logo search
От Рисина Конференции / Конференция - Воронеж-Курск - часть 1

Формирование стратегии развития региональной экономики на инновационной основе67

В настоящее время у большинства регионов и муниципальных образований России наблюдается тенденция к снижению темпов социально-экономического развития, что связано с постепенным исчерпанием природных сырьевых ресурсов, устареванием технологий и оборудования в промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве, отсутствием необходимых финансовых средств для перевооружения производства. Вследствие этого территории теряют свои конкурентные преимущества, падает объем инвестиций, органы местного самоуправления не могут обеспечить высокий уровень качества жизни населения. Формирующаяся государственная и муниципальная политика остается фрагментарной, в ней отсутствует системность, обеспечивающая изменение самой структуры экономики, придание ей инновационных качеств.

Для повышения конкурентных преимуществ территорий первостепенное внимание должно быть уделено следующим основным направлениям:

-активизации экономического потенциала территорий - регионов и муниципальных образований. Формирование конкурентоспособной экономики должно опираться не только на имеющиеся в стране глобальные преимущества и ресурсы развития, определяющие экономический потенциал государства, но, в первую очередь, на совокупность возможностей, средств и условий развития территориальных систем, составляющую экономический потенциал конкретной территории. Именно на региональном и местном уровнях управления зачастую сосредоточены механизмы реализации мер, применяемых федеральным правительством;

-переходу к инновационному типу экономического развития, способному обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, проникновение на мировые рынки товаров и услуг и, вследствие этого, усилить конкурентные преимущества территории.

Инновационное развитие региона можно определить как управляемый процесс изменений в различных сферах жизнедеятельности региона и входящих в него состав муниципальных образований, основанный на развитии наукоемких отраслей, широком внедрении новшеств, использовании существующих возможностей, реализация которых требует применения новых методов и технологий, направленных на достижение высокого качества жизни населения.

Для решения многоаспектных задач, связанных с формированием, развитием и реализацией конкурентных преимуществ территории, основанных на инновациях, в обоснована необходимость перехода к стратегическому управлению развитием территорий, обладающих инновационным потенциалом, и определены особенности, которые, в свою очередь, обусловлены такими свойствами инноваций, как длительность, комплексный характер, неопределенность и высокий уровень риска. В стратегическом аспекте инновации выступают главным фактором обеспечения устойчивого роста экономики, структурной перестройки и повышения на этой основе конкурентоспособности территорий.

Под стратегией инновационного развития понимается совокупность целей, задач, методов их достижения, направленных на усиление конкурентоспособности территории в долгосрочном периоде путем воздействия на инновационные факторы ее экономического роста. В условиях новой экономики необходим и новый тип стратегии развития регионов, направленной на усиление конкурентоспособности территории в долгосрочном периоде путем воздействия на инновационные факторы ее экономического роста. Основные этапы процесса планирования стратегии инновационного развития региона представлены на рис. 1.

Региональная инновационная система (РИС) является главным объектом воздействия в разрабатываемой стратегии комплексного инновационного развития экономики региона. Региональная инновационная система понимается как совокупность взаимодействующих предприятий и организаций различных форм собственности, находящихся на территории региона и осуществляющих процессы создания и распространения инноваций. В состав РИС входят также институциональные условия хозяйствования, определяемые совокупным влиянием федеральной научно-технической политикой и стратегией социально-экономического развития региона; научно-образовательные учреждения; инновационная инфраструктура; региональные органы власти.

Были проанализированы уровни инновационного развития регионов Центрального Федерального округа (табл. 1). В расчетах уровней инновационного развития регионов применялись статистические показатели, характеризующие отдельные аспекты инновационного развития областей: число организаций, выполнявших исследования и разработки, доля персонала, занятого исследованиями и разработками, в общей численности населения, %; внутренние затраты на исследования и разработки на душу населения, руб.; затраты на технологические инновации на душу населения, руб.; объем продукции, подвергавшейся значительным технологическим изменениям или вновь внедренной, на душу населения, руб.; объем продукции, подвергавшейся усовершенствованию, на душу населения, руб. численность студентов вузов и численность аспирантов, численность докторантов на 10000 населения.

Рисунок 1 Этапы и методы разработки и реализации стратегии

инновационного развития региона

Так, на основе стандартизованных значений нами определен обобщающий, синтетический показатель для каждого объекта исследования (города, района субъекта Федерации) по формуле:

где Yi - интегральный обобщающий показатель инновационного развития для i-го объекта; m - число позитивных показателей; k - число негативных показателен; (yij)p - стандартизованное значение j-го позитивного показателя для i-го объекта; (yij)n - стандартизованное значение j-го негативного показателя для i-го объекта.

Данные таблицы 1 позволяют по состоянию на конец 2007 г. выделить три группы регионов в составе Центрального федерального округа по уровню интегрального показателя инновационного: 1) более 0,3 (Липецкая, Московская, Ярославская области); 2) 0,15-0,3 (Белгородская, Воронежская, Калужская, Костромская, Курская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская области); 3) менее 0,15 (Брянская, Тамбовская, Владимирская, Ивановская области).

Центральный Федеральный округ обладает потенциалом благоприятных факторов и условий, которые способствуют его переходу к устойчивому развитию: выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитая система транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом; значительные земельные, водные и лесные ресурсы; наличие ряда важных полезных ископаемых; высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров; значительный научно-технический потенциал; многоотраслевой промышленный комплекс; многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков. Для долгосрочного успеха и стабильной конкурентоспособности регионам необходимо не только успешно реализовывать имеющуюся на данный момент эффективную стратегию, но и с момента прохождения стадии роста приступать к разработке новой стратегии развития.

Таблица 1 - Значения уровней инновационного развития областей

Центрального Федерального округа

№ п\п

Субъект РФ

2000 г.

2002 г.

2004 г.

2006 г.

2007 г.

1

Белгородская

0,161

0,294

0,200

0,185

0,129

2

Брянская

0,092

0,068

0,121

0,052

0,059

3

Владимирская

0,279

0,262

0,278

0,238

0,201

4

Воронежская

0,369

0,297

0,335

0,302

0,299

5

Ивановская

0,276

0,250

0,237

0,223

0,215

6

Калужская

0,381

0,330

0,386

0,325

0,305

7

Костромская

0,172

0,181

0,113

0,138

0,179

8

Курская

0,251

0,242

0,240

0,211

0,187

9

Липецкая

0,118

0,034

0,018

0,047

0,059

10

Московская

0,431

0,381

0,348

0,310

0,354

11

Орловская

0,450

0,447

0,341

0,247

0,259

12

Рязанская

0,218

0,247

0,320

0,180

0,215

13

Смоленская

0,040

0,009

0,041

0,050

0,008

14

Тамбовская

0,192

0,178

0,215

0,172

0,175

15

Тверская

0,288

0,252

0,251

0,279

0,197

16

Тульская

0,210

0,177

0,162

0,109

0,088

17

Ярославская

0,538

0,404

0,482

0,422

0,310

Петрищева И.В.