logo
Учебник - шпора

4.5.1. Стратегии на стадии зарождения отрасли

В первые годы отрасли (зарождение) еще не сформировались закономерности, по которым она будет функционировать. Параметры рынка (емкость, структура сегментов, темп роста и др.) могут быть оценены только экспертными методами. Существует неопределенность относительно эффективности отдельных технологий, предпочтений потребителей, возможны сложности в обеспечении сырьем, комплектующими. Входные барьеры в отрасль на этой стадии относительно низкие, поэтому войти в отраслевой рынок могут как крупные, так и мелкие организации. Изменения в отрасли (инновации) осуществляются динамично, отмечается короткий жизненный цикл товаров (так как после начала реализации на рынке они часто дорабатываются, совершенствуются).

Среди наиболее эффективных на стадии зарождения стратегий можно отметить следующие:

 стратегия разработки и предложения на рынок новых видов товаров или услуг (стратегия инноваций);

 наступательная стратегия (захват наиболее емкой потребительской ниши, чтобы таким образом использовать эффект масштабов и успешно противодействовать конкурентам);

 оборонительная стратегия (для защиты своей доли рынка и защиты от конкурентов-имитаторов с помощью патентов, ноу-хау, монопольного положения, ценовой и неценовой конкуренции и т. д.);

 стратегия формирования фирменной торговой марки (бренда)  это способствует обеспечению престижа, уверенности в соответствующем уровне качества товара;

 стратегия «снятия сливок» (установление на новинку в начале высоких цен, а потом их снижение по мере насыщения рынка)  это позволяет быстро окупить затраты на НИОКР и развитие рынка;

 стратегия низких цен для завоевания рынка и быстрого отрыва от конкурентов;

 стратегия расширения глобального спроса (для лидеров отраслевого рынка), которая направлена на поиск новых потребителей товара, расширение сферы применения или частоты использования товара  эта стратегия перспективна при наличии большого потенциала роста отрасли;

 стратегия неотступного следования за лидером (для фирм-имитаторов) и осознанного раздела рынка;

 стратегия прямой атаки на лидера (чаще всего это стратегия небольших венчурных фирм).