logo search
info

Понятие цели. Процесс установления целей организации. Система целей организации.

Цель - конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

На этапе процесса стратегического управления определяются стратегические цели организации. Определение целей -- очень важный этап планирования, так как достижению этих целей будет подчинена вся последующая деятельность организации.

Цели организации определяются после получения формулировки миссии, то есть миссия, с одной стороны, дает возможность установить, какие цели необходимо поставить, чтобы деятельность предприятия соответствовала его миссии, а с другой, «отсекает» часть возможных целей.

Установление целей переводит стратегическое видение и направление развития компании в конкретные задачи, связанные с производством и результатами деятельности фирмы. Цели являются обязательством управленческого аппарата добиться определенных результатов в установленное время.

На основе общей миссии организации и ценностей и целей руководства, формулируются цели организации. Чтобы они способствовали успеху организации, эти цели должны обладать рядом характеристик. Конкретные и измеряемые цели должны быть конкретными и поддающимися оценке.

Второй характеристикой эффективных целей является конкретный временной горизонт.

Процесс установления целей в различных организациях проходит по-разному. В одних организациях установление целей полностью централизовано, в других же организациях может быть полная децентрализация. Есть организации, в которых процесс установления целей носит промежуточный между полной централизацией и полной децентрализацией характер. Каждый из данных подходов имеет свою специфику, свои преимущества и недостатки.

Процесс целеполагания в организации состоит из трех последовательных стадий. На первой стадии происходит осмысление результатов анализа среды, на второй -- выработка соответствующей миссии и, наконец, на третьей стадии непосредственно вырабатываются цели организации.

Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз:

- выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются во внешнем окружении;

- установление целей для организации в целом;

- построение иерархии целей;

- установление индивидуальных целей.

Система целей предприятия зависит от пяти компонентов: внешних возможностей и ограничений предприятия, внутренних возможностей и ограничений предприятия, склонности к риску.

Система целей деятельности предприятия должна удовлетворять следующим требованиям:

- они должны быть функциональными, чтобы руководители различных уровней могли легко трансформировать цели, которые ставятся на более высоком уровне, в задачи для нижестоящих уровней;

- должна быть установлена временная связь между долговременными и краткосрочными целями;

- цели должны периодически пересматриваться, чтобы внутренние возможности соответствовали имеющимся условиям;

- цели должны обеспечить необходимую концентрацию ресурсов и усилий;

- необходимо всегда ставить систему целей, а не одну цель;

- цели должны охватывать все сферы деятельности предприятия.