Влияние инвестиций на инновационную политику региона
В условиях глобального экономического кризиса, который затронул и Россию возрастает внимание к инновациям и инвестициям в социально-экономической системе. В нынешних условиях большинство регионов России разрабатывают антикризисные программы на местах по противодействию и выходу из данной ситуации. Особая роль в этой связи отводится инновациям, которые должны поспособствовать повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции и оказываемым услугам на внутреннем и мировом рынках. В этой связи требуется пересмотрение системы управления регионом в области привлечения инвестиций в реальный сектор экономики в те отрасли, в те инновационные разработки и проекты, которые должны поспособствовать подъему экономики субъекта РФ и страны в целом.
На основе учета мировых тенденций научно-технического прогресса определены три основных направления государственной инновационной стратегии в Российской Федерации.
Первое направление - поддержка прорывных технологий, основанных на собственных изобретениях и разработках, которые могут обеспечить устойчиво высокую конкурентоспособность национальной продукции в конкретном сегменте мирового рынка, а также принести значительный доход при четкой и масштабной реализации соответствующих инвестиционных проектов.
Второе направление - организация совместной с иностранными участниками разработки, производства и поставки на рынок конкурентоспособной современной продукции с опорой как на отечественные, так и на зарубежные лицензии, рассекреченные отечественные изобретения и технологии двойного назначения.
Третье направление - использование зарубежного опыта и инновационных разработок в отраслях, где нет достаточного отечественного научного задела и инновационного потенциала.
Опыт всех экономически развитых стран мира, тем более стран с переходной экономикой, показывает, что полноценное эффективное функционирование высококонкурентных национальных инновационных систем возможно только на основе активного действия факторов государственного регулирования и поддержки. Государственная политика в области развития национальной инновационной системы реализуется в современных условиях по следующим основным направлениям: а) создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении участников инновационной деятельности, включая защиту прав интеллектуальной собственности; б) формирование инфраструктуры национальной инновационной системы для поддержки развития различных форм инновационно-технологического предпринимательства, включая малые инновационные предприятия; в) совершенствование системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, подготовки производства и вывода на рынок инновационной продукции (услуг), включая подготовку и переподготовку кадров для инновационной деятельности.
В условиях увеличивающейся безработицы, роста инфляции, падения объемов производство, предприятия крупного и малого бизнеса совместно с государством должны совместно решать возникшие трудности и участвовать в инновационных процессах. Действия государства в этой области должны быть:
- адресны и конкретно направлены на преодоление тех негативных факторов, которые в данный момент и в данных экономических условиях обозначили себя как препятствие развитию инновационных процессов и полномасштабному использованию их результатов в хозяйственной практике;
- четко распределены между двумя уровнями государственного управления сообразно их законодательно установленным полномочиям, однако с учетом специфики той роли, которую занимают отдельные типы регионов в инновационном процессе в российской экономике.
По данным Министерства экономического развития РФ В ноябре 2008 года наблюдалось снижение объема инвестиций (в сопоставимых ценах) наблюдалось в 39 субъектах Российской Федерации, в том числе в 7 из 17 регионов группы с высоким риском (в частности в Кемеровской, Московской и Челябинской областях), в 8 из 14 регионов группы со средним риском и высокой долей моногородов (в частности в Пермском крае, Архангельской и Иркутской областях), в 12 из 26 регионов группы со средним риском.
Наибольшее снижение инвестиций в ноябре 2008 года наблюдалось (среди крупных регионов) в Архангельской, Иркутской, Московской и Сахалинской областях – более чем на 20%.
Рост инвестиций в ноябре 2008 года наблюдался в 44 субъектах Российской Федерации, в том числе в 10 из 17 регионов группы с высоким риском (в частности в Нижегородской, Самарской и Тверской областях), в 6 из 14 регионов группы со средним риском и высокой долей моногородов (в частности в Республике Саха (Якутия), Ленинградской и Мурманской областях).
Наибольший рост инвестиций наблюдался (среди крупных регионов) в г. Санкт-Петербург, Белгородской и Липецкой областях – в 1,7-1,9 раза.
Падение инвестиционной активности наблюдалась в основных старопромышленных регионах, большинстве сырьевых регионах Сибири. За январь-ноябрь 2008 года индекс физического объема инвестиций составил 111,3%, что ниже аналогичного показателя за 9 месяцев 2008 года – 113,1%. В ноябре 2008 года индекс физического объема инвестиций составил 103,9% к ноябрю 2007 года (для сравнения: в сентябре – 111,7%, октябре – 106,9%). Темпы роста инвестиций в основной капитал в разрезе субъектов РФ представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Темп роста инвестиций в основной капитал в ноябре 2008 года в % к ноябрю 2007 года
Привлечение инвестиций в инновационную деятельность регионов невозможно без создания единой региональной нормативно-правовой базы, регламентирующей научно-техническую, образовательную, инвестиционную и инновационную деятельность. Инновационная политика субъекта РФ должна быть направлена на организацию и стимулирование инновационной деятельности, превращение ее в устойчивый источник экономического роста региона.
Таким образом, для реализации инновационных процессов в региональной системе необходимо обеспечить:
- концентрацию ресурсов на развитие профильных отраслей региона и приоритетных направлений его развития;
- максимальное использование геополитических и социально- экономических преимуществ региона;
- создание действенных механизмов стимулирования инновационного развития, в том числе систем венчурного кредитования инновационных разработок (проектов) и страхования инновационных рисков;
- сочетание современных рыночных механизмов, государственной поддержки базисных инноваций и высокой творческой активности изобретателей и новаторов, а также защищающих их интересы союзов и организаций;
- субсидирование предприятиям и организациям инновационной сферы процентных ставок по привлеченным кредитам (займам) за счет средств областного бюджета;
- предоставление предприятиям и организациям инновационной сферы государственных гарантий со стороны субъекта Федерации;
- поддержка лизингополучателей при реализации инновационных проектов;
- предоставление предприятиям и организациям инновационной сферы налоговых кредитов;
- предоставление льгот по уплате региональных налогов организациям, осуществляющим разработку и реализацию научных, научно-технических или инновационных программ (проектов) по приоритетным направлениям социально-экономического развития региона.
Кононов А.А., Войташ Л.А.
- Воронежский государственный университет
- Содержание
- Проблемы государственного регулирования отраслей - естественных монополий
- Государственно-частное партнерство в развитии крупного города
- Основные тенденции развития высшей школы страны и регионов
- Мировой кризис и экономики сша, Китая и России
- Публично-частное партнерство как
- Инструмент повышения эффективности
- Государственного управления и
- Местного самоуправления
- Механизм реализации региональной промышленной политики
- Особенности стратегического планирования развития крупных городов
- Теоретические аспекты формирования интегрируемых структур
- Оценка топливно-энергетических ресурсов сахалинской области
- Организация внутрифирменного планирования
- О некоторых основаниях для вертикальной интеграции
- Иностранные инвестиции в контексте отраслевого и территориального развития россии
- Об особенностях развития российской модели корпоративного управления
- Направления и методы поддержки предпринимательской деятельности в сша
- Факторы регионального развития
- Муниципальная стратегия управления контрагентской конкурентоспособностью промышленного комплекса города
- Инновации в малом предпринимательстве: практика поддержки
- Совершенствование механизма обеспечения конкурентоспособности курской области
- ЖизненнЫй цикл организации как объективная основа антикризисного управления
- О возможностях национализации
- Факторы и направления обеспечения устойчивости развития производственных систем
- О причинах цикличности в развитии современных экономических систем
- Использование зарубежного опыта для реорганизации муниципальных образований63
- Факторы стратегического планирования развития территорий64
- Механизм анализа структурной безработицы в регионе
- ИнНовационные направления развития экономической самостоятельности местного самоуправления
- Анализ внутренней и внешней среды предприятия при стратегическом планировании его развития
- Формирование стратегии развития региональной экономики на инновационной основе67
- Кластерный подход к организации взаимодействия малых и крупных предприятий на уровне региона
- Особенности функционирования управляющей компании холдинга
- Влияние инвестиций на инновационную политику региона
- Научно-технический прогресс как фактор цикличного развития экономики инновационного типа
- Количественный анализ развития лизинга в рф
- Использование нейросетевых технологий в адаптивном управлении предприятием74
- Оценка влияния информационного,
- Производственного и трудового потенциалов
- На социально-экономическую эффективность
- Развития региона
- Формирование и выбор адаптивно-рациональных прогнозных траекторий развития районов в условиях пространственной социально-экономической поляризации
- Системная трансформация сущности
- Инновационные подходы к стратификации пространственно-поляризованной территориально-отраслевой структуры регионов и социально-экономическому районированию
- Экономический спад в россии: причины начала кризиса в промышленности и пути выхода из него
- Особенности хаотических колебаний в динамических системах
- Основные направления оптимизации денежных потоков промышленного предприятия в условиях кризиса
- Сетевые отношения экономических субъектов: перспективное направление развития российской экономики
- Особенности адаптации реинжиниринга бизнес-процессов в современных российских условиях
- Оптимизация деятельности органов местного самоуправления: стратегическое направление развития современной российской государственности
- Структурные сдвиги в промышленности: территориальный и отраслевой аспект 90
- Формирование эффективной системы налогообложения муниципальных образований
- Планирование оборотных производственных активов на примере запасов материальных ресурсов 91
- Проблемы и пути развития инновационной деятельности в курской области
- Модернизация системы стратегического программирования развития регионов
- Взаимосвязь динамики ввп и занятости в россии и странах снг
- Повышение эффективности развития и функционирования финансово-кредитных рынков как ресурсной базы стратегического развития регионов
- Анализ опыта использования логистического подхода к формированию и функционированию складской базы
- Регулирование доверительного управления строениями
- Логистика реорганизации региональных фондовых рынков
- Прямые иностранные инвестиции: плюсы и минусы
- Российский опыт муниципального предпринимательства
- Современное состояние рынка труда воронежской области
- О механизме взаимодействия федеральных и территориальных органов исполнительной власти при разработке программ и стратегий комплексного развития регионов
- Этапы развития международного регионального предпринимательства в аспекте разделения труда
- Инновационно-стратегическое развитие региона
- Государственное регулирование рекламной деятельности в регионе
- Совершенствование показателей мониторинга инновационной деятельности в регионе
- Проблемы развития механизма привлечения инвестиций в экономику региона
- Методический алгоритм совершенствования региональной организации жизнедеятельности населения
- Кадры органов местного самоуправления: современное состояние и пути совершествования
- Регион: подсистема социально-экономического комплекса страны и относительно самостоятельная экономическая система
- Эволюция экономического пространства россии
- Территориально-производственные комплексы в ссср и кластеры в современной россии: сравнительная характеристика
- Государственно-частное партнерство как институт развития территорий