Методологические основы теории принятия решений.
В наиболее общем смысле теория принятия оптимальных решений представляет собой совокупность математических и численных методов, ориентированных на нахождение наилучших вариантов из множества альтернатив и позволяющих избежать их полного перебора и оценивая. Ввиду того, что размерность практических задач, как правило, достаточно велика, а расчеты в соответствии с алгоритмами оптимизации требуют значительных затрат времени, то методы принятия оптимальных решений главным образом ориентированы на реализацию с помощью ЭВМ.
Можно выделить следующие научно-технические предпосылки становления "Теории принятия решений":
удорожание "цены ошибки". Чем сложнее, дороже, масштабнее планируемое мероприятие, тем менее допустимы в нем "волевые" решения и тем важнее становятся научные методы, позволяющие заранее оценить последствия каждого решения, заранее исключить недопустимые варианты и рекомендовать наиболее удачные;
ускорение научно-технической революции техники и технологии. Жизненный цикл технического изделия сократился настолько, что "опыт" не успевал накапливаться и требовалось применение более развитого математического аппарата в проектировании;
развитие ЭВМ. Размерность и сложность реальных инженерных задач не позволяло использовать аналитические метода.
Основой принятия решений является системный анализ. Очень близкое к термину "системный анализ" понятие – "исследование операций", которое традиционно обозначает математическую дисциплину, охватывающую исследование математических моделей для выбора величин, оптимизирующих заданную математическую конструкцию (критерий). Системный анализ может сводиться к решению ряда задач исследования операций, но обладает свойствами, не охватываемыми этой дисциплиной. Однако в зарубежной литературе термин "исследование операций" не является чисто математическим и приближается к термину "системный анализ". Широкая опора системного анализа на исследование операций приводит к таким его математизированным разделам, как:
постановка задач принятия решения;
описание множества альтернатив;
исследование многокритериальных задач;
методы решения задач оптимизации;
обработка экспертных оценок;
работа с макромоделями системы.
Методология включает определения используемых понятий и принципы системного подхода.
Дадим основные определения системного анализа.
Элемент – некоторый объект, который обладает рядом важных для нас свойств, но внутреннее строение, которого безотносительно к цели рассмотрения.
Связь – важный для целей рассмотрения обмен между элементами веществом, энергией, информацией.
Система – совокупность элементов, которая обладает следующими признаками:
связями, которые позволяют посредством переходов по ним от элемента к элементу соединить два любых элемента совокупности;
свойством, отличным от свойств отдельных элементов совокупности.
Структура системы – расчленение системы на группы элементов с указанием связей между ними, неизменное на все время рассмотрения и дающее представление о системе в целом. Указанное расчленение может иметь материальную, функциональную, алгоритмическую или другую основу.
Структура системы может быть охарактеризована по имеющимся в ней типам связей. Простейшими из них являются последовательное, параллельное соединение и обратная связь.
Декомпозиция – деление системы на части, удобное для каких-либо операций с этой системой.
Иерархия – структура с наличием подчиненности, т.е. неравноправных связей между элементами, когда воздействие в одном из направлений оказывают гораздо большее влияние на элемент, чем в другом.
Принципы системного подхода – это положения общего характера, являющиеся обобщением опыта работы человека со сложными системами. Известно около двух десятков таких принципов, ряд из которых целесообразно рассмотреть:
принцип конечной цели: абсолютный приоритет конечной цели;
принцип единства: совместное рассмотрение системы как целого и как совокупности элементов;
принцип связности: рассмотрение любой части совместно с ее связями с окружением;
принцип модульного построения: полезно выделение модулей в системе и рассмотрение ее как совокупности модулей;
принцип иерархии: полезно введение иерархии элементов и(или) их ранжирование;
принцип функциональности: совместное рассмотрение структуры и функции с приоритетом функции над структурой;
принцип развития: учет изменяемости системы, ее способности к развитию, расширению, замене частей, накапливанию информации;
принцип децентрализации: сочетание в принимаемых решениях и управлении централизации и децентрализации;
принцип неопределенности: учет неопределенностей и случайностей в системе.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Рентабельность организации: планирование прибыли и анализ рисков.
- Метод прямого счета.
- Анализ финансовой устойчивости предприятия.
- Антикризисное управление в банковской системе рф.
- Безопасность в банковской деятельности.
- Бизнес-планирование и его роль в организации фирмы.
- Менеджмент. Виды и функции менеджмента.
- I. Функция прогнозирования и планирования.
- III. Функция мотивации.
- IV. Функция координации и контроля.
- Организация структур управления. Виды структур управления.
- Классификация производственных и организационных структур малого бизнеса.
- Психология управления в контексте менеджмента.
- Процесс управления и оценка его эффективности внутри фирмы.
- Стратегии бизнеса, их виды, характеристики и отличия.
- Государственное регулирование антикризисного управления в России.
- Банкротство организации. Диагностика банкротства.
- Деятельность организаций в России: законодательно-нормативные акты.
- Инвестиционная политика в антикризисном управлении.
- 16. Информационные технологии в управленческой деятельности.
- История развития менеджмента в России.
- Инновационные проекты и программы: экономическое обоснование и риски.
- Инновационный процесс в качестве объекта управления.
- Классификация управленческих методов.
- Типология целей организации.
- Концепция стратегического менеджмента.
- Концепции логистики в современном менеджменте.
- Корпоративная культура в менеджменте.
- Эффективность управления. Критерии эффективности.
- Имидж менеджера и его эффективность.
- Маркетинг в антикризисном управлении.
- 1. Анализ положения предприятия, степени угрозы кризиса и возможных последствий.
- 2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия (swot-анализ).
- Методологические основы теории принятия решений.
- Инновационное предпринимательство внутри фирмы. Механизмы инновационного предпринимательства.
- Роль маркетинга в современной российской экономике.
- Менеджмент в антикризисном управлении.
- Деятельность менеджера и стимулы мотивации.
- Механизм управления в современных организациях. Особенности формирования.
- Конкурентные преимущества организации и их диагностика.
- Административные методы управления в организации.
- Антикризисное управление на предприятии и его организация.
- Стратегический менеджмент в организации.
- Современные подходы проектирования организации.
- Анализ и проектирование коммуникаций в организациях и на предприятиях различного профиля.
- Определение трудоемкости рабочих функций, в системе управления организацией, фирмой и предприятием. Планирование и распределение рабочих функции среди персонала предприятия.
- Анализ и проектирование системы аттестации персонала.
- Анализ и проектирование системы управления персоналом.
- Система управления организацией. Структура иерархии управленческого персонала.
- Распределение оплаты труда и прибыль предприятия.
- Материально-техническая база и финансовые ресурсы.
- Фондоемкость.
- Фондоотдача.
- Собственные средства:
- Кредиторская задолженность;
- Остатки фондов специального назначения, образованных за счет прибыли;
- Заемные источники:
- Анализ и совершенствование системы мотивации персонала.
- Профилактика и анализ кризисных тенденций организации.
- Исследование спроса и предложения по видам товара и услуг.
- Компьютерные технологии и разработка управленческих решений.
- Лизинг в системе управления капиталом.
- Маркетинг в банковской деятельности.
- Специфика управления организацией.
- Оптимизация налоговых выплат в коммерческой фирме.
- Организация маркетинговой службы. Актуальность и риски.
- Организация предприятия малого бизнеса.
- Структура управления фондовой и товарной биржей: соответствия и различия.
- Специфика корпоративной культуры.
- Прогнозирование спроса на рынок товаров и услуг.
- Диверсификация деятельности. Организация и структура.
- Система управления качеством услуг. Тестирование качества.
- Повышение эффективности в управлении фирмами, организациями и предприятиями. Варианты подходов и ноу-хау.
- Пути повышения конкурентоспособности фирм, организаций и предприятий.
- Развитие инновационного потенциала как стратегическая задача фирм, предприятий и организаций.
- Специфика бизнес-плана инновационной продукции.
- Экономическое обоснование инвестиционных проектов и специфика их реализации.
- Срок окупаемости инвестиции
- Метод дисконтированного периода окупаемости
- Актуальность рекламы в системе менеджмента. Специфика организации рекламного отдела. Определение критериев эффективности рекламного отдела.
- Ротация персонала: проблематика и необходимость.
- Стратегии развития фирмы, организации, предприятия.
- Социально-психологические факторы как вопрос эффективности деятельности персонала.
- Разрешение конфликтных ситуаций и их профилактика. Конфликт как ошибка управления.
- Обновление информационного обеспечения в управлении фирмой, предприятием, организацией как залог эффективности.
- Совершенствование системы контроля в фирме, организации, предприятии как вопрос финансовой и личной безопасности.
- Критерии оценки эффективности принятых управленческих решений. Вопросы диагностики управленческих ошибок.
- Эволюция управленческих технологий как бизнес-необходимость.
- Профессиональное развитие в структуре деятельность маркетинговой службы.
- Управление социальными процессами как вопрос прибыльности и конкурентоспособности фирмы.
- Эффективное управление финансовыми ресурсами коммерческого банка как антикризисная мера.
- Формирование корпоративной культуры и ее необходимость.
- Формирование портфеля ценных бумаг. Специфика и финансовые риски.
- Капитал и управление активами. Вопросы ликвидности активов предприятия.
- Тайм-менеджмент в управлении персоналом.
- Инвестиционная деятельность: эффективность и риски.
- Антикризисное управление организацией. Угрозе банкротства как реалии времени.
- Разработка системы управления организацией.
- Современные модели управления организацией.
- Управление маркетинговой службой в организациях различного профиля.
- Управление отделом маркетинга и концепции развития фирмы.
- Вопросы управления промышленными предприятиями в условиях финансово-экономического кризиса.