logo
Учебник - шпора

2.2.3. Значение миссии

Разработка миссии является начальной точкой любого совершенствования системы управления, так как определение миссии необходимо для того, чтобы выявить, в чем заключается основная задача фирмы и любую деятельность фирмы подчинить ее решению. Значение миссии проявляется в следующем:

1) миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что из себя представляет фирма, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т. п. Кроме того, она способствует формированию или закреплению определенного имиджа фирмы в представлении субъектов внешней среды;

2) миссия способствует единению внутри фирмы и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:

 миссия делает ясными для сотрудников общую цель и предназначение фирмы. В результате сотрудники направляют свои действия в едином направлении;

 миссия способствует тому, что сотрудники могут легче идентифицировать себя с фирмой. Для тех же сотрудников, которые идентифицируют себя с фирмой, миссия выступает отправной точкой в их деятельности;

 миссия способствует установлению определенного климата на фирме, так как через нее, в частности, до людей доводятся философия организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления деятельности фирмы.

3) миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она:

 является базой для установления целей фирмы, обеспечивает непротиворечивость их, а также помогает выработке стратегии фирмы, устанавливая направленность и допустимые границы функционирования фирмы;

 дает общий подход к распределению ресурсов фирмы и создает базу для оценки их использования;

 расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования11.

О практическом применении смотрите в материале «Роль миссии в деятельности организации»

Из всего сказанного можно выделить, что миссия фирмы предназначена для решения следующих основных задач:

 представить в явном виде то, для чего существует фирма, и установить базу для определения и обеспечения непротиворечивости ее целей;

 определить, чем данная фирма отличается от других фирм, действующих на том же рынке;

 создать критерий для оценки необходимости выполнения всех действий, осуществляемых на фирме;

 согласовать интересы всех лиц, связанных с фирмой (собственников, руководство, персонал, клиентов и др.);

 способствовать созданию корпоративного духа, в том числе расширить для сотрудников смысл и содержание их деятельности.

Формирование миссии позволяет определить, для чего существует конкретная фирма, причем данное определение не изменяется обычно на протяжении всего цикла жизнедеятельности последней. Выработка новой миссии обычно приводит к созданию нового предприятия или его коренной реорганизации.

«Ответ на вопрос: «Кто мы, что мы делаем и куда направляемся?» определит курс, который должна взять фирма, и поможет выработать сильную индивидуальность. То, что фирма собирается делать, и чем она хочет стать, в общем смысле является предназначением (миссией) фирмы»12.

О практическом применении смотрите в материале «Вопрос необходимости миссии организации»