами следует понимать несоответствие текущего состояния управляемого объекта поставленным стратегическим целям. К стратегическим проблемам относятся: отсутствие роста, снижение рентабельности, уменьшение доли рынка, отсутствие равновесия между хозяйственными подразделениями в диверсифицированной компании, недостаточность инноваций и другие. Главными стратегическими проблемами являются проблемы избрания сферы деятельности фирмы и поиска новых направлений ее развития.

1 Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М: Дело, 1998. С. 89.