1.4.5. Управление в условиях стратегических неожиданностей
Условия стратегических неожиданностей характеризуются следующей ситуацией:
а) проблема возникает внезапно и вопреки ожиданиям;
б) она ставит новые задачи, не соответствующие прошлому опыту предприятия;
в) неумение принять контрмеры приводит либо к крупному финансовому ущербу, либо к ухудшению возможностей получения прибыли;
г) контрмеры должны быть приняты срочно, но обычный, существующий на предприятии порядок действий этого не позволяет сделать.
Если предприятие предполагает, что уровень нестабильности может приблизиться к 5,0, оно должно заняться подготовкой системы чрезвычайных мер при стратегических неожиданностях (СН). Эта система предполагает следующие действия:
а) при возникновении СН начинает работать коммутационная сеть связей для чрезвычайных ситуаций;
б) на время чрезвычайного положения перераспределяют обязанности высшего руководства: контроль и сохранение морального климата; обычная работа с минимальным уровнем срывов; принятие чрезвычайных мер;
в) вводится сеть оперативных групп;
г) проводится тренинг взаимодействия групп.
Приведенные системы (виды) стратегического управления нельзя рассматривать как взаимозаменяемые. Каждая из них применяется в определенных условиях, зависящих от степени нестабильности внешней среды. Поэтому предприятие должно быть готово к вводу в действие любой системы в зависимости от складывающихся обстоятельств.
Готовность предприятия к использованию в той или иной ситуации адекватной системы стратегического управления определяется в первую очередь кадровым потенциалом, ресурсами организационной структуры управления. Тем не менее, поскольку стратегическое управление предполагает одновременные взаимоувязанные действия по выбору стратегии и соответствующему развитию потенциала предприятия, все остальные виды ресурсов, составляющие ПС, становятся объектами стратегического управления.
Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущей главе
1 Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. СПб.: Наука, 1991.
Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
2 Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие / Под ред. А. П. Градова. СПб., 1999. С. 139.
Выводы
1. Исследователи бизнеса обычно выделяют четыре этапа в развитии корпоративного управления: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование и стратегический менеджмент.
2. В хозяйственной практике России механизм стратегического менеджмента переживает период становления. Российский рынок вступил в ту стадию, когда отсутствие разработанной стратегии мешает предприятиям устойчиво работать и развиваться. Предпосылками развития стратегического управления в России являются:
идентификация предприятия как целостной обособленной системы, формирование новых целевых установок и интересов предприятия и его работников;
быстрые изменения внешней среды;
происходящие интеграционные процессы;
глобализация бизнеса и др.
3. Стратегический менеджмент определяется как комплекс стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, а также конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней среды, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития.
Стратегическое управление это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором он действует.
4. Особенности стратегического управления определяются особенностями стратегических решений, которые инновационны по своей природе; направлены на возможности, а не на задачи, на будущее; процедура их формирования играет важную самостоятельную роль; являются неопределенными по своей природе; требуют знаний, так как результат, как правило, больше зависит от качества решения, чем от быстроты или своевременности его принятия; субъективны по своей природе; необратимы и имеют долгосрочные последствия.
5. Особенность российского стратегического управления менеджеры могут признавать необходимость разработки стратегии, но сохранять производственный менталитет и внутреннюю ориентацию управления. Такая противоречивость развития менеджмента присуща переходной экономике и объясняется одновременностью процессов перехода к рынку, развития стратегического менеджмента и смены психологических установок.
6. Стратегическое управление в отличие от оперативного призвано обеспечить выживание предприятия и достижение ее целей в долгосрочной перспективе. При этом основное внимание руководства должно быть сконцентрировано на внешнем окружении для быстрой и адекватной реакции на происходящие изменения.
7. Формирование стратегии предприятия является сложным творческим процессом, требующим соединения достижений менеджмента и маркетинга в едином подходе к определению перспектив развития предприятия. Это происходит потому, что формирование стратегии базируется на результатах маркетинговых исследований: прогнозировании условий внешней среды предприятия в первую очередь конъюнктуры потребительского рынка в целом и избранного его сегмента. Стратегический маркетинг можно определить как целеориентирующую подсистему стратегического менеджмента.
8. Наряду с явными преимуществами стратегическое управление имеет ряд недостатков и ограничений на использование: во-первых, стратегическое управление не дает точной и детальной картины будущего; во-вторых, стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных процедур и схем; в-третьих, в настоящем нужны большие затраты времени и ресурсов, для того чтобы на предприятии начал осуществляться процесс стратегического управления, а результат будет получен в более или менее отдаленном будущем; в-четвертых, при осуществлении стратегического управления нельзя ограничиваться даже очень хорошей, отлаженной системой стратегического планирования.
9. Если стратегия компании разработана правильно, то она является труднокопируемой и информация о характеристике основных стратегий может быть распространена среди любых заинтересованных групп (сотрудников предприятия, клиентов, инвесторов и т. п.), конфиденциальной информацией являются детали стратегического плана.
10. Стратегические факторы это направления развития внешней среды, которые, во-первых, имеют высокую вероятность реализации и, во-вторых, высокую вероятность влияния на функционирование предприятия. Цель анализа стратегических факторов выявление угроз и возможностей внешней среды, а также сильных и слабых сторон предприятия (это так называемый SWOT-анализ).
11. Стратегическое управление предприятием является итеративным процессом и включает следующие этапы:
предварительная оценка состояния предприятия и влияния внешней среды, определение основных ориентиров (целей и миссии) предприятия и периода разработки стратегии;
исследование внешней среды предприятия и определение потребительского рынка;
оценка сильных и слабых сторон деятельности предприятия;
выбор определяющей стратегической модели развития предприятия с учетом стадии его жизненного цикла и вариантов стратегии в рамках этой модели;
конкретизация целевых показателей стратегии по периодам ее реализации, разработка стратегического плана;
реализация стратегии и оценка результатов деятельности;
оценка реалистичности целей и анализ разрыва.
Краткое рассмотрение основных этапов стратегического менеджмента показывает, что это комплексная система управления, основанная на прогнозировании внешней среды и разработке способов адаптации предприятия к ее изменениям.
12. И. Ансофф выделяет следующие виды стратегического управления, используемые в зависимости от степени нестабильности внешней среды:
1) управление на основе экстраполяции тенденций (долгосрочное планирование), применяющееся в условиях сравнительно невысокой степени нестабильности; оценка 2,53,0;
2) управление на основе предвидения изменений (стратегическое планирование, выбор стратегических позиций), применяющееся при средних значениях степени нестабильности; оценка 3,03,5;
3) управление на основе гибких экспертных решений (ранжирование стратегических задач; управление по слабым сигналам; управление в условиях стратегических неожиданностей), применяющееся для условий существенной нестабильности внешней среды; оценка выше 3,5.
- Раздел 1. Необходимость, сущность и содержание стратегического менеджмента
- Контрольные вопросы
- 1.1.1. Cущность стратегического менеджмента
- 1.1.2. История возникновения стратегического менеджмента
- Этапы развития систем управления
- Бюджетирование
- Долгосрочное планирование
- Стратегическое планирование
- Стратегический менеджмент
- 1.1.3. Необходимость становления стратегического менеджмента в России
- 1.1.4. Взаимосвязь стратегического менеджмента и стратегического маркетинга
- 1.1.5. Вклад маркетинга в стратегический менеджмент
- 1.1.6. Составляющие стратегического маркетинга
- Анализ внешней среды
- 1.2. Особенности стратегического менеджмента
- 1.2.1. Особенности стратегического менеджмента как комплекса стратегических решений
- 1.2.2. Эффективность стратегического менеджмента
- 1.2.3. Недостатки и ограничения стратегического менеджмента
- 1.2.4. Особенности реализации стратегических решений Создание формализованной системы стратегического управления
- Проведение организационных изменений
- Проведение организационных изменений волевым решением
- Незнание сотрудниками стратегии компании
- Разработка нереалистичных планов
- Уникальность стратегии
- Роль консультантов
- 1.2.5. Особенности стратегического управления в некоммерческих организациях
- 1.3. Этапы стратегического менеджмента
- 1.3.1. Укрупненный подход к выделению этапов
- 1.3.2. Различные подходы к выделению этапов стратегического менеджмента
- 1.3.3. Обобщающий подход к определению этапов стратегического управления и их характеристика
- 1.4. Виды стратегического управления
- 1.4.1. Выделение видов стратегического управления
- 1.4.2. Управление путем выбора стратегических позиций
- 1.4.3. Управление путем ранжирования стратегических задач
- 1.4.4. Управление «по слабым сигналам»
- Действия фирмы при слабых сигналах о возникновении проблемы
- 1.4.5. Управление в условиях стратегических неожиданностей
- Раздел 2. Миссия и стратегические цели
- Контрольные вопросы
- 2.1. Значение целевого начала в управлении
- 2.2. Формирование видения и миссии фирмы
- 2.2.1. Видение фирмы
- 2.2.2. Понятие миссии фирмы
- 2.2.3. Значение миссии
- 2.2.4. Составляющие миссии
- 2.2.5. Формулировка миссии
- 2.2.6. Процесс создания миссии
- 2.2.7. Возможные трудности в разработке миссии
- 2.3. Стратегические цели
- 2.3.1. Понятие цели
- 2.3.2. Установление целей
- Основные заинтересованные группы и их ожидания, определяющие постановку целей организации
- 2.3.3. Виды целей
- 2.3.4. Установление долгосрочных стратегических целей
- 2.3.5. Совокупность целей фирмы и их приоритеты
- Значимость целей для американских компаний
- Показатели прибыльности
- Целеобразование в организациях
- 2.3.6. Требования к целям
- 2.4. Определение стратегии
- 2.4.1. Понятие стратегии
- 2.4.2. Алгоритм разработки стратегии
- 2.4.3. Трудности и ошибки в работе над стратегией
- 2.5. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности
- 2.5.1. Понятие стратегических проблем и особенности их выявления
- 2.5.2. Специфические стратегические проблемы отраслей
- Раздел 3. Стратегический анализ внешней и внутренней среды фирмы
- Контрольные вопросы
- 3.1. Анализ среды фирмы как важнейший этап стратегического менеджмента
- 3.2. Анализ внешней среды фирмы
- 3.2.1. Анализ макроокружения
- Характеристика уровня инфляции и анализ его влияния на показатели работы фирмы
- 3.2.2. Отраслевой и конкурентный анализ
- Стратегическая важность ключевых экономических характеристик отрасли
- Составляющие целей и стратегий конкурентов
- Обобщение отраслевого и конкурентного анализа
- 3.2.3. Анализ микроокружения
- Характеристика поставщиков
- Характеристика потребителей (клиентов)
- Характеристика основных конкурентов
- Анализ налоговых отношений
- 3.3. Анализ внутренней среды фирмы
- 3.3.1. Управленческий анализ: понятие и особенности
- 3.3.2. Показатели управленческого анализа
- Базовые показатели оценки эффективности деятельности предприятий
- 3.3.3. Факторы внутренней среды фирмы и их оценка
- 3.3.4. Сильные и слабые стороны фирмы
- Анализ сильных и слабых сторон фирмы5
- 3.3.5. Анализ организационной культуры
- 3.4. Комплексный анализ внешней и внутренней среды. Swot-анализ
- 3.4.1. Цель и этапы ситуационного анализа
- 3.4.2. Оценка применяемой стратегии
- 3.4.3. Методология и методика swot-анализа
- Факторы, учитываемые в swot-анализе
- Составление профиля среды
- Профиль среды организации
- 3.4.4. Стратегический стоимостный анализ
- 3.4.5. Оценка силы конкурентной позиции фирмы
- Признаки силы и слабости в конкурентной позиции фирмы
- Пример взвешенной оценки стратегической силы компании относительно конкурентов
- 3.4.6. Определение стратегических подходов и проблем фирмы
- 3.4.7. Обобщающие выводы по ситуационному анализу
- 3.5. Стратегический управленческий анализ для нко
- Комплексная совокупность научных подходов к управлению нко
- Раздел 4 стратегии фирм, их сущность и классификация
- Контрольные вопросы
- 4.1. Классификация стратегий
- 4.1.1. Ключевые характеристики эффективной стратегии
- 4.1.2. Классификационные признаки стратегий
- 4.2. Базовые стратегии
- 4.3. Стратегии достижения конкурентных преимуществ
- Характеристики стратегий достижения конкурентных преимуществ
- 4.3.1. Стратегия минимизации издержек
- 4.3.2. Стратегия дифференциации
- 4.3.3. Стратегия фокусирования
- 4.3.4. Стратегия инноваций
- 4.3.5. Стратегия оперативного реагирования
- 4.3.6. Стратегия синергизма
- 4.4. Стратегии поведения в конкурентной среде
- 4.4.1. Лидер рынка
- 4.4.2. Фирма, бросающая вызов рыночному окружению
- 4.4.3. Конкурентное поведение последователя
- 4.4.4. Стратегия конкуренции фирм, знающих свое надлежащее место на рынке
- 4.4.5. Стратегия конкурентного поведения фрагментарных фирм
- 4.5. Отраслевые стратегии
- 4.5.1. Стратегии на стадии зарождения отрасли
- 4.5.2. Стратегии на стадии зрелости
- 4.5.3. Стратегии на этапе спада отрасли
- 4.5.4. Роль и значение ключевых факторов успеха различных отраслей
- 4.6. Портфельные стратегии
- 4.6.1. Сущность, особенности и модели анализа портфельных стратегий
- Достоинства, недостатки и последовательность портфельного анализа
- 4.6.2. Матрица Бостонской консультационной группы
- 4.6.3. Модифицированная матрица Бостонской консультационной группы
- 4.6.4. Матрица портфельного анализа McKincey General Electric
- 4.6.5. Матрица фирмы «Arthur d. Little»
- Предлагаемые стратегии консультационной фирмы Arthur d. Little
- 4.6.6. Матрица Игоря Ансоффа
- 4.6.7. Поле возможных стратегий д. Абеля
- 4.6.8. Проект pims
- 4.7. Функциональные стратегии
- 4.7.1. Товарно-маркетинговая стратегия
- 4.7.2. Стратегия управления персоналом
- 4.7.3. Стратегия внешнеэкономической деятельности
- 4.7.4. Стратегия научно-технического развития и технической политики организации
- Раздел 5. Подходы к формированию стратегических альтернатив и стратегический выбор
- Контрольные вопросы
- 5.1. Разнообразие принципиальных позиций
- 5.2. Понятие и типы стратегических альтернатив
- 5.3. Процесс разработки стратегических альтернатив и стратегического выбора
- Сравнительная характеристика уровней стратегических решений
- 5.4. Факторы формирования вариантов портфелей стратегий и их прогнозирование
- 5.4.1. Метод сильных и слабых сигналов
- 5.4.2. Экстраполяционные методы
- 5.4.3. Причинно-следственные методы
- 5.4.4. Субъективные методы
- 5.6. Организационные аспекты процесса разработки стратегических альтернатив
- 5.7. Подходы к формированию стратегических альтернатив
- 5.7.1. Конкурентный стратегический подход
- 5.7.2. Стратегический подход на основе разработки сценариев
- 5.7.3. Стратегический подход на основе моделирования
- 5.7.4. Стратегический подход на основе мозгового штурма
- 5.7.5. Стратегический подход «Рост рынка конкурентная позиция фирмы»
- 5.7.6. Стратегический подход на основе результатов swot-анализа
- 5.7.7. Портфельный стратегический подход
- Факторы привлекательности Интернет-рынка для фирмы и готовности одной из бизнес-единиц к интеграции фирмы
- Матрица оценки привлекательности Интернет-рынка для фирмы
- Матрица оценки готовности одной из бизнес-единиц к интеграции
- 5.7.8. Амбициозный стратегический подход
- Ключевые компетенции известных зарубежных компаний
- 5.8. Анализ эффективности вероятных портфелей стратегий
- 5.8.1. Метод стратегических соответствий
- 5.8.2. Функционально-стоимостный анализ
- Анализ эффективности альтернативных гипотетических стратегий на основе функционально-стоимостного анализа
- 5.8.3. Технико-экономические расчеты
- Расчет экономической эффективности методом интегрального экономического эффекта
- Расчет экономической эффективности методом приведенных затрат
- Раздел 6. Стратегическое планирование
- Контрольные вопросы
- 6.1. Сущность стратегического планирования и его варианты
- 6.1.1. Место стратегического планирования в управлении
- 6.1.2. Понятие стратегического планирования
- Этапы развития систем управления
- 6.2. Типология стратегического планирования
- 6.2.1. Характеристика форм стратегического планирования по степени неопределенности
- 6.2.2. Характеристика форм стратегического планирования в зависимости от временной ориентации
- 6.2.3. Характеристика форм стратегического планирования по горизонту планирования
- 6.3. Особенности стратегического планирования и его отличительные черты
- 6.4. Процесс стратегического планирования и его этапы
- 6.5. Стратегический план и его структура
- 6.5.1. Оценка видов структур стратегического плана (отечественный опыт)
- Структура стратегического плана
- Раздел 2 содержит укрупненную номенклатуру и объем продаж продукции, доступность сегмента рынка для организации и прибыльность.
- Раздел 5 ресурсы, необходимые для поддержки стратегии, поэтому необходимо оценить производственные, трудовые, финансовые ресурсы.
- Раздел 6 посвящен возможностям приобретения и продажи организации, ее структурных подразделений, способам реструктуризации и т. Д.
- Раздел 8 подробное технико-экономическое обоснование предлагаемых инноваций осуществляется в инвестиционном плане и отдельных бизнес-планах.
- 6.5.2. Зарубежная практика стратегического планирования
- 6.5.3. Российская практика стратегического планирования
- 6.5.4. Формирования рациональной структуры стратегического плана
- 6.5.5. Показатели стратегического плана
- Основные показатели стратегического плана предприятия
- Раздел 7. Бизнес-план как элемент стратегического планирования
- Контрольные вопросы
- 7.1.1. Особенности бизнес-плана
- 7.1.2. Понятие бизнес-плана
- 7.1.3. Схема процесса бизнес-планирования
- 7.2. Структура бизнес-плана
- 7.2.1. Состав, факторы и классификация бизнес-планов
- 7.2.2. Структура бизнес-плана инвестиционного проекта
- 7.2.3. Структура бизнес-плана финансового оздоровления предприятия
- 7.3. Содержание бизнес-плана
- 7.3.1. Титульный лист
- 7.3.2. Резюме
- 7.3.3. Описание предприятия и отрасли
- Оценка конкурентоспособности продукции
- 7.3.5. План маркетинга
- План потребности в персонале и заработной плате
- Сводный план по труду и заработной плате
- 7.3.8. Инвестиционный план
- Определение потребности в оборудовании по годам
- Стоимость оборудования
- Инвестиционные издержки
- 7.3.10. Оценка риска
- Риски подготовительной и строительной стадий инвестиционного проекта
- Риски эксплуатационной стадии инвестиционного проекта
- 7.3.11. Оценка эффективности инвестиционного проекта
- Раздел 8. Реализация стратегии и контроль
- Контрольные вопросы
- 8.1. Процесс реализации стратегии
- 8.1.1. Составляющие процесса реализации стратегии
- 8.1.2. Отличия реализации стратегии от реализации долгосрочного плана
- 8.1.3. Функции управления и факторы реализации стратегии
- 8.1.4. Необходимые условия реализации стратегии
- 8.2. Стратегические изменения в организации
- 8.2.1. Особенности управления стратегическими изменениями
- 8.2.2. Изменения в системе управления
- 8.2.3. Изменения в организационной структуре
- 8.2.4. Модификации организационных структур управления
- 8.2.5. Изменения в организационной культуре и стиле управления
- Подходы к управлению процессом реализации стратегических изменений
- 8.3. Выполнение основных функций управления реализацией стратегии
- 8.3.1. Планирование реализации стратегии
- 8.3.2. Организация стратегического управления
- 8.3.3. Мотивация персонала организации на осуществление стратегии
- 8.3.4. Стратегический контроль
- Типы контрольных систем и их содержание
- Типы структур управления и контроля для основных функций деятельности организации
- Использование систем контроля при различных стратегиях
- Стадии жизненного цикла сзх и типы контроля
- Корпоративная стратегия и типы контроля
- 8.3.5. Стратегический контроллинг
- Характеристики стратегического и тактического контроллинга
- 8.3.6. Оценка реализации и корректировка стратегии