logo search
От Рисина Конференции / Конференция - Воронеж-Курск - часть 1

Государственно-частное партнерство в развитии крупного города

Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в крупных городах России. Однако наиболее актуальным государственно-частное партнерство (ГЧП) стало в последние десятилетия. С одной стороны, ухудшение экономической ситуации затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес для роста объемов производства и продаж заинтересован в новых объектах для инвестирования.

ГЧП как экономическое явление представляет собой совокупность форм объединения материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.). ГЧП как система отношений представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Можно сказать, что ГЧП - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и инновационной сфере.

В числе базовых признаков ГЧП можно назвать следующие:

- сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

- взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;

- взаимодействие сторон имеет равноправный характер;

- ГЧП имеет выраженную публичную, общественную направленность;

- в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;

- финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.

К основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления относятся8:

- государственные контракты;

- арендные отношения;

- финансовая аренда (лизинг);

- государственно-частные предприятия;

- соглашения о разделе продукции (СРП);

- концессионные соглашения.

Основными институтами, используемыми в ГЧП в России в настоящее, время являются: Инвестиционный фонд; Банк развития; государственные корпорации; особые экономические зоны; Российская венчурная компания.

Одним из основных эффектов, достигаемых при помощи государственно-частного партнерства – это реализация долгосрочных инфраструктурных инвестиционно-инновационных проектов. При этом не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов. Частный сектор обязуется проводить работы по разработке, строительству, финансированию и обслуживанию объектов в соответствии с параметрами и стандартами, установленными государством.

ГЧП в социальной инфраструктуре получило широкое распространение в мировой практике (Франции, Китае, Великобритании и др.). На долю отраслей производственной и социальной инфраструктуры, находящейся под контролем государства, которая и является объектом ГЧП, приходится до 30 % валового внутреннего продукта развитых стран. Формы сотрудничества бизнеса и государства могут быть различными – от контрактов на выполнение работ по государственному заказу до концессий. В России до 2008 года наметилась положительная тенденция увеличения доли частных инвестиций в общем объеме финансирования инвестиционных проектов в рамках ГЧП.

Таблица - ГЧП: паритетное финансирование инвестиционных проектов, млн. руб. (в текущих ценах)9

Показатель

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

прогноз

Суммарный объем финансирования

946

1607

2538

2379

1207

Бюджетные средства

620

842

1102

1144

114

Частные инвестиции

326

765

1436

1235

1093

Доля внебюджетных источников

34,5%

47,6%

56,6%

51,9%

90,5%

Государственные мероприятия активизации инновационной деятельности в рамках системы ГЧП проводятся в следующем виде:

1) прямое финансирование инновационной деятельности (государственный заказ, целевое кредитование, государственные гарантии по целевым проектам, долевое участие);

2) косвенное финансирование (тарифная и налоговая политика);

3) организационно-институциональная поддержка (стимулирование сотрудничества между экономическими субъектами, создание инфраструктуры инновационного предпринимательства, создание государственных и государственно-частных инвестиционных и инновационных фондов).

В российских регионах формируются экономические условия для организации и развития ГЧП; на муниципальном, региональном и федеральном уровнях реализуются крупные инвестиционные проекты на основе концессий, финансируемых из Инвестиционного фонда, создаются особые экономические зоны и технопарки. ГЧП позволяет привлечь частный бизнес к финансированию региональных инфраструктурных проектов, использовать его управленческий потенциал для повышения качества социальных услуг и эффективности объектов региональной социальной инфраструктуры.

В г. Волгограде особое распространение получили проекты ГЧП в ЖКХ. Этому способствует наличие абсолютно ликвидных активов - платежей населения; постоянный рынок сбыта и фиксированная стоимость услуг, потребление которых не зависит ни от социально-политической ситуации в стране, ни от уровня доходов населения. Возможность предоставлять дополнительные услуги и получать дополнительные доходы делают коммунальную сферу деятельности привлекательной для частного бизнеса. Муниципалитет же из субъекта владеющего и эксплуатирующего объекты ЖКХ превращается в орган административный и контролирующий. Кроме того, в условиях ГЧП муниципалитет делит риски с частным оператором и определяет приоритетные направления привлечения инвестиций в коммунальный сектор для их эффективного освоения.

Другой пример сотрудничества бизнес и администрации города в сфере строительства дорог - строительство новой магистрали «Обход города Волгограда» в период 2007-2011 гг. Ее протяженность составит 98 км. В рамках данного партнерства подписано соглашение с компанией «STRABAG AG» в объеме 40,6 млрд. руб.

В последние годы в Волгоградской области применение различных форм партнерства государства и частного бизнеса стремительно расширяется, бурно развиваются сами формы партнерств и их модификации. Так, если концессионные соглашения первоначально стандартно применялись при сооружении автострад, автостоянок, обеспечении централизованным теплоснабжением, то в настоящее время они получили распространение в таких сферах, как национальная оборона, образование, кабельное телевидение, некоторые виды городского общественного транспорта и др.

Важное значение проекты ГЧП имеют на уровне местного самоуправления. На долю городов и поселков (коммунальное хозяйство) приходится основная нагрузка по реализации множества проектов социального значения: поддержание в надлежащем состоянии дорожного и транспортного хозяйства, социальной инфраструктуры, водного хозяйства и защиты окружающей среды, жилищного строительства, водоочистных сооружений, энерго- и газообеспечения и пр. Основная проблема, с которой при этом сталкиваются коммунальные власти, состоит в недостатке финансовых ресурсов. Поэтому на уровне местного самоуправления привлечение частного капитала к решению насущных социально-экономических задач стало обычной практикой.

Как показывает опыт развитых стран, именно на местном уровне чаще всего возникает дилемма - приватизировать объекты коммунальной собственности или же искать другие пути привлечения материальных и финансовых ресурсов частного сектора.

Создание ГЧП - дело сравнительно новое и требует от государственных и муниципальных служащих, вовлеченных в их создание и осуществление, контроля их деятельности, новых знаний, умений и навыков, которые приобретаются в процессе учебы и участия в реализации конкретных проектов. При этом органы государственной власти и местного самоуправления должны предлагать жизнеспособные проекты и иметь необходимые права.

Частный сектор должен также проявлять инициативу и обладать соответствующим потенциалом. Необходимо наличие профессионально подготовленных, сильных в финансовом отношении, кредитоспособных партнеров.

Наши исследования показали, что важным благоприятным фактором среды развития ГЧП может быть территориальное стратегическое планирование, которое является организационным механизмом, во-первых, обеспечивающим прозрачный и открытый процесс формирования политики местного развития; а во-вторых, процессом, позволяющим учесть и согласовать точки зрения различных групп общества, добиться с их стороны поддержки, а значит, и привлечь дополнительные ресурсы для развития и реализации общественно значимых проектов. Тем самым стратегическое планирование способствует возникновению совместных проектов частного и общественного секторов и успешности их реализации.

В Стратегии социально-экономического развития города Волгограда зафиксированы:

- общие представления о планах в отношении ГЧП, видах услуг, которые будут оказаны, предполагаемых формах партнерства и требованиях к потенциальным партнерам;

- руководящие принципы, например: ГЧП должны снижать государственные расходы на обслуживание; все инициативы ГЧП должны быть открыты и прозрачны; ответственность за определение уровня и качества первоочередных услуг останется за муниципальными властями и т. п.;

- стратегия коммуникаций, обеспечивающая открытые консультации и обсуждения всех аспектов организации ГЧП как внутри органов власти, так и с местным сообществом;

- стратегия в отношении кадров, поскольку в связи с организацией ГЧП муниципалитеты будут подвержены изменениям, требующим соблюдения интересов их сотрудников;

- процесс ГЧП, фиксирующий стандартные процедуры их создания и функционирования.

Рисин И.Е., Рыжкова Л.А.