logo
Учебник - шпора

3.2.2. Отраслевой и конкурентный анализ

Покупатели, поставщики, конкуренты  это составные сложной системы, которая может быть обозначена как отраслевое окружение. Отрасли сильно различаются между собой, и методика анализа должна это учитывать. Для анализа макроокружения одиночного бизнеса компании обычно используется отраслевой и конкурентный анализ.

Конструкция отраслевого и конкурентного анализа должна позволить получить характеристику следующих аспектов:

а) доминирующие в отрасли экономические характеристики;

б) основные движущие силы, вызывающие изменения в отрасли;

в) анализ конкурентных сил, действующих на фирму;

г) оценка конкурентных позиций и возможных действий соперничающих компаний;

д) определение ключевых факторов конкурентного успеха и корневых компетенций.

Доминирующие в отрасли экономические характеристики:

 размеры рынка;

 области конкурентного соперничества (локальная, региональная, национальная, глобальная);

 скорость роста рынка и стадия жизненного цикла отрасли;

 число соперников и их относительные размеры, степень концентрации;

 число покупателей и их относительные размеры;

 превалирование передней или задней интеграции;

 легкость входа и выхода;

 степень дифференциации продуктов / услуг соперничающих фирм;

 уровень технологических изменений в процессе производства и в новых продуктах;

 влияние экономики на масштабы производства, транспортировку, маркетинг;

 является ли степень использования производственных мощностей критичной в достижении низкоценовой эффективности производства;

 наблюдается ли в отрасли сильная зависимость стоимости единицы продукции от кумулятивной величины объема производства;

 требования к капиталу;

 прибыльность в отрасли выше или ниже средней в экономике.

Целесообразно составить «портрет» отрасли по этим характеристикам и затем его проанализировать. Для этого в табл. 3.2 приведены данные по стратегической важности отдельных экономических характеристик.

Таблица 3.2