Понятие и классификация организаций.
Понятие организации и ее общие характеристики.
Что такое организация? Что общего в мире организаций, к которым относят и фабрики, и заводы, и школы, и университеты, и футбольные команды, и церкви, и военные подразделения, и министерства, и магазины, и клубы, и сельхозкооперативы, и больницы, и почтовые отделения и многие другие.
Общие у них то, что везде работают люди. Они могут иметь или не иметь общей собственности, у них могут быть, а может и не быть техники и оборудования, но у них обязательно есть общие цели. Кроме того, каждый идет к цели не самостоятельно, а совместно, у них общий путь к цели. Поэтому организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (или целей).
Приведенное определение характерно и справедливо для формальной организации, специально созданной и координируемой для достижения поставленной цели (целей). Существуют также неформальные группы, организации, которые возникают стихийно, спонтанно, но где люди выступаю во взаимодействии друг с другом по интересам достаточно регулярно. В управлении понятие «организация» обычно используется для обозначения именно формальной организации.
Организации создаются для достижения самых разных целей, удовлетворения различных потребностей людей, поэтому они так разнообразны, имеют различное назначение, расположение, размеры, внешний вид, строение, поведение и другие характеристики. Это играет важную роль при рассмотрении организаций как объектов управления, чтобы использовать эффективные методы и приемы координации деятельности людей.
Большинство организаций являются сложными системами, состоящими из подразделений (частей организации), имеющих свою цель работы, увязанную с общей целью.
Сложные организации вне зависимости от их конкретного назначения имеют общие характеристики, черты, параметры или исходные принципы. К таким параметрам относят:
наличие общих целей;
преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, - это люди (трудовые ресурсы), капитал (денежные средства, основные фонды), материалы, технология и информация;
зависимость организации от внешней среды как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей. Внешняя среда включает экономические условия, потребителей, законодательство, правительственные акты, конкурентов, общественные ценности и взгляды, технику и технологию и др. Эта среда оказывает существенное влияние на организацию;
разделение труда. Разделение всей работы на части называется горизонтальным разделение труда. Например, работу по управлению парусным судном можно разделить на такие части: управление парусами, управление рулем. Отделение работы по координированию действий от самих действий называется вертикальным разделением труда;
образование подразделений в сложных организациях. Такие подразделения называются отделами, службами, цехами, участками и т.п. Как и целая организация, частью которой они являются, подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели;
необходимость и наличие управляющего органа.
Таким образом, по сути большие и сложные организации имеют общие характеристики и состоят из нескольких специально созданных для конкретных целей взаимосвязанных организаций и многочисленных неформальных групп, возникающих спонтанно. Например, учебная группа студентов является одним из подразделений учебного заведения. Уже после нескольких совместных занятий самопроизвольно создается несколько сплоченных группировок – неформальных групп.
Классификация организаций
Для эффективного управления организацией важно знать, какое место занимает она в системе аналогичных объектов, существует ли ниша, которую занимает организация, и как определить те организации, которые сравнимы с управляемым объектом по тем или иным параметрам, чтобы использовать их опыт. Эти и другие вопросы идентификации бизнеса напрямую связаны с классификацией организаций, их группировкой по тем или иным признакам.
Классификация организаций в экономике представлена в табл.1 (стр.3).
Многообразие целей и задач организаций приводит к тому, что для управления их функционированием и развитием требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников.
Таблица 1 – Классификация организаций в экономике
Признак классификации | Виды организаций |
Критерий формализации (принцип построения и функционирования организаций) | Формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы. |
Неформальные организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми. | |
Критерий формы собственности | Частные |
Государственные и муниципальные | |
Иные | |
Критерий численности занятых, объем продаж и стоимость активов | Крупные |
Средние | |
Малые | |
Критерий участия в различных секторах производства (по виду и характеру хозяйственной деятельности) | Организации отраслей первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, включают организации и предприятия сельского, лесного, рыбного хозяйств, угольной промышленности и т.д. |
Организации отраслей вторичного цикла, в состав которых входят организации и предприятия обрабатывающей промышленности, например, машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т.д. | |
Организации отраслей третичного цикла, организации и предприятия которого оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отраслей первых двух секторов. Это банки, страховые компании, транспортные предприятия, образовательные учреждения, туристские агентства, розничная торговля и др. | |
Организации и институты четвертого сектора экономики, которые занимаются такой прогрессивной и быстроразвивающейся сферой человеческой деятельности, как информационные технологии. Этот сектор сформировался сравнительно недавно, но его значение и потенциал растут с такой скоростью, с которой во всем мире увеличивается роль информации в управлении сложными системами. | |
Признак классификации | Виды организаций |
Критерий отношения к прибыли | Коммерческие, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. |
Некоммерческие, которые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. | |
Критерий принадлежности к основным структурным элементам общества | Государственные организации |
Организации гражданского общества (коммерческие и некоммерческие) | |
Критерий сферы и масштаба деятельности | Национальные |
Иностранные | |
Смешанные | |
Международные коммерческие организации |
- Модуль 1 – Теория систем и системный анализ
- Сурмин ю.П. Теория систем и системный анализ: Учеб. Пособие. – к.: мауп, 2003. – 368 с.
- Тема 1. История возникновения и становления системного подхода.
- Сущность и основные характеристики системности.
- 2. Возникновение и развитие системных идей.
- 3.Мир в свете системных представлений.
- Тема 2. Основные понятия теории систем.
- 1. Категориальный аппарат системного подхода.
- 2. Системообразующие факторы.
- 3. Классификация систем.
- Тема 3. Структура и организация системы.
- 1. Структурный аспект системы. Состав системы
- 2. Организация системы
- Тема 4. Функционирование системы.
- Внутренние и внешние функции
- 2. Проблемы эффективного функционирования системы.
- Тема 5. Среда и ее роль в жизни системы.
- 1. Система и среда.
- 2. Взаимодействие системы и среды.
- Адаптация системы в среде
- Тема 6. Жизненный путь системы.
- Максимальное развитие, зрелость.
- Распад и гибель.
- Устойчивое развитие
- Саморазвитие системы
- 2. Система в переходных и критических состояниях. Преобразование системы
- Тема 7. Основы системного анализа.
- 1. Основные разновидности системного анализа. Виды системного анализа
- 2. Содержание и технология системного анализа.
- Системные законы и их роль в познании
- Модуль 2 – Основы теории управления
- Тема 1. История развития управленческой мысли. – 2 часа
- 1. Возникновение управленческой мысли.
- Развитие управленческой науки как составной части философии
- Развитие науки управления в составе экономической теории
- Использование психологии в управлении. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Э. Мэйо.
- Разнообразие современных моделей менеджмента.
- Тема 2. Концептуальные основы теории управления. – 2 часа.
- 1. Сущность менеджмента и управления организацией.
- 2. Понятие системы управления.
- Система управления с убъект управления
- Характерные особенности системы управления
- 3.Цели и функции управления. Понятие цели системы управления
- Функции управления
- Управленческие решения.
- Тема 3. Организация как объект управления. – 4 часа
- Понятие и классификация организаций.
- Современные формы и модели организаций
- Внутренняя среда организации и ее проектирование. Понятие внутренней среды и классификация ее факторов
- Внешняя среда организаций.
- Основные свойства организационного управления.
- Тема 4. Законы и принципы управления – 4 часа.
- 1. Содержание и механизм проявления законов управления.
- На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:
- Закон единства и целостности системы управления.
- Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления.
- Закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации.
- Закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления.
- Закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления.
- Закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.
- 2. Сущность и содержание принципов управления.
- Научность.
- Системность и комплексность.
- Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений.
- Принцип централизованности и децентрализованности.
- Принцип пропорциональности в управлении.
- Принцип единства распорядительства в управлении.
- Принцип экономии времени.
- Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организаций и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях.
- Принцип делегирования полномочий.
- Принцип обратной связи.
- Тема 5. Методы управления. – 4 часа.
- Классификация методов управления.
- Экономические методы управления.
- 3. Организационно-распорядительные методы управления.
- Организационно-распорядительные
- П о характеру управляющего воздействия
- Краткосрочного Средства
- 4.Социально-психологические методы управления.
- Основные требования к организационному управлению.
- Управление техническими системами.
- Управление эргатическими системами.
- Управление организационными системами.
- Тема 6. Моделирование систем различной природы. – 2 часа.
- Исторический обзор использования моделирования в управлении.
- 2. Понятие модели и моделирования.
- 3. Классификация моделирования.
- Математическое и кибернетическое моделирование систем.
- Тема 7. Самоменеджмент. – 4 часа
- Понятие самоменеджмента и его основные функции.
- 2. Управление карьерой.
- Кто не знает, в какую гавань плывет, у того нет попутного ветра. Сенека
- 3.Управление своим временем и организация личного труда.
- Имидж менеджера и способы его формирования.