logo search
Otvety_GOSy_88

Деятельность менеджера и стимулы мотивации.

Мотивация, ее сущность.

Термин «мотивация» происходит от французского слова motif — побудительная причи­на и от латинского moveo — двигаю. Мотивы людей — истинные побудительные причины их поведения. Они индивидуальны. Ими могут быть потребности, эмоции, влечения, идеалы, установки, инстинкты. Менеджер достоверно не знает об истинных мотивах поведения сот­рудника, он должен распознать их. В распоряжении менеджера есть только стимулы и воз­награждения. Под стимулом (от лат. stimulus — остроконечная палка, которой погоняли животных) будем понимать побудительное средство, становящееся или не становящееся мо­тивом. Вознаграждение — все то, что человек считает ценным для себя.

Мотивация в менеджменте определяется как «процесс побуждения себя и других к дея­тельности для достижения личных целей и целей организации» и как «способность заставить людей делать хорошо и с энтузиазмом то, что должно быть сделано».

Цель мотивации — побудить сотрудников к достижению цели организации путем обеспечения их заинтересованности в результатах собственного и совместного труда.

Содержание мотивации. Деятельность по мотивации включает: изучение мотивов дея­тельности сотрудников на основе анализа их поведения; создание стройной системы стиму­лов для организации в целом, ее структурных подразделений и работников; формирование условий для реализации стимулов.

Теории мотивации, их характеристика.

Содержание мотивационной деятельности концептуально раскрывается теориями мо­тивации. Майкл Мескон, Майкл Альберт и Франклин Хедоури предложили разделить те­ории мотивации на две группы: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории основываются на определении потребностей и идентифика­ции мотивов личности, побуждающих людей действовать, так или иначе. Общим для этой группы теорий является то, что они пытаются идентифицировать потребности и мотивы людей. Но в самой этой идентификации имеются существенные разночтения, наблюдае­мые у авторов различных концепций: А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда, Ф. Герцберга, М. Фриберга и др.

Теория А. Маслоу.

Физиологические потребности, (голод, жажда).Потребности в безопасности и уверенности в будущем — потреб­ности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологи­ческие потребности будут удовле­творены в будущем.Социальные потребности — по­требность в причастности к какой-либо социальной группе: семье, трудовому коллективу, кругу друзей и знакомых, т.е. по­требности в любви, дружбе, чув­стве социального взаимодействия, привязанности и поддержки. Потребности в уважении — по­требности в самоуважении, ува­жении со стороны окружающих, в признании. Потребности самовыражения — потребности в росте как лично­сти, в личном самосовершенст­вовании, исполнении желаний.

Классификация потребностей Мак-Клелланда

Потребность во вла­сти — желание воздей­ствовать, влиять па других людей.

Потребность в успе­хе — желание всегда достигать поставлен­ных целей.

Потребность к при­частности — желание работать в коллективе с хорошим социально-психологическим кли­матом, заинтересован­ность в компании зна­комых, друзей, оказа­нии помощи другим

Теория мотивации Ф. Герцберга

Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется рабо­та. Их отсутствие или неадек­ватность вызывает у работника неудовлетворение работой, а их наличие или достаточность не мотивирует работника к более эффективному труду, а только полезности общего снимает у него чувство неудовлетворенности. Гигиенические факторы организации мотивируют работника к повышению производительности тру­да, делают работу более привлекательной и не дают раз­виться чувству неудовлетворен­ности ей. Работник «замечает» эти факторы только когда сочтет их реализацию неадекватной или отрицательной. До того он не обращает на них внимания.

Мотивации связаны с самим характером и сущностью работы. Их отсутствие или неадекват­ность вызывает у работника чув­ство неудовлетворенности, и только наличие их в полной мере вызывает удовлетворенность ра­ботой и мотивирует к повыше­нию производительности и эф­фективности.

Классификация вознаграждений М. Фриберга

Материальные вознаграж­дения — это заработная плата, необлагаемые налогом льготы и бесплатные услуги.

Врожденные вознаграждения — хорошее физическое, психическое и умственное само­чувствие при выполнении тру­дового задания.

Нормативные вознаграж­дения делятся на социальные и самовознаграждения.

Социальные вознаграждения представляются другими людь­ми, если человек ведет себя в со­ответствии с их желаниями и подразделяются на отождеств­ление и участие.

Отождествление — меха­низм обучения.

Под участием понимается идентификация человека с ра­бочей группой.

Самовознаграждения — это наши ценности, т.е. глубинные представления о том, что каж­дый человек считает самым важ­ным в жизни. К ним относятся: достижения, власть, другие со­циальные ценности, включая идеологические.