logo search
От Рисина Конференции / Конференция - Воронеж-Курск - часть 1

Муниципальная стратегия управления контрагентской конкурентоспособностью промышленного комплекса города

Промышленный комплекс города представляет собой группировку предприятий промышленности, которые имеют некоторые существенные связывающие их взаимоотношения, которые к тому же являются непременными.

В числе связей, позволяющих признать предприятия промышленности - дислоканты города России промышленным комплексом, мезогруппировкой, в первую очередь выделяются следующие:

- предприятия промышленного комплекса – дислоканты города в общем случае являются и донорами, и реципиентами одного и того же бюджета муниципального образования, как прямыми, так и косвенными. Соответственно они осуществляют распределение ограниченного ресурса, включая расходную часть бюджета муниципального образования. Даже если такого договорного процесса не имеется, то на этих предприятиях в значительной мере занято местное население, социально финансируемое через местный бюджет (случаи 100%-ой межмуниципальной трудовой миграции, включая вахтовые способы осуществления трудовой деятельности на предприятиях промышленности, а также безлюдного производства являются редчайшими исключениями). Кроме того, предприятия промышленного комплекса города осуществляют взаимное перекрестное финансирование: налоги одних долей поступают в доходную часть местного бюджета, а затем частично через его расходную часть диффундируют в другие предприятия;

- предприятия промышленного комплекса города достаточно часто потребляют физически ограниченные местные ресурсы: ресурсы рабочей силы, природные ресурсы типа воды и полезных ископаемых, местную транспортную инфраструктуру, энергоресурсы, местные банковские ресурсы и т.д. В этих случаях возникают распределительная состязательность и нередко – распределительные конфликты предприятий;

- органы управления муниципального образования могут действовать, во-первых, неизбирательно в отношении предприятий этого комплекса, т.е. влиять на группу предприятий одновременно, и, во-вторых, влияние муниципальных органов управления может носить косвенный характер – например, через участие в предприятиях, размещение муниципального заказа, введение частного права в рамках предоставления коммунально-бытовых услуг. Следует отметить, что в некоторых случаях адресное стимулирование и поддержка даже признаются противоправными (например, при формировании местной части налоговой системы). Так, например, принятие решение о выводе вредного производства может существенно изменить ситуацию с предприятиями, которые являются производственными смежниками выводимого. Некосвенное воздействие органов муниципального управления порой нередко порождает болезненную реакцию конкурентов промышленного комплекса города;

- состояние работников этих предприятий (персонал, занятый на производствах, физически размещенных на территории муниципального образования) зависит от состояния и предприятий промышленного комплекса, и действий органов управления муниципального образования. Между тем состояние этих людей для дирекций предприятий промышленного комплекса города очень существенно и поэтому кадровая политика одного предприятия существенно сказывается на кадровой политике других. То же можно сказать и о межфирменном мигрировании технологий, приемов организации производства и т.д.;

- дирекции предприятий имеют локальные местные площадки общения, в том числе не связанные с производством – политические, развлекательные и т.д.;

- участники предприятий и сами предприятия промышленного комплекса нередко занимаются синдицированной институциональной деятельностью, осуществляя как учредители или участники учреждение, реорганизацию и ликвидацию своего рода “совместных” предприятий.

Поэтому правомерно признать, что предприятия промышленного комплекса города России образуют некую субъектно устойчивую группировку взаимосвязанных между собой юридических лиц.

Промышленный комплекс города России может быть квазигруппировкой, институционально неоформленной, а может представлять собой и некую корпоративную структуру, олицетворяемую некоторым предприятием – в частности, ныне нередко практикуются местные и региональные ассоциативные объединения предприятий, в том числе по характеру производимой или потребляемой товарной продукции.

Предприятия промышленного комплекса города России достаточно тесно взаимосвязаны с органом управления города России – муниципального образования. Эта взаимосвязь обусловлена:

- наличием бюджетного процесса (сбор местных налогов, трансфертное пополнение доходной части местного бюджета фактически за счет налоговых отчислений предприятий в бюджет субъекта федерации и федеральный бюджет, расходование бюджета в пользу рассматриваемых предприятий). Кроме того, орган муниципального образования нередко выступает в роли учредителя и/или участника предприятия городского промышленного комплекса, а соответственно у него образуются в связи с этим институциональные доходы и расходы;

- существованием непременных договорных отношений, в первую очередь связанных со сферой ЖКХ;

- реализацией функций регулятора или лица, осуществляющего разрешительную функцию. Несомненно, что, например, формирование местного земельного кадастра очень сильно влияет на состояние предприятий, дислоцированных на территории этого муниципального образования;

- развитием органом муниципального образования по роду своей деятельности местной инфраструктуры, включая транспортные коммуникации и жилье.

Таким образом, во-первых, предприятиями промышленного комплекса города следует управлять как псевдокорпорацией, во-вторых, управление этими предприятиями и самим муниципальным образованием разграничить физически невозможно без реализации риска возникновения катастрофических ошибок управления. Поэтому вследствие наличия, по крайней мере, двух категорий субъектов управления (дирекций предприятий промышленного комплекса города России и органа управления муниципального образования) следует осуществлять совместное (например, скоординированное) управление, включая муниципальное управление городским промышленным комплексом.

Рассмотрим теперь, что выводит на обязательность стратегизации муниципального управления конкурентоспособностью промышленного комплекса города России.

Во-первых, управление промышленным комплексом города является критически важным, т.к. существеннейшим образом влияет на состояние и предприятий этого комплекса, и на само муниципальное образование, а также на группу других лиц, интересы которых игнорирования не допускают.

Во-вторых, промышленный комплекс города и муниципальное образование представляют собой сложный объект управления, оцениваемый, по крайней мере, двумя наборами показателей состояния (показателями состояния хотя бы одного предприятия промышленности – дислоканта и самого муниципального образования), в отношении которого каждый из них может реализовывать управленческие воздействия в пределах сферы своей управленческой компетенции, причем реакция на эти воздействия будет являться динамической, и, скорее всего, недетерминированной.

В-третьих, выделенный объект управления является весьма инерционным. Очевидно, что многие договоры поставки продукции предприятий промышленности, инвестиционные и инновационные обеспечительные процессы хронологически протяженны. Поэтому соответствующее управление является достаточно пролонгированным и при мало-мальски сложной промышленной товарной продукции последствия, связанные с достижением или недостижением контрагентской конкурентоспособности, прослеживаются на протяжении нескольких лет. В-четвертых, поставочно-продуктовые, инвестиционные и инновационные проекты нередко создают резкие, даже ударные финансовые нагрузки, которые могут оказаться перегрузками, если их появление своевременно не предусмотреть.

На данный момент принято выделять тактическое и стратегическое управление, причем стратегическое управление нередко трактуется в научном плане некорректно, в привязке к продолжительности периода его осуществления. Будем соотносить стратегическое управление главным образом с управленческой активностью, порождающей принципиальные или хотя бы существенные трансформации состояния объекта управления.

Отмеченные выше обстоятельства объективно порождают потребность в стратегическом управлении конкурентоспособностью промышленного комплекса города России со стороны этого города – российского муниципального образования.

Такое управление целесообразно осуществлять, так как орган муниципального образования имеет:

- физическую возможность получать данные о состоянии его самого и предприятий его промышленного комплекса;

- стимулы для такого рода наблюдений, т.к. в противном случае им могут быть допущены управленческие ошибки;

- заинтересованность в целенаправленном изменении собственного состояния и состояния городского промышленного комплекса;

- возможность предпринимать вербальные действия в виде реализации мер и мероприятий в отношении предприятий промышленного комплекса города России.

Соответственно имеются объективные предпосылки для организации и осуществления указанного выше управления. Наряду с ними имеются и субъективные предпосылки для этого управления:

- во-первых, от муниципальных служащих нередко востребуются документы со стратегиями, связанные с их управленческой деятельностью, в том числе при обосновании межуровневых налоговых трансфертов;

- во-вторых, муниципальные служащие, особенно высший управленческий персонал, ощущают больший психологический комфорт от наличия задающего документа. В этом смысле они подсознательно самоутверждаются, начиная считать себя субъектами - носителями стратегии. Кроме того, формируя и согласовывая ее, они могут бюрократически возвыситься, идя навстречу или игнорируя пожелания дирекций предприятий городского промышленного комплекса.

Изложенные соображения дают веские основания для вывода о том, что осуществление профильного стратегического управления является целесообразным.

Макеева О.Б.