logo search
От Рисина Конференции / Конференция - Воронеж-Курск - часть 1

Влияние инвестиций на инновационную политику региона

В условиях глобального экономического кризиса, который затронул и Россию возрастает внимание к инновациям и инвестициям в социально-экономической системе. В нынешних условиях большинство регионов России разрабатывают антикризисные программы на местах по противодействию и выходу из данной ситуации. Особая роль в этой связи отводится инновациям, которые должны поспособствовать повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции и оказываемым услугам на внутреннем и мировом рынках. В этой связи требуется пересмотрение системы управления регионом в области привлечения инвестиций в реальный сектор экономики в те отрасли, в те инновационные разработки и проекты, которые должны поспособствовать подъему экономики субъекта РФ и страны в целом.

На основе учета мировых тенденций научно-технического прогресса определены три основных направления государственной ин­новационной стратегии в Российской Федерации.

Первое направление - поддержка прорывных технологий, ос­нованных на собственных изобретениях и разработках, которые мо­гут обеспечить устойчиво высокую конкурентоспособность нацио­нальной продукции в конкретном сегменте мирового рынка, а так­же принести значительный доход при четкой и масштабной реали­зации соответствующих инвестиционных проектов.

Второе направление - организация совместной с иностран­ными участниками разработки, производства и поставки на рынок конкурентоспособной современной продукции с опорой как на оте­чественные, так и на зарубежные лицензии, рассекреченные отече­ственные изобретения и технологии двойного назначения.

Третье направление - использование зарубежного опыта и инновационных разработок в отраслях, где нет достаточного отече­ственного научного задела и инновационного потенциала.

Опыт всех экономически развитых стран мира, тем более стран с переходной экономикой, показывает, что полноценное эффектив­ное функционирование высококонкурентных национальных инно­вационных систем возможно только на основе активного действия факторов государственного регулирования и поддержки. Государст­венная политика в области развития национальной инновационной системы реализуется в современных условиях по следующим ос­новным направлениям: а) создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении участников инновационной деятель­ности, включая защиту прав интеллектуальной собственности; б) формирование инфраструктуры национальной инновационной системы для поддержки развития различных форм инновационно-технологического предпринимательства, включая малые инноваци­онные предприятия; в) совершенствование системы государствен­ной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, подготовки производства и вывода на рынок иннова­ционной продукции (услуг), включая подготовку и переподготовку кадров для инновационной деятельности.

В условиях увеличивающейся безработицы, роста инфляции, падения объемов производство, предприятия крупного и малого бизнеса совместно с государством должны совместно решать возникшие трудности и участвовать в инновационных процессах. Действия государства в этой области должны быть:

- адресны и конкретно направлены на преодоление тех негативных факторов, которые в данный момент и в данных экономи­ческих условиях обозначили себя как препятствие развитию инновационных процессов и полномасштабному использова­нию их результатов в хозяйственной практике;

- четко распределены между двумя уровнями государственного управления сообразно их законодательно установленным пол­номочиям, однако с учетом специфики той роли, которую зани­мают отдельные типы регионов в инновационном процессе в российской экономике.

По данным Министерства экономического развития РФ В ноябре 2008 года наблюдалось снижение объема инвестиций (в сопоставимых ценах) наблюдалось в 39 субъектах Российской Федерации, в том числе в 7 из 17 регионов группы с высоким риском (в частности в Кемеровской, Московской и Челябинской областях), в 8 из 14 регионов группы со средним риском и высокой долей моногородов (в частности в Пермском крае, Архангельской и Иркутской областях), в 12 из 26 регионов группы со средним риском.

Наибольшее снижение инвестиций в ноябре 2008 года наблюдалось (среди крупных регионов) в Архангельской, Иркутской, Московской и Сахалинской областях – более чем на 20%.

Рост инвестиций в ноябре 2008 года наблюдался в 44 субъектах Российской Федерации, в том числе в 10 из 17 регионов группы с высоким риском (в частности в Нижегородской, Самарской и Тверской областях), в 6 из 14 регионов группы со средним риском и высокой долей моногородов (в частности в Республике Саха (Якутия), Ленинградской и Мурманской областях).

Наибольший рост инвестиций наблюдался (среди крупных регионов) в г. Санкт-Петербург, Белгородской и Липецкой областях – в 1,7-1,9 раза.

Падение инвестиционной активности наблюдалась в основных старопромышленных регионах, большинстве сырьевых регионах Сибири. За январь-ноябрь 2008 года индекс физического объема инвестиций составил 111,3%, что ниже аналогичного показателя за 9 месяцев 2008 года – 113,1%. В ноябре 2008 года индекс физического объема инвестиций составил 103,9% к ноябрю 2007 года (для сравнения: в сентябре – 111,7%, октябре – 106,9%). Темпы роста инвестиций в основной капитал в разрезе субъектов РФ представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Темп роста инвестиций в основной капитал в ноябре 2008 года в % к ноябрю 2007 года

Привлечение инвестиций в инновационную деятельность ре­гионов невозможно без создания единой региональной нормативно-правовой базы, регламентирующей научно-техническую, образова­тельную, инвестиционную и инновационную деятельность. Инновационная политика субъекта РФ должна быть направлена на организацию и стимулирование инновационной деятельности, превращение ее в устойчивый источник экономического роста региона.

Таким образом, для реализации инновационных про­цессов в региональной системе необходимо обеспечить:

- концентрацию ресурсов на развитие профильных отраслей ре­гиона и приоритетных направлений его развития;

- максимальное использование геополитических и социально- экономических преимуществ региона;

- создание действенных механизмов стимулирования инноваци­онного развития, в том числе систем венчурного кредитования инновационных разработок (проектов) и страхования иннова­ционных рисков;

- сочетание современных рыночных механизмов, государственной поддержки базисных инноваций и высокой творческой активности изобретателей и новаторов, а также защищающих их интересы союзов и организаций;

- субсидирование предприятиям и организациям инновационной сферы процентных ставок по привлеченным кредитам (зай­мам) за счет средств областного бюджета;

- предоставление предприятиям и организациям инновационной сферы государственных гарантий со стороны субъекта Феде­рации;

- поддержка лизингополучателей при реализации инновационных проектов;

- предоставление предприятиям и организациям инновационной сферы налоговых кредитов;

- предоставление льгот по уплате региональных налогов органи­зациям, осуществляющим разработку и реализацию научных, научно-технических или инновационных программ (проектов) по приоритетным направлениям социально-экономического развития региона.

Кононов А.А., Войташ Л.А.