Профилактика и анализ кризисных тенденций организации.
Объективно кризис характеризуется множеством
взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. При этом возможны отдаление кризиса и его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного в другой, выход из кризиса, который не исключает его как из настоящего, так и из будущего.
Наступление кризиса определяется реальными тенденциями развития производства и экономики в целом, потребностями их периодической реконструкции. Глубина и характер кризиса зависят от управления, т.е. возможностей при решении проблем предвидеть и смягчать кризисы, использовать их во благо развития. Кризис воплощает в себе обострение социально-экономических противоречий и свидетельствует о дисбалансе отношений организации с внешней экономической средой. Кризисные ситуации могут возникать в процессе любой стадии деятельности организации: как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада и т.д.
Кризисные ситуации становятся результатом влияния разнообразных внешних и внутренних факторов развития организации в рыночных условиях. Мировая практика свидетельствует, что угроза вхождения организаций в кризис возникает в среднем на 25-30% из-за внешних факторов и на 70—75% из-за внутренних, связанных с неэффективным управлением.
Антикризисное управление по факту возникновения кризисной ситуации всегда запаздывает. Гораздо эффективнее осуществлять антикризисное управление на основе превентивного подхода, позволяющего отслеживать угрозы кризисных ситуаций, то есть ориентироваться на предупреждение их возникновения или обострения. Такой подход обусловливает проведение предупредительных мер органами управления организации и опору на ресурсы, имеющиеся у самой организации без привлечения внешних ресурсных возможностей и участия сторонних субъектов.
Основные положения:
1. Кризисные ситуации в организации возникают в процессе взаимодействия внутренней и внешней среды деятельности.
2. К основным внутренним факторам кризисной ситуации в промышленной корпорации относятся: состояние основного и оборотного капитала; качественные характеристики техноструктуры; квалификация исполнительского персонала; состояние системы управления корпорации; состояние портфеля нематериальных активов. К основным внешним факторам относятся: состояние и уровень монополизации рынков; движение макроэкономического цикла; степень интеграции корпорации в мировое хозяйство; состояние институциональной среды.
3. Превентивный подход к антикризисному управлению предполагает ориентацию на предупреждение возникновения или обострения кризисных ситуаций, что обусловливает проведение превентивных мер органами управления 47.корпорации и опору на ресурсы, имеющиеся у самой корпорации без привлечения внешних ресурсных возможностей и участия сторонних субъектов. К основным превентивным инструментам относятся: мониторинг кризисных ситуаций; бюджетирование финансово-хозяйственной деятельности; распределение ресурсов корпорации с целью минимизации совокупного риска; диверсификация капитала корпорации; создание резервов из прибыли; прогнозирование основных угроз и рисков; создание заделов инновационного характера; ликвидация излишних для бизнеса корпорации активов.
4 Анализ кризисных факторов внутренней и внешней среды организации предполагает следующий алгоритм: установление выборки кризисных факторов по признаку максимального риска; ранжирование отдельных факторов внутри выборки по степени риска; оценка влияния каждого фактора на показатели деятельности корпорации.
Циклическая тенденция развития любой социально-экономической системы отражает периодичность наступления кризисов. Для возникновения кризисного состояния должны быть основания (причины): не соблюдение экономических законов, столкновения различных социальных групп и т.д. Таким образом, под кризисом предприятия можно понимать состояние, которое сопровождается обострением различного рода противоречий
Разработкой теории экономических циклов, описывающих периодически возникающие кризисы, занимались видные зарубежные и отечественные экономисты. Было предложено несколько моделей цикличных экономических кризисов.
1) циклы Н. Кондратьева, или длинноволновые циклы, продолжительностью 40-60 лет; их главной движущей силой являются радикальные изменения в технологической базе общественного производства, его структурная перестройка;
2) циклы С. Кузнеца. Их продолжительность ограничивается примерно 20 годами, а движущими силами являются сдвиги в воспроизводственной структуре производства (часто эти циклы называют воспроизводственными или строительными)
3) циклы Джаглера периодичностью 7-11 лет, являющиеся итогом взаимодействия многообразных денежно-кредитных факторов;
4) циклы Д. Китчина продолжительностью 3-5 лет порождаются динамикой относительной величины запасов товарно-материальных ценностей на предприятиях;
5) частные хозяйственные циклы, охватывающие период от одного года до 12 лет и существующие в связи с колебаниями инвестиционной активности.
Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из нее: либо это ликвидация предприятия как экстремальная форма, либо успешное преодоление кризиса.
Промежутки между началом и завершением кризиса бывают разной длительности.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Рентабельность организации: планирование прибыли и анализ рисков.
- Метод прямого счета.
- Анализ финансовой устойчивости предприятия.
- Антикризисное управление в банковской системе рф.
- Безопасность в банковской деятельности.
- Бизнес-планирование и его роль в организации фирмы.
- Менеджмент. Виды и функции менеджмента.
- I. Функция прогнозирования и планирования.
- III. Функция мотивации.
- IV. Функция координации и контроля.
- Организация структур управления. Виды структур управления.
- Классификация производственных и организационных структур малого бизнеса.
- Психология управления в контексте менеджмента.
- Процесс управления и оценка его эффективности внутри фирмы.
- Стратегии бизнеса, их виды, характеристики и отличия.
- Государственное регулирование антикризисного управления в России.
- Банкротство организации. Диагностика банкротства.
- Деятельность организаций в России: законодательно-нормативные акты.
- Инвестиционная политика в антикризисном управлении.
- 16. Информационные технологии в управленческой деятельности.
- История развития менеджмента в России.
- Инновационные проекты и программы: экономическое обоснование и риски.
- Инновационный процесс в качестве объекта управления.
- Классификация управленческих методов.
- Типология целей организации.
- Концепция стратегического менеджмента.
- Концепции логистики в современном менеджменте.
- Корпоративная культура в менеджменте.
- Эффективность управления. Критерии эффективности.
- Имидж менеджера и его эффективность.
- Маркетинг в антикризисном управлении.
- 1. Анализ положения предприятия, степени угрозы кризиса и возможных последствий.
- 2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия (swot-анализ).
- Методологические основы теории принятия решений.
- Инновационное предпринимательство внутри фирмы. Механизмы инновационного предпринимательства.
- Роль маркетинга в современной российской экономике.
- Менеджмент в антикризисном управлении.
- Деятельность менеджера и стимулы мотивации.
- Механизм управления в современных организациях. Особенности формирования.
- Конкурентные преимущества организации и их диагностика.
- Административные методы управления в организации.
- Антикризисное управление на предприятии и его организация.
- Стратегический менеджмент в организации.
- Современные подходы проектирования организации.
- Анализ и проектирование коммуникаций в организациях и на предприятиях различного профиля.
- Определение трудоемкости рабочих функций, в системе управления организацией, фирмой и предприятием. Планирование и распределение рабочих функции среди персонала предприятия.
- Анализ и проектирование системы аттестации персонала.
- Анализ и проектирование системы управления персоналом.
- Система управления организацией. Структура иерархии управленческого персонала.
- Распределение оплаты труда и прибыль предприятия.
- Материально-техническая база и финансовые ресурсы.
- Фондоемкость.
- Фондоотдача.
- Собственные средства:
- Кредиторская задолженность;
- Остатки фондов специального назначения, образованных за счет прибыли;
- Заемные источники:
- Анализ и совершенствование системы мотивации персонала.
- Профилактика и анализ кризисных тенденций организации.
- Исследование спроса и предложения по видам товара и услуг.
- Компьютерные технологии и разработка управленческих решений.
- Лизинг в системе управления капиталом.
- Маркетинг в банковской деятельности.
- Специфика управления организацией.
- Оптимизация налоговых выплат в коммерческой фирме.
- Организация маркетинговой службы. Актуальность и риски.
- Организация предприятия малого бизнеса.
- Структура управления фондовой и товарной биржей: соответствия и различия.
- Специфика корпоративной культуры.
- Прогнозирование спроса на рынок товаров и услуг.
- Диверсификация деятельности. Организация и структура.
- Система управления качеством услуг. Тестирование качества.
- Повышение эффективности в управлении фирмами, организациями и предприятиями. Варианты подходов и ноу-хау.
- Пути повышения конкурентоспособности фирм, организаций и предприятий.
- Развитие инновационного потенциала как стратегическая задача фирм, предприятий и организаций.
- Специфика бизнес-плана инновационной продукции.
- Экономическое обоснование инвестиционных проектов и специфика их реализации.
- Срок окупаемости инвестиции
- Метод дисконтированного периода окупаемости
- Актуальность рекламы в системе менеджмента. Специфика организации рекламного отдела. Определение критериев эффективности рекламного отдела.
- Ротация персонала: проблематика и необходимость.
- Стратегии развития фирмы, организации, предприятия.
- Социально-психологические факторы как вопрос эффективности деятельности персонала.
- Разрешение конфликтных ситуаций и их профилактика. Конфликт как ошибка управления.
- Обновление информационного обеспечения в управлении фирмой, предприятием, организацией как залог эффективности.
- Совершенствование системы контроля в фирме, организации, предприятии как вопрос финансовой и личной безопасности.
- Критерии оценки эффективности принятых управленческих решений. Вопросы диагностики управленческих ошибок.
- Эволюция управленческих технологий как бизнес-необходимость.
- Профессиональное развитие в структуре деятельность маркетинговой службы.
- Управление социальными процессами как вопрос прибыльности и конкурентоспособности фирмы.
- Эффективное управление финансовыми ресурсами коммерческого банка как антикризисная мера.
- Формирование корпоративной культуры и ее необходимость.
- Формирование портфеля ценных бумаг. Специфика и финансовые риски.
- Капитал и управление активами. Вопросы ликвидности активов предприятия.
- Тайм-менеджмент в управлении персоналом.
- Инвестиционная деятельность: эффективность и риски.
- Антикризисное управление организацией. Угрозе банкротства как реалии времени.
- Разработка системы управления организацией.
- Современные модели управления организацией.
- Управление маркетинговой службой в организациях различного профиля.
- Управление отделом маркетинга и концепции развития фирмы.
- Вопросы управления промышленными предприятиями в условиях финансово-экономического кризиса.